12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ретюнская Карина Вадимовна244
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Задание №1.​​​​​​​

Почему назван репортажем? В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). Я думаю, такое название выбрано, потому что идет информация поступает как бы из будущего. Ученые сегодняшнего дня связываются с «учеными завтрашнего дня» посредством предположений и прогнозов, а журналисты снимают репортаж об этом общении.

В чем специфика телерепортажа, какие жанры и цифровые ресурсы могут сочетаться в телерепортаже? Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки -- условия успешности репортажа.

Телерепортаж состоит из 4 основных элементов:

· Закадровый текст (написан репортёром или редактором, озвучен в студии)

· Видеоряд - смонтированные фрагменты, отобранные из так называемых «исходников» (отснятый оператором материал)

· Звуковой фрагмент или «синхрон»

· Шумы (интершумы и люфт) - звук, синхронный изображению или вместо закадрового текста (люфт - пауза)

Ирвинг Фэнг подчёркивал значимость звуковых фрагментов: «Написать текст к видеосюжету -- не значит просто должным образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно».

Использование жанра «репортаж», как совокупности методов максимально достоверного, приближенного к жизни изображения действительности -- и реальной, и созданной авторской фантазией, присуще всем жанрам журналистики. 

Объект репортажа -- реальное событие, динамичный, относительно законченный отрезок жизни, наиболее актуальный и существенный в цепи сходных явлений. Но предметом внимания может быть не только событие: репортаж может использовать событие как повод, толчок к развитию действия, в дальнейшем направляемого, организуемого репортером. Следовательно, объектом репортажа может быть как событие в целом (выступление руководителя государства, концерт и т.п.), так и его часть (например, запуск космического корабля как повод для показа научно-технических достижений). Но событийность остается одним из существенных признаков жанра.

Назначение жанра -- информационное, репортаж, его структура не оставляют в газете или на радио места для авторского анализа, для отходов от описания развивающегося действия, для обобщений и выводов. Такая возможность появляется лишь у телевизионного репортера благодаря изобразительно-описательной работе камер.

Репортаж самый оперативный жанр современной журналистики. Репортаж объективен по своей природе, т. к. телекамера фиксирует событие таким, какое оно есть, каким оно является на самом деле. В закадровом же тексте всегда присутствует субъективное восприятие автора. При правильном монтаже это «субъективное» нередко выходит на первый план. Поэтому репортаж следует рассматривать и с точки зрения субъективного жанра.

Специфика телевизионного репортажа

Телерепортаж , в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены “рисовать” событие словами, то за журналиста – телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию – телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, “телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда – один из основных условий “смотрибельности” репортажа. Это сказывается и на выборе тем, о которых стоит делать телевизионный репортаж. Если газетчик думает, что по этому поводу написать, а радиожурналист - что об этом можно рассказать, то телевизионщик оценивает, что можно рассказать и что показать. Например, рассказ о судебных тяжбах интересен на газетных полосах, но о них редко делают телерепортажи (только если процесс очень скандален или неординарен). Причина – сидящие судьи и сменяющие друг друга планы сидящих людей и лежащих бумаг навевают смертную тоску.

Так как телерепортаж способен показать, что происходило в реальном времени, то зритель как бы становится очевидцем события. Поэтому журналисту нет необходимости описывать событие – эту функцию выполняет видеоряд, “картинка”. Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Словом, говорит о неочевидном, но важном.

Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.

Жанры: событийный, информационный, экстренный, тематический, постановочный.


Задание №2.

Задание на анализ текста.

Задание предлагается свое для девочек и свое для мальчиков. Девочкам предлагается просмотреть видеоролик «Праздник оленей» и выполнить следующее задание: Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Определите тип речи и жанр текста. Ответ обоснуйте.

Мальчик предлагается текстовый вариант:

Современный хоккей давно превратился в мощную индустрию с элементами шоу. Команде теперь нужно не просто стать первой. Чтобы оставаться на плаву, необходимо постоянно поддерживать зрительский интерес.

Хоккей в Ярославле давно перестал быть развлечением только для мужчин. С появлением суперсовременной арены сюда, где трус не играет в хоккей, теперь ходят семьями. Маленькие дети с пеленок становятся постоянными и самыми верными болельщиками, и, возможно, в будущем именно они придут на смену ОвечкинымМалкиным и Ковальчукам.

Ледовой арене уже почти 10 лет. Ее проектировали финские специалисты по современным технологиям. На строительство комплекса было потрачено около двух миллиардов рублей. За десять лет проект окупился с лихвой. На такой модели бизнеса строится вся НХЛ. С появлением арены в Ярославле изменилась и культура "боления". В день матча весь город погружается в атмосферу хоккейного праздника. Болельщики облачаются в цвета любимой команды, а магазины бьют рекорды продаж клубной атрибутики.

Современная хоккейная арена - это не просто место, где смотрят хоккей от свистка до свистка. Это целая индустрия, в которой живет город развлечений. Хоккей в Ярославле начинается за несколько часов до матча. Арена уже открыта, и люди приходят сюда семьями, чтобы развлечься перед игрой. Например, поиграть в боулинг. Бильярд, игровые автоматы, огромный экран для просмотра спортивных трансляций - здесь время пролетает незаметно. "У нас в Ярославле - культ хоккея. Когда "Арена 2000" открылась, то было паломничество. Если на старый стадион "Торпедо" ходили, в основном, мужчины, то сюда начали ходить семьями с маленькими детьми", - говорит директор ресторанного комплекса "Арена 2000" Лариса Молина.

"Мы вошли в зону, которую мы называем технической зона, сюда доступ только для обслуживающего персонала. Это некое закулисье", - показывает Сергей Гололобов, главный инженер "Арены 2000". