12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Нина Николаевна20
1

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Дикорастущие и культурные растения» (1 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ:

«ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ»

 

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 1А.

Составитель: Петрова Нина Николаевна, учитель начальных классов.

УМК: «Перспектива».

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Раздел: «Наш дом и семья».

Необходимые материалы:

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, 1 класс, Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир», ч. 1, 1 класс, Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Цель урока: создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группы растений.

Задачи:

Предметные результаты: 

конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предположения с приведенным в учебнике эталоном;

опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения;

приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

Личностные результаты:

формировать ценностное отношение к живой природе, экологической культуре;

классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие – культурные) с использованием символических обозначений;

осуществлять самопроверку.

Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Образовательные задачи этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

 

Приветствие, фиксация отсутствующих. Организация внимания школьников.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает рабочую атмосферу на уроке.

- Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу:

Будет интересно!

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебе.

 

Проверка домашнего задания

(2 мин)

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания.

Задает вопросы по предыдущей теме урока и домашнему заданию.

- Напомните, чем мы занимались на прошлом уроке.

- Какую практическую работу вы выполнили дома? У кого получилось определить все с закрытыми глазами?

 

 

 

 

 

Побуждает к высказыванию своих впечатлений о проделанной работе.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

- Мы говорили о крупах, чае, кофе.

- В разные тарелки насыпали по горсточке разной крупы: риса, пшена, гречневой крупы, овсяных хлопьев, кофейных зерен и чайных листьев. Потом с закрытыми глазами определяли их на ощупь и по запаху.

 

Высказывают впечатления о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Познавательные:

уметь применять на практике имеющиеся знания.

Актуализация знаний (2 мин)

Актуализация субъектного опыта (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Задает вопросы по изученным ранее темам.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся растения. Слайд 1.

t1572429447aa.png

- Назовите, какие растения относятся к группе деревьев? Кустарников? Травянистых растений?

 

Отвечают на вопросы.

- Растения делятся на деревья, кустарники и травы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

формирование умения слушать и понимать услышанное в процессе обучения.

Самоопределение к деятельности (2 мин)

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

 

Выдвигает проблему.

- Как вы думаете, можно ли делить растения на группы по другим признакам?

- В ходе занятия мы познакомимся еще с двумя группами растений. А какими, вы сейчас должны догадаться.

 

Формулирует задание.

- Определите, чем ель и яблоня похожи и чем различаются? Слайды 2–3.

Общее

t1572429447ab.jpg

 

 

 

 

Различие

t1572429447ac.jpg

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

- Почему человек сажает яблони и ухаживает за ними?

 

Выдвигают гипотезы.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

- Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу.

Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

- Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды.

 

Регулятивные:

готовность и способность к осознанию новых знаний.

Формулирование темы и цели урока
(2 мин)

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Подводит учащихся к выводу о том, что растения делятся на еще 2 группы: культурные и дикорастущие растения.

- Какой вывод можно сделать из нашего примера?

 

 

 

- Правильно. Их принято называть дикорастущими и культурными растениями.

 

Организует определение учащимися темы и цели урока.

- Назовите тему урока.

На доске: карточки с записью понятий «дикорастущие растения» и «культурные растения».

 

- Сформулируйте цель урока. Слайд 4.

 

Выявляют закономерность и приходят к соответствующему выводу.

- Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними. 

 

 

 

Самостоятельно формулируют тему и цель урока.

- Дикорастущие и культурные растения.

 

 

- Научиться определять и различать дикорастущие и культурные растения.

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.


 


 

 

Этап усвоения новых знаний и способов действий

(8 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выводу.

- Подумайте, какое значение для человека имеют растения?

 

 

 

 

 

 

- Совершенно верно. Человек очень тесно с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

- Приведите примеры дикорастущих и культурных растений, которые растут около твоей школы и твоего дома.

 

Работа в учебнике. С.72-73

- Рассмотрите рисунки и фотографии на с.72. Попробуйте объяснить, откуда взялись культурные растения.

 

Наводящими вопросами помогает выявить различия между дикорастущими и культурными растениями.

- Сравните плоды дикой яблони и культурной по форме, размеру.

 

 

 

- Хорошо. Подумайте, а по вкусу они тоже отличаются?

 

 

 

- Как вы думаете, почему эти плоды отличаются?

 

- Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лен, хлопок. Растения лечат человека –душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей – мебель, топливо и т.д.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Сравнивают.

- По форме они одинаковые. Плоды дикой яблони меньше по размеру, чем плоды специально посаженной и выращенной яблони.

- Плоды дикой яблони очень кислые на вкус даже в спелом виде, а яблоки, собранные с культурного дерева, сладкие и сочные.

 

Определяют причины.

 

Познавательные: поиски и выделение необходимой информации.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Физкультминутка (1 мин)

 

Слайд 5.

Мы выходим с вами в лес.

(Маршируем на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками.)

Посмотрели вправо, влево,

(Наклоны туловища вправо, влево.)

Наклонились и присели.

(Наклон вниз, приседание.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Стоп! Немножко отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

 

- Мы пришли домой и вновь продолжаем вести разговор о растениях.

 

Выполняют движения под руководством учителя.

 

Личностные: определять общие для всех правила.

 

Первичная проверка понимания изученного
(3 мин)

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Организует фронтальную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Дает задание на определение дикорастущих и культурных растений.

- Найдите на рисунке учебника дикорастущие и культурные растения. Аргументируйте свой выбор.

 

 

 

- Дополните список своими примерами.

 

 

 

Выполняют задание по учебнику. Объясняют свой выбор.

- Дикорастущие растения: крапива, одуванчик, береза, репейник.

Культурные растения: бархатцы, лилия, пшеница, настурция.

 

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

 

Этап закрепления новых знаний и способов действий
(4 мин)

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

 

Выполнение заданий из рабочей тетради.

- Выполните задания № 1, 3 на с. 56.

 

Организует коллективную проверку выполненных заданий.

Выполняют задания.

 

 

Осуществляют самопроверку.

Предметные:

применять полученные знания на практике.

Коммуникативные: формировать умение объяснить свой выбор, участвовать в диалоге с учителем.

 

Обобщение и систематизация
(2 мин)

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Уточняет понимание учащимися опорных понятий по теме урока.

- Попробуйте дать определение понятиям «дикорастущие растения» и «культурные растения».

- Сравните с определениями, данными в учебнике.

Формулируют понятия.

 

 

 

 

Находят в тексте понятия, информацию. Работают с научным текстом. Сравнивают свой ответ с ответом, данным в учебнике.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию.

 

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (5 мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради.

- Выполните задания № 2,4 на с 57.

Организует взаимопроверку в парах.

Самостоятельно выполняют задания.

 

Осуществляют взаимопроверку.

 

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

Личностные: определять правила работы в парах.

 

Подведение итогов урока (2 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

Организует вопросно-ответное общение по изученной теме.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

- Что оказалось сложным?

 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

 

Отвечают на вопросы в устной форме.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

Предметные: уметь обобщать и делать выводы; сравнивать свои выводы с выводами одноклассников и учителя.

Познавательные:

уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Рефлексия
(1 мин)

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- У вас в рабочих тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. Прошу вас закрасить то лицо, которое соответствует вашей работе на уроке.

Слайд 6.

t1572429447ad.jpg

 

При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

Закрепляют успех проделанной работы на «солнышке».

Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке с помощью «солнышка».

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности;

 

 

8

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.