12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любовь Жданова30

Конспект урока окружающего мира.

Автор: учитель начальных классов Жданова Любовь Александровна

Организация: МОУ «Суслонгерская СОШ»

Населённый пункт: Республика «Марий Эл», посёлок Суслонгер

Тема урока : «Металлы», 4 класс, УКМ «Школа России»

Цель: формирование представлений о металлах, их значении в жизни человека.

Задачи:

Познакомить со свойствами металлов, разновидностями руд, получением из руд металлов и сплавов, способами обработки металлов, а также с профессиями людей , работающих в металлургии.

Развивать познавательную активность; умение выражать свои мысли, рассуждать, анализировать и делать выводы; расширить кругозор.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему урока, составлять план решения проблемы, совместно с классом и учителем определять степень успешности решения проблемы.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебной речевой ситуации, высказывая свою точку зрения, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, уважительно относиться к позиции другого.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания , используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формировать умение извлекать информацию из схем, таблиц; умение обобщать полученную информацию.

Педагогические технологии:

Технология обучения в сотрудничестве.

Технология проблемного обучения.

Использование ИКТ в учебном процессе.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями для групп, выставка иллюстраций «Металлургические профессии», карта «Полезные ископаемые России», образцы руд и сплавов из учебной коллекции «Полезные ископаемые», изделия из металлов и сплавов: молоток, нож, кастрюля, ложки алюминевая, серебряная, из нержавеющей стали, куски проводов из алюминия и меди, дюралюминевые детали, жестяные изделия, лампочка, зеркало, термометр, серебряные и золотые украшения , монеты.





Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Вступительная беседа.

Урок пройдёт в форме групповой работы. Это принесёт нам радость общения друг с другом.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Знакомство с экспертами, оценивающими работу групп.

Знакомство с командирами групп.

Цель командиров – организация работы в группе.

Памятка: работая в сотрудничестве, мы уважительно относимся друг к другу, выслушиваем мнение товарищей, помогаем командиру, отвечаем громко и чётко.

Коммуникативные.

Личностные.

Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности.

Постановка учебной проблемы.

Проверка Д/з.»Свойства горных пород»

По результатам опроса на доске заполняется таблица

Свойства горных пород(минералов)

Постоянство

формы

Твёрдость, хрупкость,

пластичность

Плавкость

Расширение при нагревании






Блиц-опрос:

-Назовите пластичную горную породу.

-Назовите сыпучую горную породу?

-Назовите твёрдую горную породу?

-Как используется песок и глина?

-Какие твёрдые горные породы используются в строительстве?

Употребляют ли минералы в пищу?

Постановка проблемы.

Учащимся предлагается рассмотреть два знакомых предмета. Это чашка и кастрюля. Оба предмета твёрдые.

-Какой из этих предметов прочнее?

-Почему?

-Из чего изготовлена чашка?

-Из чего изготовлена кастрюля?

Очень часто люди употребляют слово «железо» вместо слова «металл», подразумевая прочность материала: и не разбить , и не сломать.

Посовещайтесь в группах и сформулируйте тему урока, цели.

Тема: Металлы.

Цели: Узнать из каких пород и каким способом получают металлы.

-А зачем нам это знать? Ложки металлические, кастрюли мы купим в магазине.- Что ещё купим , помогайте: пилу, молоток, дрель, топор, сковородку, ножницы и т. д.

- А откуда это всё появилось? Как люди изготовили эти предметы? Разве необходимо это знать?

Необходимо. Может быть кто-то из вас, став взрослым, выберет себе профессию, связанную с изготовлением металлов.

-можете вы назвать такие профессии? (Оформлена выставка иллюстраций «Профессии: геологи, шахтеры, сталевары, кузнецы, металлурги…»



Коммуникативные.

Личностные.

Регулятивные.

3.Совместное открытие знаний.

Задание 1 группе.

Изучить учебную статью, рассмотреть образцы руд и сплавов, подготовить выступление по плану:

-Назовите чёрные металлы и их сплавы.

-Где человек использует чёрные металлы и их сплавы?

-Назовите и покажите железные руды. Каковы их особенности?

-Где находятся месторождения железных руд? Покажите карте?

-Как можно найти месторождение магнитного железняка?



Задание 2 группе.

Изучить учебную статью, рассмотреть образцы руд и сплавов, подготовить выступление по плану:

-Назовите цветные металлы и их сплавы.

-Где человек использует цветные металлы и их сплавы?

-Какие свойства металлов учитываются при их использовании?

-Из каких руд выплавляют цветные металлы?

-Где находятся месторождения медного колчедана, алюминевых руд (бокситов)?


Задание 3 группе.

Изучить учебную статью, рассмотреть образцы руд и сплавов, подготовить выступление по плану:

-Назовите благородные и редкие металлы.

-Где человек использует эти металлы?

-Назовите свойства золота, серебра, вольфрама, ртути.

-Из каких руд выплавляются эти металлы?

-Где находятся месторождения этих металлов? Покажите на карте?


Коммуникативные.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные.

Физкультминутка

Музыкальная зарядка.


4.Совместное открытие знаний.

Отчёт групп о проделанной работе.

Каждая группа рассказывает, о чём она узнала по предложенному плану, знакомит остальных с рудами металлов, их сплавами, изделиями из данных металлов и сплавов.

Учитель корректирует работу, уточняет некоторые моменты ,дополняет выступления учащихся. Учащиеся других групп задают вопросы.

В ходе работы оформляется на экране таблица


Свойства металлов

прочность

твёрдость

электропро-

водность

плавкость

Теплопровод-

ность








Коммуникативные

5.Заочная экскурсия на металлургический завод.

