12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Какарова Анна Петровна523
Учитель русского зыка и литературы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Тиинск муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Россия, Ульяновская обл., с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области
3

Урок по Пасхальной тематике «В здоровом теле – здоровый дух»



 Какарова Анна Петровна учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Тиинск» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области

Открытый урок по Пасхальной тематике ( «В здоровом теле – здоровый дух»).

Цель: - заинтересовать учащихся традициями и обычаями празднования Пасхи.

Задачи: - развитие внимательного отношения к художественному слову;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- воспитание уважительного отношения к культуре своих предков;

Ход урока:

Учитель:- Здравствуйте, ребята! Как вы понимаете пословицу: «В здоровом теле – здоровый дух»? ( Если человек силен духовно, то и физически тоже. В Библии сказано, что «веселое сердце благотворно, как врач», а унылое сердце иссушает человека. На практике, действительно, здоровее те, кто позитивно смотрит на жизнь, кто не унывает, не нервничает часто, кто, заболев, верит в излечение. В человеке все должно быть гармонично, и дух, и тело его должны быть здоровы). 16 апреля наступит светлый праздник для всех людей - Пасха. 

- Что такое Пасха? (Весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа. Праздник Пасхи – самый почитаемый в народном календаре.). 
- Какое настроение царит в душах людей? (Радостное, доброе, весёлое, одухотворенное, здоровый дух).

- Тема нашего урока: «Анализ художественного текста».

-Сформулируйте цель нашего урока. (Проанализировать текст).

- Какие задачи поставим перед собой?

- уметь понимать тему, определять основную мысль;

- уметь находить тропы в тексте;

- уметь наблюдать, делать выводы.

- Ребята, что мы должны знать, работая с текстом? (тема текста, основная мысль текста, тип речи, стиль речи, художественно-изобразительные средства).

- Что такое тема текста?

- Основная мысль текста?


 


 


 


 


 

Задание №1 Работа в парах

Соотнесите определения (термины) и значения.

1. Метафора. А) Сопоставление с другими явлениями.

2.Сравнение. Б) Образное определение предмета.

3. Эпитет. В) Неодушевленные предметы наделяются свойствами

живого существа.

4. Олицетворение. Г) Переносное значение на основе сходства.

- Поменяйтесь работами, проверьте по образцу и оцените работу:


 

1

2

3

4

Г

А

Б

В


 

За каждый верный ответ -1б. (=4б)

-Вам знакомо творчество Александра Ивановича Куприна? («Чудесный доктор», «Куст сирени»). Назовите ключевые слова к произведениям. (Любовь, милосердие, доброта, человечность, сострадание). Может, человек с злым сердцем и черствой душой обладать перечисленными качествами? Нет, только здоровый дух раскрывает в нас лучшие человеческие качества, помогает быть добрыми по отношению к людям и миру. Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Александра Куприна «Пасхальные колокола». Послушайте, пожалуйста, текст (учитель читает).

Быстро - быстро промчались впечатления вчерашнего дня и Великой ночи: плащаница в суровой холодной темноте собора, воздержание от еды до разговения, дорога в церковь, в тишине и теплоте апрельского синего вечера, заутреня, крестный ход, восторженное пение хора, подвижная, радостная служба, клир в светлых сияющих парчовых ризах, блеск тысяч свечей, сияющие лица, поцелуи; чудесная дорога домой, когда так нежно сливаются в душе усталость и блаженство, дома огни, добрый смех, яйца, кулич, пасха, ветчина; погружаешься в сон, как камень падает в воду.

Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой – нет! – огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. Солнце заливает теплым текучим золотом всю комнату, расплескиваясь на обойном узоре. Как невыразимо вкусен душистый чай с шафранным куличом и с пасхой, в которой каких только нет приправ: и марципан, и коринка, и изюм, и ваниль, и фисташки. Но ешь и пьешь наспех. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее!

- Какое у вас возникло настроение при прослушивании отрывка? Вам понравился отрывок?

- Что чувствуют люди, когда встречают светлый праздник –Пасху?

-Есть слова, которые вам непонятны? Сегодня у на дежурный по словарю…, объяснит значение слов.

Плащаница -  полотно, в которое завернули тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти.

