Урок по предмету «Окружающий мир» по теме: «Дикорастущие и культурные растения»
Технологическая карта урока
Предмет : Окружающий мир
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения»
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Цель урока: формировать представления о способах определения дикорастущих и культурных растений; расширить представление о разнообразии культурных растений; познакомить с легендами о растениях
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные);
-сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;
-отвечать на вопросы и оценивать свои знания;
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
-работать в паре и в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;
познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций
Оборудование: УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс (1 часть), Рабочая тетрадь 2 класс. Презентация, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, мягкая игрушка, набор растений.
Этап урока | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Cамоопределение к деятельности | Настрой на работу Приём «Хорошее настроение» -Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом? - А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе? -Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь! - Присаживайтесь. Проследите, правильно ли вы сидите. Проверьте, в каком положении находятся спина, руки, ноги. Проверка готовности к уроку: - К какому уроку приготовились? Всё ли у вас для этого готово? Учебник, тетради, пенал. А теперь посмотрите, готов ли ваш сосед по парте к уроку. | Отвечают на вопрос учителя Выполняют заданное упражнение Садятся, проверяют осанку. Проверяют готовность к уроку | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: -самостоятельно организовывать своё рабочее место |
2.Актуализация знаний и мотивация | Проверка домашнего задания -Прежде, чем узнавать что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о растениях. На какие группы делятся растения? - Отлично. Теперь обратите внимание на карточки перед вами. Прочитайте задание и выполните самостоятельно. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (приложение 1) Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым. (карточки для проверки домашнего задания) Береза, можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина. -Поменяйтесь карточками с соседом по парте. -Проверяем (на слайде) -Там, где правильно подчёркнуто, ставим плюс, там, где неправильно –минус. -У кого всё правильно? -Кому есть, над чем подумать? | Отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельную работу берёза(кр), можжевельник(син), пихта(кр), орешник(син), одуванчик(жел), лиственница(кр), вишня(кр), ландыш(жел), мать – и – мачеха(жел), кедр(кр), малина(син). Взаимопроверка | Познавательные: -общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о группах растений; -логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме.; -слушать и понимать речь других; -высказывать своё мнение. |
3.Постановка цели и задач урока. | Создание проблемной ситуации - Ребята, перед вами облако (приложение 2). Здесь перечислены разные растения. Вам нужно зачеркнуть растения, которые растут на лугу, в лесу, у водоёмов. -Какие растения остались? (Яблоня, крыжовник, помидор, огурец, груша, лук, пшеница, картофель, лук, петрушка, роза) -Как вы думаете, почему остались именно эти растения? Чем они отличаются от тех, что вы зачеркнули? -О каких растениях мы будем говорить? -Догадались, как звучит тема сегодняшнего урока? (Дикорастущие и культурные растения) -Какие цели у нас сегодня с вами? Давайте откроем учебники и ознакомимся с ними на странице 74. | Просматривают презентацию, работают в группах, отвечают на вопросы
| Познавательные: общеучебные–извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Открытие нового знания | -Отлично. Сейчас вам предстоит изучить материал на этой же странице. Читают ученики. -О чем вы прочитали? -Хорошо. Мы выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения? -- Какие же группы растений существуют? Растения: дикорастущие культурные - Какие растения называются дикорастущими? - Какие растения называются культурными? Групповая работа с проверкой (приложение 3) -Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Вы открываете рабочие тетради на странице 48. Найдите первое задание. Вам предлагается заполнить таблицу, привести примеры. (приложение 4) Перед вами наборы растений, которые вы можете взять в руки, тщательно изучить, после чего вам предстоит записать их названия в соответствующий столбик. -Посмотрим, что у вас получилось. Одни группы называют дикорастущие растения, другие – культурные растения. | Дикорастущие и культурные растения. Эти растения растут на огороде и в саду. О тех, которые растут в природе, и о тех, которые сажает человек. Узнаем, какие растения называют дикорастущими, а какие-культурными, как появились культурные растения. Научимся делить культурные растения на группы. Работают в группах | Познавательные: Общеучебные – извлекают необходимую информацию из прочитанного текста; Логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: -переключают внимание с одного вида деятельности на другой. |
Физминутка | Мы играем громко слишком! И в ладоши хлопаем, хлопаем! Все ногами топаем, топаем! Надуваем щечки! Скачем на носочках! И друг другу даже Языки покажем! Оттопырим ушки! Хвостик на макушке! Пальчик поднесем к виску! Дружно прыгнем к потолку! Шире рот откроем! Смешную гримасу состроим! Как скажу я слово «три», Все с гримасами замри! Раз! Два! Три! | Выполняют упражнения. | Регулятивные: -проводят физическую разгрузку в ходе работы; -переключают внимание с одного вида деятельности на другой. |
| -Мы теперь знаем, что есть растения дикорастущие, есть культурные. На кульурных растениях мы с вами остановимся подробнее. У вас уже открыты учебники. Посмотрите на странице 75, на какие группы Серёжа разделил культурные растения. Обратите внимание на схемы. -Зачитайте (читают) (Одна из учениц спрашивает) -Что такое флокс? -Ребята, где мы можем посмотреть определение неизвестного на слова? (в словаре) | Работают с учебником. Читают.
Работа со словарём у доски. Ученик читает определение в словаре (Флокс-декоративное садовое растение с многочисленными душистыми цветками, собранными в крупное соцветие на вершине стебля). | |
5.Первичное осмысление и закрепление изученного | -Мы с вами разобрались, на какие группы делятся культурные растения. Выполните задание 2 на странице 48-49 в рабочей тетради. Работаете самостоятельно. -проверяем. -Подытожим изученное. Какие бывают растения? -На какие группы делятся культурные растения? ИГРА. -Отлично. А теперь поиграем и проверим, успешно ли усвоена тема урока. -Если я называю дикорастущее растение, то вам нужно хлопнуть один раз, если называю дикорастущее растение – топнуть 1 раз. | Работают самостоятельно. Культурные растения (деревья, кустарники, травянистые) Культурные растения (овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные) Играют. | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения Личностные: -проявляют интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: -проводят физическую разгрузку в ходе работы; -переключают внимание с одного вида деятельности на другой. |
6.Домашнее задание | Выполнить задание №3 на странице 49 в рабочей тетради. | Выполняют задание. | Личностные: -проявляют интерес к заданию, принимают домашнее задание |
7.Рефлексия | Рефлексию мы проведём следующим образом. Я передаю эту мягкую игрушку первому желающему поделиться впечатлениями от урока, он высказывается, и передаёт следующему желающему. Высказывание начинаем со слов: -Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)… -Сегодня на уроке на я научился (лась) (чему?)… -Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?)… Отметки за урок. | Отвечают на вопросы. | Личностные: -понимают значение знаний для человека и принимают его; определают своё эмоциональное состояние. Регулятивные: -прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; -адекватно воспринимают оценку учителя |
Приложение 1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Подчеркни деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.
Береза, можжевельник, пихта, орешник, одуванчик, лиственница, вишня, ландыш, мать – и – мачеха, кедр, малина.
Приложение 2
Приложение 3
Дикорастущие растения | Культурные растения |
| |
Приложение 4