Урок в 1 классе «Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»

7
0
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Проект урока

Предмет: обучение грамоте (УМК «Школа России»).

Класс: 1

Тема урока: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи урока:  

познакомить с буквой Р р;

совершенствовать умения правильно произносить звуки [р], [р], слышать их в слове;

учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;

оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;

воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:

диалоговый

практический

объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная

индивидуальная

Средства обучения:

карточки со словами

пособие для чтения (слияние звуков), сделанное учителем

учебник

компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор

Система контроля:

самоконтроль

контроль учителя

качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов учебной деятельности.

Используемая литература:

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. - 208 

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.-16с.

Примечание: жёлтым цветом в структуре урока выделена работа с детьми с нарушением речи.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный момент.


 

Слово учителя:

-Садитесь. Осанка!

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…

- Уши внимательно слушают и всё…

- Голова ясно и хорошо…

Настраиваются на активную работу на уроке.

-Видят!

-Слышат!

-Думает!

Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.

Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений. Артикуляционная гимнастика для подготовки речевого аппарата к произношению звуков Р, РЬ. 

 

1. «Язычок-кисточка». Ребёнок представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт. 2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды… 3. «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий). 4. «Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта? 5. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или  чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья) 6. «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

(Учитель особое внимание обращает на тех учеников, кто затрудняется в произношении этих звуков).

Повторяют упражнения за учителем.

Регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе образца; корректировать выполнение задания.

3

Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности.

Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл… (дрр).

Ставни скрипят… (скррр).

Кони храпят… (хррр).

Вороны кричат… (каррр).

Собаки рычат …(рррр).

(Учитель особое внимание обращает на тех учеников, кто затрудняется в произношении нового звука).

- Какой звук повторяется?

- С каким звуком познакомимся сегодня?

Задача урока. (Учитель создаёт условия для формулирования задачи урока.

Осуществляет педагогическую поддержку в процессе целеполагания.)

 

Ученики заканчивают предложение.

Формулируют учебную задачу урока. 1) Дать характеристику звука; 2) Будем учиться правильно, произносить звуки, читать слова с новыми звуками.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, учебная мотивация.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

4

Этап изучения нового материала.

Физкультминутка

1) Характеристика звуков.

Отгадайте загадки:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

-Кто это? - Назовите первый звук в слове РЫБА. Какой он? Охарактеризуйте его. Твёрдый звук поплывёт в путешествие, на каком паруснике?

Течет, течет, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит.

-Что это? - Назовите первый звук в слове РЕКА. Какой он? Охарактеризуйте его. Мягкий звук поплывёт в путешествие, на каком паруснике?

2) Чтение слогов. - Синий парусник, к каким островкам поплывёт? - Зелёный парусник, к каким островкам поплывёт?

Не читающие ученики читают слоги под руководством учителя (кораблик со звуком подплывает к островкам). 3) Читающие самостоятельно читают рассказ «Кактус» стр. 65 и отвечают на вопросы.

4). Чтение рассказа «Кактус» вслух читающими учениками. Задание остальным: внимательно слушаем и запоминаем слова, в которых услышите новые звуки.


 


 

Жили-были три кота, три кота Василия. Поднимали три хвоста прямо в небо синее. Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз и сказали три кота: «Красота! Красота!» (хором)

- В каких словах слышим звуки [ р ], [ р ]?

Учитель осуществляет контроль.

Отгадывают загадки.

Участвуют в учебном диалоге.

Анализируют, делают выводы.

Читают слоги.

Читают рассказ.

Дети с нарушением речи произносят слова с новыми звуками вместе с учителем (слова записаны на доске).

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию).

Познавательные:

слышать и различать новые звуки в словах; характеризовать новые звуки , доказывать, что они согласные, сравнивать их. Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.

5

Этап закрепления знаний.

1) Чтение с доски: ар - ра Ар - тур Ки - ра ор – ро Ла – ра Ки- рилл

ыр – ры И – ри - на ир – ри И – ра Ри - та ур – ру А – ри – на Ки – ра - Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

2)Учитель с детьми с нарушением речи отрабатывает чёткое произношение звука [р].

Задание читающим ученикам: придумать слова, у которых начало КАР… (могут записать печатными буквами).

3) Индивидуальная работа. 1 группа: Читающие ученики самостоятельно читают скороговорку и учатся её быстро и чётко проговаривать. (Получают листок со скороговоркой.) На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова, у дров детвора.

2 группа: Правильное произношение звуков в чистоговорках, особое внимание обратить на тех учеников, кто затрудняется в произношении этого звука). (Чистоговорка на экране проектора.)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру. Ор-ор- ор – подмели мы двор. Арь-арь- арь – на стене висит фонарь.


 

4) Чтение читающими учениками скороговорки (скороговорка на экране проектора).

Чёткое проговаривание слов в скороговорке учениками, затрудняющимися в произношении этого звука).

5) Игра «Что получится из КАР?»

Кар-тина кар-тон кар-лик кар - та

Кар читают ученики с нарушением речи, те ученики, кто работал самостоятельно, называют слова.


 


 

Читают слова.

Работают самостоятельно.

Работают самостоятельно.

Читают под руководством учителя.

 

Проверка самостоятельной работы читающих ребят, в деятельность включаются все ученики.

Познавательные: развивать познавательный интерес. Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6.

Итог урока.

Подведение итога урока. – Мы справились с задачами, которые ставили в начале урока? Создать условия для оценивания учащимися результатов работы, возвращение к задачам урока.

Контроль своей деятельности.

Личностные:

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Регулятивные:

соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

7.

Рефлексия.

Проанализируйте свою работу на уроке. На какую лесенку успеха вы себя поставите. Покажите лесенку успеха дома родителям и расскажите, как вы работали сегодня на уроке.

Самооценка.

Познавательные:

уметь провести рефлексию на уроке. Личностные:

 оценивать результат собственной деятельности.

 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.