Для того чтобы представить себе, как из руды металлурги выплавляют металл, например, сталь или чугун, понять какая это работа, мы отправимся на металлургический завод. Только сначала откроем учебники и рассмотрим строение доменной печи.

Просмотр фрагмента художественного фильма «Весна на заречной улице»

Обсуждение.

-Завод занимает большую площадь или маленькую?

Ответы: Целый город. Героиня фильма едет по территории завода на паровозе в доменный цех.

-В чём заключается работа сталеваров? Каково её значение для развития жизни общества?


Познавательные.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

Достигли мы цели?

Что нового узнали на уроке?

Оценим свою работу?

Эксперты сообщают результаты выступления групп.

Д.З. с.98-103

Регулятивные.

Познавательные.



Раздаточный материал для групп

Чёрные металлы (Тяжёлые металлы)

К чёрным металлам относятся железо и его славы с углеродом: чугун и сталь.

Чёрные металлы используют всюду, океанский корабль, электровоз, рельс, каркас (балка) многоэтажного здания, трактор, комбайн, молоток, топор, пила, нож, пишущий кончик ручки - все эти большие и малые предметы сделаны из чёрных металлов. Чистое металлическое железо в природе встречается редко, главным образом в метеоритах, изредка падающих на Землю из межпланетного пространства.

Главные железные руды: магнитный железняк, бурый железняк и гематит, то есть красный железняк.

Магнитный железняк – чёрный металл с металлическим блеском, имеющий замечательное свойство магнетизм. В местах залегания под землёй магнитных руд стрелка компаса ведёт себя не так, как обычно: стрелка указывающая на север, отклоняется в сторону залежей руды. Наблюдая за отклонением стрелки компаса можно найти лежащую под землёй железную руду.

( Курское месторождение магнитного железняка)

На Урале существуют целые горы из магнитного железняка: гора Магнитная, Благодать, Высокая. (Магнитогорский металлургический завод)

Красный железняк (гематит) чаще встречается на большой глубине 100 и 200 метров в виде подземных горных хребтов и добывается в шахтах. И очень редко на маленькой глубине, где добыча идёт открытым способом. Название эта руда получила за наличие красного цвета.

Бурые железняки по цвету имеют бурый оттенок, встречаются на небольшой глубине. Одно из крупнейших месторождений в Крыму (Керченское месторождение)

Сталь – это сплав железа с углеродом (до 2% углерода), чугун – сплав с углеродом(от 2% до 6% углерода).



Цветные металлы

Медь, свинец, цинк, олово, никель, алюминий – группа цветных металлов. Сплав меди и олова - бронза.

Медь – металл красновато-жёлтого цвета, она применяется в электротехнике, так как хорошо проводит электрический ток, в 10 раз лучше, чем железо. В природе встречается в виде самородков(в чистом виде без примесей) и в виде руды: медный колчедан или медная руда, которая имеет красивые золотисто-жёлтые вкрапления. Месторождения медного колчедана находят по всей территории России.

Олово – мягкий серебристо-белый металл, не даёт ржавчины(не соединяется с водой и кислородом). В старые времена была широко распространена оловянная посуда: кастрюли, ложки, оловянные игрушки(оловянные солдатики). В настоящее время олово идёт в основном на изготовление жести. Если опустить лист железа в раскалённое олово, то железо покроется тончайшей оловянной плёнкой и не будет ржаветь. Это и есть жесть.

В природе встречается в виде оловянной руды(касситерит), бурый, часто почти чёрный минерал с алмазным блеском.

Алюминий – серебристо-белый лёгкий металл. Руд его очень много в земной коре. В чистом виде он непрочный, чтобы придать ему крепость, алюминий сплавляют с медью, марганцем, кремнием. Важнейшим алюминевым сплавом является дюралюминий. Он очень лёгкий, а крепок, как сталь. Из дюралюминия изготовляют самолёты, важные части автомобилей. Алюминевая руда – боксит. Она плотная, красновато-розового цвета. Большие месторождения находятся на Урале, в Сибири (Месторождения в шутку называют «Красная шапочка»)



Благородные и редкие металлы



Золото, платина, серебро – благородные металлы, а вольфрам, ртуть – редкие металлы.

Золото, платина, серебро –очень стойкие металлы, не разрушаются под действием воздуха и воды, поэтому предметы сделанные из этих металлов сохраняют свой вид и блеск в течение многих тысячелетий.

Золото – блестящий, очень тяжёлый металл, замечательный своими свойствами и красивым ярко-жёлтым цветом. С древних времён оно использовалось для изготовления украшений и для обмена. Например в Китае более 4000 лет назад существовала золотая монета «таго». В настоящее время золото применяется не только для украшений, но и для изготовления точных приборов. В природе распространено самородное золото, то есть в чистом виде без примесей: золотой песок и самородки(золотые камни), иногда очень большие, весом в несколько килограммов. (Уральское месторождение)

Серебро – металл серебристо-белого цвета, менее ценный, чем золото. В древности использовался на чеканку монет. В настоящее время из серебра изготовляют посуду, украшения, бромистым серебром покрывают киноплёнку и фотопластинки, из стекла покрытого серебром получается зеркало. Серебро встречается в свинцовых рудах, серных рудах. (Алтайское месторождение)

Вольфрам нам хорошо известен. Присмотритесь к обычной лампочке: светящаяся спираль лампочки сделана из вольфрама. Он светится при пропускании электрического тока. В природе встречается в виде минерала вольфрама. (Байкальское месторождение. Алтайское месторождение.)

Ртуть – единственный жидкий металл, имеет способность расширятся под воздействием температуры, используется в приборостроении (термометры)

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.