Исследовательская работа «В здоровом теле-здоровый дух»

10
0
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 111

Научно-исследовательская работа

«В здоровом теле – здоровый дух»

Пермь 2017

Содержание:

Введение------------------------------------------------------------------------------2

Критерии здоровья человека-----------------------------------------------------5

Методика исследования-----------------------------------------------------------6

Результаты---------------------------------------------------------------------------7

Выводы ------------------------------------------------------------------------------12

Список литературы ---------------------------------------------------------------15

Приложение № 1: Анкеты для детей и родителей – 2 стр.

Приложение № 2: Диаграммы – 3 стр.Убрать

Введение

Выражение “в здоровом теле – здоровый дух” – далеко не новое понятие. Оно подразумевает, что все в нас взаимосвязано. Нравится нам это или нет, наш дух, душа, разум, эмоции и тело работают вместе.

Если тело не функционирует должным образом, то и ум тоже. Если душе плохо – то плохо и телу. Всякий недуг влияет не только на организм в целом и его функции, но и на наши чувства.

Как известно, каждая клетка в нашем теле стареет или растет, получает жизнь или погибает, и это прямо или косвенно отражается на нашем самочувствии. И наоборот – когда в нашем разуме появляется какая-то мысль, наше тело следует за умом и производит соответствующие изменения.

Слишком часто мы принимаем наше здоровье как должное, и осознаем его значение только тогда, когда мы заболеваем или нам становится плохо. Быть счастливым означает, что у нас и здоровое тело и здоровый дух. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, а наши эмоции играют большую роль в определении состояния здоровья.

Когда мы заботимся о нашем теле, мы заботимся и о нашей душе. Страх, беспокойство, печаль, бодрость, веселье, гнев – все эти эмоции и впечатления отражают состояние нашей души и отражаются на теле и лице человека.

Цель моей работы выяснить, правда ли жизненный тонус и уровень энергии зависят от того, как мы относимся к своему телу.

В век высоких технологий, когда практически все области нашей жизни зависят от компьютеров, жизнь человека очень изменилась. Мы перестали ходить в гости, общаясь с друзьями и родными в соцсетях, перестали ходить в магазины, заказывая нужный товар на сайтах с доставкой на дом. Даже в командировку ехать не нужно, ведь можно решить вопросы по скайпу и т.д.

Дети меньше стали проводить времени со сверстниками в не школы. Большинство проводят свободное время за монитором компьютеров. Социальные сети, виртуальные игры заменили дружеское живое общение как детей, так и взрослых.

Активные игры на свежем воздухе в ХХ веке были нормой для всех детей школьного возраста. Моя мама рассказывала мне, что она «выросла на улице». С утра и до позднего вечера, в летние месяцы, она с оравой детей бегали по дворам, играли в различные игры: пионербол, волейбол, картошка, прятки, салки, зимой катание с горок, строительство снежных крепостей, игры в снежкии т.д. Правда, со слов мамы, они делали еще много вещей, которых нельзя было делать, так как это было опасно не только для здоровья, но и для жизни, но это уже другая тема. По телевизору смотреть было нечего, что такое компьютер или сотовый телефон еще никто не знал. Было хорошо развито внешкольное спортивное образование: бесплатные кружки и секции, продленки. Мама говорит, что, несмотря на то, что мы сегодня живем лучше, в материальном плане, в то время, дети жили веселее.

В наш быстроразвивающийся век люди стали менее общительны, малоподвижны. Мы часто слышим в новостях о психических расстройствах, непредсказуемых поступках детей и подростков.

Мне стало интересно связаны ли эти нервные расстройства с физической активностью или неактивностью человека. Правда ли наше эмоциональное состояние зависит от физического состояния нашего тела?

Задачи работы:

Разработать анкеты для детей и взрослых;

Провести анкетирование среди школьников и их родителей;

Провести анализ по результатам анкет;

Сделать выводы по результатам анализа;

Найти подтверждение или опровержение гипотезы «В здоровом теле – здоровый дух» на основе выводов.

