Урок по окружающему миру «Как выбирали место для строительства города. «Кремлёвские» города

1
0
Материал опубликован 15 May 2022

Титульный лист

Технологическая карта образовательного мероприятия

Предмет

Окружающий мир

Класс, профиль класса/группа, количество человек

4 д, 23 человека

Продолжительность образовательного мероприятия

40 минут

Методическая информация

Тема образовательного мероприятия

Как выбирали место для строительства города. «Кремлёвские» города.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Виноградова Н.Ф.

Классификация ОМ в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Раздел «Как возводили города», тип урока: открытие нового знания, урок исследовательского проектирования.

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителем строятся на взаимном доверии и уважении. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У учащихся сформирована учебная мотивация. В классе есть одарённые дети, которые осознают важность и необходимость учения. У детей выражена мотивация достижения успеха, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы, быстро усваивают учебный материал, участвуют в конкурсах, олимпиадах. В классе есть  дети, которые обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется повторить рассуждения, выводы.

Цели образовательного мероприятия


Предметные цели:

знать значение слова «город»;

понимать основные причины выбора места для поселений;

уметь характеризовать город как населенный пункт;

приводить примеры древних «кремлевских» городов России.

Метапредметные цели:

понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить;

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Личностные цели:

осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры;

уметь объективно оценивать свою работу и работу одноклассников, аргументировать свою оценку.



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Мотивация учебной деятельности



















создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Ребята, давайте подумаем над словами французского писателя Виктора Гюго: «Вселенная без города это словно тело без головы».

- Как вы понимаете это высказывание?

-  Город - это своенравное дитя человечества.

- Красив, прежде всего, тот город, который живет в гармонии с природой.

- Сегодня нам очень трудно представить современный мир без больших городов, широких проспектов, высотных зданий. Но ведь было время, когда вообще не было городов и больших поселений. Можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.

Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. «Профессии» городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются крупными промышленными центрами, третьи — портами или курортами.

анализировать, сравнивать


излагать своё мнение


выдвигать версии


Актуализация знаний. Постановка задачей урока.

воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания

- Подумайте, от каких слов произошло слово «город»? (городить, огораживать, ограда, огород).

Итак, город – это… (прочитать лексическое значение слова).

- Подберите к слову «город» родственные, однокоренные слова (городить, городок, городище, пригород, пригородный).

- Действительно, наши предки-славяне выбирали удобное место и   огораживали его для своего проживания.

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

- Сформулировать тему урока вам помогут карточки со словами. Для этого надо слова сложить в определённом порядке, чтобы получилось название темы.

- На сегодняшнем уроке мы узнаем, как возникали и строились города и совершим небольшое путешествие по «кремлёвским» городам.

- Какие задачи поставим на урок?

1)Узнать….

2)Познакомиться …

3)Исследовать особенности…

анализировать, обобщать, формулировать задачи урока, принимать учебную задачу, сформулированную учителем


излагать свое мнение, строить устное высказывание, работать в паре


определять тему, цели урока, планировать свои действия на отдельных этапах урока


Проблемное объяснение нового материала.































































Физминутка









- Какое место для строительства будущего города могли выбрать славяне?

- Рассмотрите иллюстрацию и отметьте необходимые условия выбора места для строительства города.

- А теперь сравним наш вывод с выводами в учебнике на с. 52.

- Высокие берега реки защищали постройки от наводнения.

- Близость лесов (строительный материал, охота на диких зверей, бортничество, сбор грибов и ягод).

- Высокие берега реки защищали от нападения врагов.

- С высокого берега реки, если нагрянут враги, их будет видно издалека.

- Рыболовство.

- Вода – источник жизни.

- Позднее, когда появилась торговля, стали учитывать расположение торговых путей, чтобы тоже торговать.

- Как защищали поселения от врагов? Найдите ответ в учебнике на с.53.

- Что называют кремлём?

- Зачем в древнерусских городах строили кремль?

- Как называют такие города?

Древнерусский город-это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался

кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля был посад - место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади.

- Предлагаю поработать в группах и составить основные характеристики города, изучив материал и заполнив таблицы, выяснить, является ли он «кремлёвским» городом.

- А каким вы узнаете, если расшифруете название города.

(План-задание для исследования)

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

проводить в сотрудничестве сравнение и классификацию по заданным основаниям.
























































работа в парах, работа в группах;

понимать важность коллективной работы; допускать существование различных точек зрения.

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Закрепление.

выявление уровня усвоения материала в ходе защиты исследования

основных характеристик «кремлёвских» городов

Защита мини-исследований

(Листы с самооценкой и взаимоценкой)

анализировать, сравнивать, обобщать; работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом виде.

контролировать свои действия при совместной работе.

планировать деятельность, работать по плану, сверяясь с целью.

Итог урока. Рефлексия.

проверка уровня усвоения нового материала в ходе критериального оценивания


- Вернёмся к нашим задачам. На сегодняшний день мы решили их?

- Составьте синквейн на тему «город».

- Чтобы вы хотели узнать на следующий урок по этому разделу? (Предложить исследование названий улиц нашего города)

Показать небольшое видео проектной работы.

- Возьмите кирпичики и оцените свою работу на уроке.

З – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями.

Ж– Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам.

К – Мне ещё трудно

анализировать свою деятельность; уметь представить информацию в сжатом виде (написание синквейна)


излагать свое мнение; договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.


под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату; оценивать степень успешности достижения, причины успеха/неуспеха


































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.