Урок по предмету «Окружающий мир» по теме: «Дикорастущие и культурные растения»

1
0
Материал опубликован 28 April 2023

Технологическая карта урока

Предмет : Окружающий мир

Тип урока: «Открытие» новых знаний

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения»

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Цель урока: формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях

Задачи урока:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные);

-сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;

-отвечать на вопросы и оценивать свои знания;

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

-работать в паре и в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций


Оборудование: УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс (1 часть), Рабочая тетрадь 2 класс. Презентация, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, мягкая игрушка, набор растений.






Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Cамоопределение к деятельности

Настрой на работу

Приём «Хорошее настроение»

-Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом?

- А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе?

-Посмотрите  на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь!

- Присаживайтесь. Проследите, правильно ли вы сидите. Проверьте, в каком положении находятся спина, руки, ноги.

Проверка готовности к уроку:

- К какому уроку приготовились? Всё ли у вас для этого готово? Учебник, тетради, пенал. А теперь посмотрите, готов ли ваш сосед по парте к уроку.



Отвечают на вопрос учителя




Выполняют заданное упражнение









Садятся, проверяют осанку.




Проверяют готовность к уроку

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать своё рабочее место

2.Актуализация знаний и мотивация











Проверка домашнего задания

-Прежде, чем узнавать что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о растениях. На какие группы делятся растения?


- Отлично. Теперь обратите внимание на карточки перед вами. Прочитайте задание и выполните самостоятельно.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(приложение 1)

Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым. (карточки для проверки домашнего задания)

Береза, можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.


-Поменяйтесь карточками с соседом по парте.

-Проверяем (на слайде)

-Там, где правильно подчёркнуто, ставим плюс, там, где неправильно –минус.

-У кого всё правильно?

-Кому есть, над чем подумать?



Отвечают на вопросы.









Выполняют самостоятельную работу


берёза(кр), можжевельник(син), пихта(кр), орешник(син), одуванчик(жел), лиственница(кр), вишня(кр), ландыш(жел), мать – и – мачеха(жел), кедр(кр), малина(син).



Взаимопроверка


Познавательные:

-общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о группах растений; -логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме.;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать своё мнение.


3.Постановка цели и задач урока.




Создание проблемной ситуации

- Ребята, перед вами облако (приложение 2). Здесь перечислены разные растения. Вам нужно зачеркнуть растения, которые растут на лугу, в лесу, у водоёмов.

-Какие растения остались? (Яблоня, крыжовник, помидор, огурец, груша, лук, пшеница, картофель, лук, петрушка, роза)


-Как вы думаете, почему остались именно эти растения? Чем они отличаются от тех, что вы зачеркнули?


-О каких растениях мы будем говорить?

-Догадались, как звучит тема сегодняшнего урока? (Дикорастущие и культурные растения)

-Какие цели у нас сегодня с вами?

Давайте откроем учебники и ознакомимся с ними на странице 74.


Просматривают презентацию, работают в группах, отвечают на вопросы













Познавательные: общеучебные–извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

4. Открытие нового знания




-Отлично. Сейчас вам предстоит изучить материал на этой же странице. Читают ученики.


-О чем вы прочитали?


-Хорошо. Мы выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения?

-- Какие же группы растений существуют? Растения:

дикорастущие

культурные


- Какие растения называются дикорастущими?

- Какие растения называются культурными?


Групповая работа с проверкой

(приложение 3)

-Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Вы открываете рабочие тетради на странице 48. Найдите первое задание. Вам предлагается заполнить таблицу, привести примеры.


(приложение 4) Перед вами наборы растений, которые вы можете взять в руки, тщательно изучить, после чего вам предстоит записать их названия в соответствующий столбик.


-Посмотрим, что у вас получилось. Одни группы называют дикорастущие растения, другие – культурные растения.



Дикорастущие и культурные растения.

Эти растения растут на огороде и в саду.

О тех, которые растут в природе, и о тех, которые сажает человек.

Узнаем, какие растения называют дикорастущими, а какие-культурными, как появились культурные растения.

Научимся делить культурные растения на группы.








Работают в группах

Познавательные:

Общеучебные – извлекают необходимую информацию из прочитанного текста;


Логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания















Регулятивные:

-переключают внимание с одного вида деятельности на другой.

Физминутка

Мы играем громко слишком!

И в ладоши хлопаем, хлопаем!

Все ногами топаем, топаем!

Надуваем щечки!

Скачем на носочках!

И друг другу даже

Языки покажем!

Оттопырим ушки!

Хвостик на макушке!

Пальчик поднесем к виску!

Дружно прыгнем к потолку!

Шире рот откроем!

Смешную гримасу состроим!

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасами замри!

Раз! Два! Три!

Выполняют упражнения.

Регулятивные:

-проводят физическую разгрузку в ходе работы;

-переключают внимание с одного вида деятельности на другой.


-Мы теперь знаем, что есть растения дикорастущие, есть культурные. На кульурных растениях мы с вами остановимся подробнее. У вас уже открыты учебники. Посмотрите на странице 75, на какие группы Серёжа разделил культурные растения. Обратите внимание на схемы.

-Зачитайте (читают)


(Одна из учениц спрашивает)

-Что такое флокс?

-Ребята, где мы можем посмотреть определение неизвестного на слова? (в словаре)


Работают с учебником.




Читают.




Работа со словарём у доски.


Ученик читает определение в словаре (Флокс-декоративное садовое растение с многочисленными душистыми цветками, собранными в крупное соцветие на вершине стебля).


5.Первичное осмысление и закрепление изученного

-Мы с вами разобрались, на какие группы делятся культурные растения.

Выполните задание 2 на странице 48-49 в рабочей тетради. Работаете самостоятельно.

-проверяем.


-Подытожим изученное. Какие бывают растения?


-На какие группы делятся культурные растения?


ИГРА.

-Отлично. А теперь поиграем и проверим, успешно ли усвоена тема урока.


-Если я называю дикорастущее растение, то вам нужно хлопнуть один раз, если называю дикорастущее растение – топнуть 1 раз.

Работают самостоятельно.



Культурные растения

(деревья, кустарники, травянистые)


Культурные растения (овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные)






Играют.

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию;

допускают существование различных точек зрения



Личностные:

-проявляют интерес к новому учебному материалу.


Регулятивные:

-проводят физическую разгрузку в ходе работы;

-переключают внимание с одного вида деятельности на другой.

6.Домашнее задание

Выполнить задание №3 на странице 49 в рабочей тетради.

Выполняют задание.

Личностные:

-проявляют интерес к заданию, принимают домашнее задание

7.Рефлексия

Рефлексию мы проведём следующим образом.

Я передаю эту мягкую игрушку первому желающему поделиться впечатлениями от урока, он высказывается, и передаёт следующему желающему.

Высказывание начинаем со слов:

-Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)…

-Сегодня на уроке на я научился (лась) (чему?)…

-Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?)…


Отметки за урок.

Отвечают на вопросы.

Личностные:

-понимают значение знаний для человека и принимают его;

определают своё эмоциональное состояние.

Регулятивные:

-прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

-адекватно воспринимают оценку учителя











Приложение 1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.

Береза, можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.



Приложение 2

t1682664529aa.png





Приложение 3

Дикорастущие растения

Культурные растения





Приложение 4

t1682664529ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.