Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Дикорастущие и культурные растения» (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ:
«ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Учебный предмет: окружающий мир.
Класс: 1А.
Составитель: Петрова Нина Николаевна, учитель начальных классов.
УМК: «Перспектива».
Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения».
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Раздел: «Наш дом и семья».
Необходимые материалы:
Учебник «Окружающий мир», ч. 1, 1 класс, Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир», ч. 1, 1 класс, Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Цель урока: создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группы растений.
Задачи:
Предметные результаты:
конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предположения с приведенным в учебнике эталоном;
опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения;
приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.
Личностные результаты:
формировать ценностное отношение к живой природе, экологической культуре;
классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие – культурные) с использованием символических обозначений;
осуществлять самопроверку.
Метапредметные:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.
Ход урока
Этапы урока |
Образовательные задачи этапов урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
|
Приветствие, фиксация отсутствующих. Организация внимания школьников. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает рабочую атмосферу на уроке. - Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем! Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету вам скажу: Будет интересно!
|
Проверяют готовность к уроку.
|
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебе.
|
Проверка домашнего задания (2 мин) |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания. |
Задает вопросы по предыдущей теме урока и домашнему заданию. - Напомните, чем мы занимались на прошлом уроке. - Какую практическую работу вы выполнили дома? У кого получилось определить все с закрытыми глазами?
Побуждает к высказыванию своих впечатлений о проделанной работе.
|
Отвечают на вопросы учителя.
- Мы говорили о крупах, чае, кофе. - В разные тарелки насыпали по горсточке разной крупы: риса, пшена, гречневой крупы, овсяных хлопьев, кофейных зерен и чайных листьев. Потом с закрытыми глазами определяли их на ощупь и по запаху.
Высказывают впечатления о проделанной работе. |
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь применять на практике имеющиеся знания. |
Актуализация знаний (2 мин) |
Актуализация субъектного опыта (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
Задает вопросы по изученным ранее темам. - Давайте вспомним, на какие группы делятся растения. Слайд 1. - Назовите, какие растения относятся к группе деревьев? Кустарников? Травянистых растений?
|
Отвечают на вопросы. - Растения делятся на деревья, кустарники и травы.
Ответы детей. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: формирование умения слушать и понимать услышанное в процессе обучения. |
Самоопределение к деятельности (2 мин) |
Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
Выдвигает проблему. - Как вы думаете, можно ли делить растения на группы по другим признакам? - В ходе занятия мы познакомимся еще с двумя группами растений. А какими, вы сейчас должны догадаться.
Формулирует задание. - Определите, чем ель и яблоня похожи и чем различаются? Слайды 2–3. Общее
Различие Побуждает к высказыванию собственного мнения. - Почему человек сажает яблони и ухаживает за ними?
|
Выдвигают гипотезы.
Отвечают на вопросы учителя. - Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу. Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек.
Высказывают свои предположения. - Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды.
|
Регулятивные: готовность и способность к осознанию новых знаний. |
Формулирование темы и цели урока |
Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
Подводит учащихся к выводу о том, что растения делятся на еще 2 группы: культурные и дикорастущие растения. - Какой вывод можно сделать из нашего примера?
- Правильно. Их принято называть дикорастущими и культурными растениями.
Организует определение учащимися темы и цели урока. - Назовите тему урока. На доске: карточки с записью понятий «дикорастущие растения» и «культурные растения».
- Сформулируйте цель урока. Слайд 4.
|
Выявляют закономерность и приходят к соответствующему выводу. - Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними.
Самостоятельно формулируют тему и цель урока. - Дикорастущие и культурные растения.
- Научиться определять и различать дикорастущие и культурные растения. |
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
Этап усвоения новых знаний и способов действий (8 мин) |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выводу. |
- Подумайте, какое значение для человека имеют растения?
- Совершенно верно. Человек очень тесно с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. - Приведите примеры дикорастущих и культурных растений, которые растут около твоей школы и твоего дома.
Работа в учебнике. С.72-73 - Рассмотрите рисунки и фотографии на с.72. Попробуйте объяснить, откуда взялись культурные растения.
Наводящими вопросами помогает выявить различия между дикорастущими и культурными растениями. - Сравните плоды дикой яблони и культурной по форме, размеру.
- Хорошо. Подумайте, а по вкусу они тоже отличаются?
- Как вы думаете, почему эти плоды отличаются?
|
- Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лен, хлопок. Растения лечат человека –душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей – мебель, топливо и т.д.
Ответы детей.
Ответы детей.
Сравнивают. - По форме они одинаковые. Плоды дикой яблони меньше по размеру, чем плоды специально посаженной и выращенной яблони. - Плоды дикой яблони очень кислые на вкус даже в спелом виде, а яблоки, собранные с культурного дерева, сладкие и сочные.
Определяют причины.
|
Познавательные: поиски и выделение необходимой информации. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. |
Физкультминутка (1 мин) |
|
Слайд 5. Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте.) Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.) Посмотрели вправо, влево, (Наклоны туловища вправо, влево.) Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки (Прыжки на месте на двух ногах.) Стоп! Немножко отдохнем И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
- Мы пришли домой и вновь продолжаем вести разговор о растениях.
|
Выполняют движения под руководством учителя.
|
Личностные: определять общие для всех правила.
|
Первичная проверка понимания изученного |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. |
Организует фронтальную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Дает задание на определение дикорастущих и культурных растений. - Найдите на рисунке учебника дикорастущие и культурные растения. Аргументируйте свой выбор.
- Дополните список своими примерами.
|
Выполняют задание по учебнику. Объясняют свой выбор. - Дикорастущие растения: крапива, одуванчик, береза, репейник. Культурные растения: бархатцы, лилия, пшеница, настурция.
|
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
|
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
|
Выполнение заданий из рабочей тетради. - Выполните задания № 1, 3 на с. 56.
Организует коллективную проверку выполненных заданий. |
Выполняют задания.
Осуществляют самопроверку. |
Предметные: применять полученные знания на практике. Коммуникативные: формировать умение объяснить свой выбор, участвовать в диалоге с учителем.
|
Обобщение и систематизация |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей. |
Уточняет понимание учащимися опорных понятий по теме урока. - Попробуйте дать определение понятиям «дикорастущие растения» и «культурные растения». - Сравните с определениями, данными в учебнике. |
Формулируют понятия.
Находят в тексте понятия, информацию. Работают с научным текстом. Сравнивают свой ответ с ответом, данным в учебнике. |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию.
|
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (5 мин) |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. |
Организует самостоятельную работу в рабочей тетради. - Выполните задания № 2,4 на с 57. Организует взаимопроверку в парах. |
Самостоятельно выполняют задания.
Осуществляют взаимопроверку.
|
Регулятивные: осуществлять самоконтроль. Личностные: определять правила работы в парах.
|
Подведение итогов урока (2 мин) |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников. |
Организует вопросно-ответное общение по изученной теме. - Что нового узнали на уроке? - Чему вы научились? - Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? - Что оказалось сложным?
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
|
Отвечают на вопросы в устной форме. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
Предметные: уметь обобщать и делать выводы; сравнивать свои выводы с выводами одноклассников и учителя. Познавательные: уметь определять уровень усвоения учебного материала. |
Рефлексия |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
- У вас в рабочих тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. Прошу вас закрасить то лицо, которое соответствует вашей работе на уроке. Слайд 6.
При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа. |
Закрепляют успех проделанной работы на «солнышке». |
Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке с помощью «солнышка». Регулятивные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности;
|
8