Проект урока
Предмет: обучение грамоте (УМК «Школа России»).
Класс: 1
Тема урока: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи урока:
познакомить с буквой Р р;
совершенствовать умения правильно произносить звуки [р], [р], слышать их в слове;
учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.
Методы обучения:
диалоговый
практический
объяснительно-иллюстративный
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
Средства обучения:
карточки со словами
пособие для чтения (слияние звуков), сделанное учителем
учебник
компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор
Система контроля:
самоконтроль
контроль учителя
качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов учебной деятельности.
Используемая литература:
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. - 208
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.-16с.
Примечание: жёлтым цветом в структуре урока выделена работа с детьми с нарушением речи.
Структура урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Организационный момент.
|
Слово учителя: -Садитесь. Осанка! -На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё… - Уши внимательно слушают и всё… - Голова ясно и хорошо… |
Настраиваются на активную работу на уроке. -Видят! -Слышат! -Думает! |
Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому. Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим. |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. Артикуляционная гимнастика для подготовки речевого аппарата к произношению звуков Р, РЬ.
|
1. «Язычок-кисточка». Ребёнок представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт. 2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды… 3. «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий). 4. «Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта? 5. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья) 6. «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче). (Учитель особое внимание обращает на тех учеников, кто затрудняется в произношении этих звуков). |
Повторяют упражнения за учителем. |
Регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе образца; корректировать выполнение задания. |
3 |
Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. |
Фонетическая зарядка. Едет мотоцикл… (дрр). Ставни скрипят… (скррр). Кони храпят… (хррр). Вороны кричат… (каррр). Собаки рычат …(рррр). (Учитель особое внимание обращает на тех учеников, кто затрудняется в произношении нового звука). - Какой звук повторяется? - С каким звуком познакомимся сегодня? Задача урока. (Учитель создаёт условия для формулирования задачи урока. Осуществляет педагогическую поддержку в процессе целеполагания.)
|
Ученики заканчивают предложение. Формулируют учебную задачу урока. 1) Дать характеристику звука; 2) Будем учиться правильно, произносить звуки, читать слова с новыми звуками. |
Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, учебная мотивация. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. |
4 |
Этап изучения нового материала. Физкультминутка |
1) Характеристика звуков. Отгадайте загадки: Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. -Кто это? - Назовите первый звук в слове РЫБА. Какой он? Охарактеризуйте его. Твёрдый звук поплывёт в путешествие, на каком паруснике? Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. -Что это? - Назовите первый звук в слове РЕКА. Какой он? Охарактеризуйте его. Мягкий звук поплывёт в путешествие, на каком паруснике? 2) Чтение слогов. - Синий парусник, к каким островкам поплывёт? - Зелёный парусник, к каким островкам поплывёт? Не читающие ученики читают слоги под руководством учителя (кораблик со звуком подплывает к островкам). 3) Читающие самостоятельно читают рассказ «Кактус» стр. 65 и отвечают на вопросы. 4). Чтение рассказа «Кактус» вслух читающими учениками. Задание остальным: внимательно слушаем и запоминаем слова, в которых услышите новые звуки.
Жили-были три кота, три кота Василия. Поднимали три хвоста прямо в небо синее. Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз и сказали три кота: «Красота! Красота!» (хором) - В каких словах слышим звуки [ р ], [ р ]? Учитель осуществляет контроль. |
Отгадывают загадки. Участвуют в учебном диалоге. Анализируют, делают выводы. Читают слоги. Читают рассказ. Дети с нарушением речи произносят слова с новыми звуками вместе с учителем (слова записаны на доске). |
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию). Познавательные: слышать и различать новые звуки в словах; характеризовать новые звуки , доказывать, что они согласные, сравнивать их. Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому. |
5 |
Этап закрепления знаний. |
1) Чтение с доски: ар - ра Ар - тур Ки - ра ор – ро Ла – ра Ки- рилл ыр – ры И – ри - на ир – ри И – ра Ри - та ур – ру А – ри – на Ки – ра - Почему некоторые слова написаны с большой буквы? 2)Учитель с детьми с нарушением речи отрабатывает чёткое произношение звука [р]. Задание читающим ученикам: придумать слова, у которых начало КАР… (могут записать печатными буквами). 3) Индивидуальная работа. 1 группа: Читающие ученики самостоятельно читают скороговорку и учатся её быстро и чётко проговаривать. (Получают листок со скороговоркой.) На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова, у дров детвора. 2 группа: Правильное произношение звуков в чистоговорках, особое внимание обратить на тех учеников, кто затрудняется в произношении этого звука). (Чистоговорка на экране проектора.) Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру. Ор-ор- ор – подмели мы двор. Арь-арь- арь – на стене висит фонарь.
4) Чтение читающими учениками скороговорки (скороговорка на экране проектора). Чёткое проговаривание слов в скороговорке учениками, затрудняющимися в произношении этого звука). 5) Игра «Что получится из КАР?» Кар-тина кар-тон кар-лик кар - та Кар читают ученики с нарушением речи, те ученики, кто работал самостоятельно, называют слова.
|
Читают слова. Работают самостоятельно. Работают самостоятельно. Читают под руководством учителя.
Проверка самостоятельной работы читающих ребят, в деятельность включаются все ученики. |
Познавательные: развивать познавательный интерес. Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
|
6. |
Итог урока. |
Подведение итога урока. – Мы справились с задачами, которые ставили в начале урока? Создать условия для оценивания учащимися результатов работы, возвращение к задачам урока. |
Контроль своей деятельности. |
Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу. Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
7. |
Рефлексия. |
– Проанализируйте свою работу на уроке. На какую лесенку успеха вы себя поставите. Покажите лесенку успеха дома родителям и расскажите, как вы работали сегодня на уроке. |
Самооценка.
|
Познавательные: уметь провести рефлексию на уроке. Личностные: оценивать результат собственной деятельности.
|