Для реализации данного проекта мною были изучены печатные материалы, интернет ресурсы. Методикой исследования выбрано анкетирование сверстников и их родителей.

В работе есть таблицы с результатами и выводами, в приложении работы диаграммы.


2. Критерии здоровья человека


Чтобы перечислить критерии здоровья, нужно сначала определить, из каких составляющих, оно складывается:

соматическое здоровье – нормальное функционирование органов и систем организма;

физическое здоровье – развитость и тренированность тела человека;

психическое здоровье – нормальное функционирование психики и сознания;

сексуальное здоровье – полноценное осознание человеком своей сексуальности и способность к продлению рода;

нравственное здоровье – способность к адекватному поведению и уважение моральных норм.

Таким образом, критерии здоровья человека определяются в соответствии с каждой составляющей:

полноценное генетическое и физиологическое развитие;

отсутствие болезней, патологий и мутаций;

отсутствие увечий и дефектов;

отсутствие отклонений в психике и умственном развитии;

нормальное сексуальное развитие, способность к репродукции;

адекватное поведение и осознание себя как члена общества.

3. Методика исследования

Приступая к работе над проектом, я провела анкетирование среди учащихся 6 –х классов нашей школы, а также их родителей. Возраст анкетируемых детей 11-13 лет, возраст родителей, принявших участие в опросе, колеблется от 30 до 53 лет. Всего участвовало в анкетировании 80 человек. Из них девочек- 39, мальчиков -19, женщин -16, мужчин - 6.

Участникам опроса была предложена анкета, в которой они отвечали на вопросы, связанные:

со склонностью к заболеваемости,

с физической нагрузкой,

с отношением к спорту,

с эмоциональным состоянием,

со степенью ответственности,

с уверенностью в своих возможностях.


 

Образцы анкет для детей и родителей см. Приложение №1.

4. Результаты

Всего было опрошено 80 человек: 58 детей и 22 родителя.

На вопрос «Часто ли вы болеете?» были получены результаты, собранные в таблице 1.1.

Таблица 4.1.

«Количество заболеваний в год»

 

1 раз в год/

не болею

2-3 раза в год

4 и более раз в год

Дети

26

29

3

Взрослые

14

6

2


 

По результатам видно, что почти 64% родителей и 45% детей болеют 1 раз в год или вообще не болеют. Два- три раза в год болеют 27% взрослых и 50 % детей. И очень часто болеют 9% взрослых и 5% детей. Т.е. дети и их родители в основном болеют от 1 до 3 раз в год. Общую картину заболеваемости, а так же процентное соотношение результатов таблиц в диаграммах см. в Приложении №2.

Обязательным условием поддержания физического здоровья являются физические нагрузки в виде спортивных занятий. Посмотрим на сколько спортивны дети и их родители. Результаты опроса представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2.

«Количество часов занятий физкультурой (спортом) в неделю»

 

1-2 часа

3-4 часа

Более 4-х часов

Очень редко

Никогда

Дети

19

17

22

0

0

Взрослые

5

10

0

3

4

 

Все дети, в отличие от взрослых в большей или меньшей степени занимаются физкультурой. 19 детей, по - видимому занимаются физкультурой только в пределах шкальных занятий, это 33% от всех опрошенных детей. 67% детей занимаются физкультурой 3-4 и более часов в неделю, а это значит, что они посещают спортивные секции.

Среди взрослых 68% все-таки ведут спортивный образ жизни, и только 32% или вообще не занимаются спортом или делают это очень редко, см. Приложение 2.2.

В момент физических нагрузок, происходят микроскопические травмы мышечных волокон. И для того, чтобы обезболить эти травмы в организм выделяются вещества, которые оказывают обезболивающий эффект. Одновременно эти вещества дают ощущение легкой эйфории. По этой причине после тренировки у человека в течение 1.5 – 2 часа наблюдается приподнятое настроение и присутствует чувство удовлетворения, что очень благотворно сказывается на нервной системе (Likar.info, 2015).