Разговение – вкушение скромной пищи по окончании поста.

Клир духовенство, служители церкви.

Риза -  одежда священника для богослужения.

Задание №2 Индивидуальная работа

1. Определите и запишите тему текста- 1б

2. Найдите и подчеркните основную мысль текста - 1б

(Тема – светлый праздник – Пасха, основная мысль – ощущение огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля).

- Проверьте по образцу и оцените свою работу.

- К какому типу речи относится текст? (Повествование с элементами описания). Назовите стиль речи ( Художественный).

- Какие части речи использует писатель, чтобы донести до читателя чистоту и красоту светлого праздника? (Существительные, прилагательные).

Задание №3 Работа в парах

Сгруппируйте словосочетания по способу связи.

Согласование

Управление

Примыкание

Б В З

Г Д Ж

А Е И

А) нежно сливаются Б) радостная служба В) крестный ход,

Г) дорога в церковь Д) пение хора Е) быстро промчались

Ж) заливает золотом З) колокольного звона И) невыразимо вкусен

- Поменяйтесь работами, проверьте по образцу, оцените работу товарища.

За каждый верный ответ -1б. (=9б)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

РАДОСТЬ УДИВЛЕНИЕ ЛЮБОВЬ ДОБРОТА

РАДОСТЬ УДИВЛЕНИЕ ЛЮБОВЬ ДОБРОТА

- Посмотрите на репродукцию картины Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт". Послушанный текст и репродукция картины чем-то похожи или нет? Ребята, что означает слово «натюрморт»? Натюрморт - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

- Какая цветовая гамма присутствует? Какое у вас возникает настроение, глядя на репродукцию картины?

Задание №4 Работа в группах. Вспомните правила работы в группе, выберите лидера, который будет координировать ваши действия и оценивать вашу работу.

Группа 1  

Работа с текстом: Подчеркните тропы, характеризующие КРАСКИ ПРАЗДНИКА: 1. Эпитеты 2. Сравнения 3. Олицетворение

Эпитеты: суровой холодной темноте, синего вечера, в светлых сияющих парчовых ризах, сияющие лица, ликующая встреча, теплым текучим золотом.

Сравнение: Погружаешься в сон, как камень падает в воду. Олицетворение: Быстро промчались впечатления вчерашнего дня и Великой ночи. Солнце заливает теплым текучим золотом всю комнату, расплескиваясь на обойном узоре.

Группа 2  

Работа с текстом: Подчеркните тропы, характеризующие ЗВУКИ ПРАЗДНИКА: 1. Эпитеты 2. Сравнения 3. Олицетворение

Эпитеты: восторженное пение хора, подвижная, радостная служба, добрый смех, веселых криков и колокольного звона.

Сравнение:  Огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля.

Олицетворение:  Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Нежно сливаются в душе усталость и блаженство.

Оценивание работы групп: 3балла.

Задание №5

Перескажите текст в одном предложении: «Этот отрывок о том, как…».

ЗДОРОВЫЙ ДУХ – это…….

Оцените свою работу, каждый ответ -2 балла.

Подведение итогов урока.

- Ребята. А какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли ее?

Рефлексия: оцените свою деятельность: подсчитайте количество баллов за работу на уроке в оценочных листах; определите индивидуальный уровень (базовый, повышенный, высокий) овладения темой.

Допишите предложения: «Я узнала…» «Меня удивило…» «Было трудно…»

Домашнее задание:

Базовый уровень: 1. Написать поздравление с праздником Пасхи.

Повышенный уровень: 1. Написать поздравление с праздником Пасхи.

2. Создать презентацию о празднике.

Высокий уровень: 1.Написать поздравления с праздником Пасхи.

2.Создать презентацию о празднике.

3.Написать сочинение «Светлый праздник в моей семье».

- Поздравляю вас, ребята, с праздником Светлой Пасхи. Пусть в вашей душе не будет места ни злобе, ни обиде, на зависти, ни ненависти. Дай Бог, чтобы в ваших сердцах жили любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, совершайте добрые поступки. Пусть в вашем здоровом теле всегда присутствует здоровый дух!

Презентация

PPTX / 575.53 Кб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.