Урок по окружающему миру «Как выбирали место для строительства города. «Кремлёвские» города
Технологическая карта образовательного мероприятия
Предмет | Окружающий мир | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 4 д, 23 человека | |
Продолжительность образовательного мероприятия | 40 минут | |
Методическая информация | ||
Тема образовательного мероприятия | Как выбирали место для строительства города. «Кремлёвские» города. | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Виноградова Н.Ф. | |
Классификация ОМ в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Раздел «Как возводили города», тип урока: открытие нового знания, урок исследовательского проектирования. | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителем строятся на взаимном доверии и уважении. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У учащихся сформирована учебная мотивация. В классе есть одарённые дети, которые осознают важность и необходимость учения. У детей выражена мотивация достижения успеха, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы, быстро усваивают учебный материал, участвуют в конкурсах, олимпиадах. В классе есть дети, которые обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется повторить рассуждения, выводы. | |
Цели образовательного мероприятия | Предметные цели: понимать основные причины выбора места для поселений; уметь характеризовать город как населенный пункт; приводить примеры древних «кремлевских» городов России. | |
Метапредметные цели: понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока. | ||
Личностные цели: осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры; уметь объективно оценивать свою работу и работу одноклассников, аргументировать свою оценку. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||
Мотивация учебной деятельности | создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Ребята, давайте подумаем над словами французского писателя Виктора Гюго: «Вселенная без города это словно тело без головы». - Как вы понимаете это высказывание? - Город - это своенравное дитя человечества. - Красив, прежде всего, тот город, который живет в гармонии с природой. - Сегодня нам очень трудно представить современный мир без больших городов, широких проспектов, высотных зданий. Но ведь было время, когда вообще не было городов и больших поселений. Можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека. Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. «Профессии» городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются крупными промышленными центрами, третьи — портами или курортами. | анализировать, сравнивать | излагать своё мнение | выдвигать версии |
Актуализация знаний. Постановка задачей урока. | воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания | - Подумайте, от каких слов произошло слово «город»? (городить, огораживать, ограда, огород). Итак, город – это… (прочитать лексическое значение слова). - Подберите к слову «город» родственные, однокоренные слова (городить, городок, городище, пригород, пригородный). - Действительно, наши предки-славяне выбирали удобное место и огораживали его для своего проживания. - Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? - Сформулировать тему урока вам помогут карточки со словами. Для этого надо слова сложить в определённом порядке, чтобы получилось название темы. - На сегодняшнем уроке мы узнаем, как возникали и строились города и совершим небольшое путешествие по «кремлёвским» городам. - Какие задачи поставим на урок? 1)Узнать…. 2)Познакомиться … 3)Исследовать особенности… | анализировать, обобщать, формулировать задачи урока, принимать учебную задачу, сформулированную учителем | излагать свое мнение, строить устное высказывание, работать в паре | определять тему, цели урока, планировать свои действия на отдельных этапах урока |
Проблемное объяснение нового материала. Физминутка | - Какое место для строительства будущего города могли выбрать славяне? - Рассмотрите иллюстрацию и отметьте необходимые условия выбора места для строительства города. - А теперь сравним наш вывод с выводами в учебнике на с. 52. - Высокие берега реки защищали постройки от наводнения. - Близость лесов (строительный материал, охота на диких зверей, бортничество, сбор грибов и ягод). - Высокие берега реки защищали от нападения врагов. - С высокого берега реки, если нагрянут враги, их будет видно издалека. - Рыболовство. - Вода – источник жизни. - Позднее, когда появилась торговля, стали учитывать расположение торговых путей, чтобы тоже торговать. - Как защищали поселения от врагов? Найдите ответ в учебнике на с.53. - Что называют кремлём? - Зачем в древнерусских городах строили кремль? - Как называют такие города? Древнерусский город-это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля был посад - место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади. - Предлагаю поработать в группах и составить основные характеристики города, изучив материал и заполнив таблицы, выяснить, является ли он «кремлёвским» городом. - А каким вы узнаете, если расшифруете название города. (План-задание для исследования) | понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить в сотрудничестве сравнение и классификацию по заданным основаниям. | работа в парах, работа в группах; понимать важность коллективной работы; допускать существование различных точек зрения. | понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. | |
Закрепление. | выявление уровня усвоения материала в ходе защиты исследования основных характеристик «кремлёвских» городов | Защита мини-исследований (Листы с самооценкой и взаимоценкой) | анализировать, сравнивать, обобщать; работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом виде. | контролировать свои действия при совместной работе. | планировать деятельность, работать по плану, сверяясь с целью. |
Итог урока. Рефлексия. | проверка уровня усвоения нового материала в ходе критериального оценивания | - Вернёмся к нашим задачам. На сегодняшний день мы решили их? - Составьте синквейн на тему «город». - Чтобы вы хотели узнать на следующий урок по этому разделу? (Предложить исследование названий улиц нашего города) Показать небольшое видео проектной работы. - Возьмите кирпичики и оцените свою работу на уроке. З – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями. Ж– Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам. К – Мне ещё трудно | анализировать свою деятельность; уметь представить информацию в сжатом виде (написание синквейна) | излагать свое мнение; договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. | под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату; оценивать степень успешности достижения, причины успеха/неуспеха |