Проверим это утверждение. В таблице 4.3. представлены данные о самочувствии детей после тренировки. Взрослым этот вопрос не задавался, т.к. если бы они испытывали негативные эмоции от занятий спортом, то не стали бы этим заниматься.

Таблица 4.3.

«Самочувствие после тренировок»

 

Прилив сил и энергии

Самоудовлетворение

Слабость, усталость

Никаких эмоций

Дети

19

17

10

12

62% детей получают положительные эмоции от занятий спортом и только 38% по-видимому занимаются физическими нагрузками по принуждению родителей или школы. Как я уже выявила (таблица 4.2.) 33% детей занимаются физкультурой только на школьных занятиях по физкультуре. А значит, 8% детей занимаются спортом в не школы по принуждению родителей.

Родителям были заданы вопросы по спортивному воспитанию своих чад. Считают ли они, что занятия спортом укрепляют дух и волю человека, и прививают ли они своему ребенку спортивный (активный) образ жизни? Результаты опроса занесены в таблицу 4.4.

Таблица 4.4.

«Мнение родителей о спортивном воспитании своих детей»

Спорт укрепляет волю и дух

Активный образ жизни для детей

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

22

0

22

1

Абсолютно все опрошенные родители считают, что спорт укрепляет волю и дух человека, и только один родитель не прививает активный образ жизни своему ребенку. Возможно, этот ребенок сам активен по жизни.

Говорят, что спорт помогает нам быть здоровыми физически и стать сильнее духом, и если вы не знаете, как изменить свой характер в лучшую сторону, займитесь спортом. Узнаем на сколько, дисциплинированными считают себя опрашиваемые.

Таблица 4.5.

«Душевное состояние»

 

Частые депрессии

Временное уныние

Всегда хорошее настроение

Дети

18

18

22

Взрослые

2

14

6

Результаты показывают, несмотря на то, что большинство детей активны, все же треть из них подвержена депрессиям 31%, столько же детей поддаются унынию во время недомоганий. И 38% практически всегда пребывают в хорошем расположении духа.

Взрослые люди более устойчивы к стрессам, только 9% подвержены депрессиям, хотя 63% все же иногда поддаются унынию. И только около 28% родителей стараются всегда пребывать в хорошем расположении духа.

Ответственность и коммуникабельность – очень важные черты характера. Они помогают добиться успехов в карьере и построить хорошие отношения с окружающими.

Посмотрим, многие ли считают себя ответственными и уверенными в своих возможностях людьми. Таблица 4.6.(Дети). Таблица 4.6.(Родители).

Таблица 4.6.

«Я дисциплинированный человек»

 

ДА

ИНОГДА

НЕТ

Дети

20

31

6

Среди учеников дисциплинированными считают себя 35%. Не всегда обязательными - 53 %, а 10% ребят считают себя полными разгильдяями.

Таблица 4.7.

«Я уверенный в себе человек»

 

Могу все

Не уверен в себе

Мало что могу

Родители

11

10

1

Половина из опрошенных родителей уверенные в себе люди. 50% - уверены, что могут справиться с любой поставленной целью, остальные 50% сомневаются в своих способностях, возможностях. И только один человек признался, что от него мало, что зависит в этой жизни. Странно, что именно этот человек уделяет физическому развитию 1-2 часа в неделю, считает себя очень ответственным человеком.

16 (73%) родителей стараются доводить до конца свои начатые дела, и только 6 человек (27%) – иногда бывают не обязательными.

На основании полученных данных и их анализа мною составлены графики и диаграммы, которые представлены в Приложении.

  • Выводы

Проанализировав полученные, в результате исследования данные, я пришла к выводу, что все-таки занятия спортом благотворно влияют на здоровье человека и его эмоциональное состояние.Указать какое количество детей и взрослых принимало участие в исследовании

Спортом (физическими упражнениями) занимаются 91% опрошенных мной людей. Только 9% родителей не находят для этого время или не имеют желания.

Болеют очень редко 50% анкетируемых, 34%- болеют – 2 – 3 раза в год, и только 6% заболевают очень часто.

Большинство людей - 62% занимаются физическими упражнениями с удовольствием, чувствуют прилив энергии. 30% занимаются физкультурой только на школьных занятиях, и только 8% испытывают усталость и упадок сил.

В том, что спорт (физкультура) укрепляет не только здоровье, но и дух человека уверены 100% родителей, и все они стараются привить своему ребенку спортивный (активный) образ жизни.

В хорошем расположении духа пребывают 35% опрошенных и 40% -изредка бывают в унынии, и только 25% - считают себя депрессивными (в основном дети).

Не смотря на то, что процент взрослых и детей, занимающихся физическими упражнениями фактически одинаков, все же взрослые считают себя более дисциплинированными (73%), нежели дети (35%). Иногда позволяют себе быть необязательными 27% родителей и 53% детей, а 10% ребят вообще считают себя безответственными. Возможно, показатель ответственности зависит и от возраста анкетируемых.

Занятия спортом позволяют человеку сформировать такую черту характера как упорство. При этом спорт помогает постоянно ощущать рост собственных возможностей. Многие популярные виды спорта учат нас изобретательности, ведь человек должен ход за ходом продумывать свои действия и движения, чтобы достичь желаемого результата. Так же физическая активность учит человека концентрироваться в нужный момент.

Спорт помогает запастись терпением, ведь результат обычно не приходит сразу.

Многие популярные виды спорта – это командный спорт. У каждого участника есть свои функции. Каждый несет ответственность за общий успех и здоровье членов команды. Командные виды спорта помогают научиться быстро ориентироваться в новой обстановке и принимать разумные решения. Но даже если вы занимаетесь индивидуальным видом спорта, то также оттачиваете такие черты характера как коммуникабельность и ответственность при общении с соперниками.

Одним из наилучших способов отвлечь мозг – это обеспечить тело физической нагрузкой. Существенная нагрузка и сосредоточенность обеспечивают переключение внимания с текущих проблем на выполнение упражнения.

Тело и разум – это единая система. Оказывая влияние на тело, человек способен оказать влияние и на мозг, заставляя его смещать всё внимание в сторону ощущений.

Вот и получается, что мозг концентрирует внимание на движениях и ощущениях тела, а не на проблемах и задачах, которые беспокоили его ранее. А это и есть расслабление и отдых ума от ситуаций, вызывающих депрессию.

Спортивные нагрузки стимулируют более глубокий сон, а значит, снижают ночную активность мозга и улучшают его отдых, что также снижает депрессивные состояния.

Делаем вывод: регулярные спортивные занятия способны снижать степень эмоциональной напряженности, уменьшая влияние депрессии на жизнь человека. Спорт делает тело сильнее, выносливее и способствует повышению эмоциональной устойчивости. Регулярные физические нагрузки могут сделать практически любого человека более устойчивым к воздействию негативного влияния агрессивного мира. Занятия спортом один из самых эффективных, безопасных, доступных и легких способов победить депрессивные состояния.

 Считаю, что выражение «В здоровом теле – здоровый дух» полностью себя оправдало.Указать практическое значение работы. Хорошая работа, готовь выступление

  • Список используемых источников

 Дубровский В.И. Спортивная физиология. - М.: Владос, 2009.

  Выдрин В. М. Спорт в современном обществе. – М.: Физкультура и спорт, 2007.

Попов В., Суслов Ф., М., «Физкультура и спорт», 1984 г.

Тренировка воли: Полная концентрация /Пер. с англ. В. Орехова. - М.: ТЕРРА, 1997. - 144 с.

  Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

Likar.info, 2015

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.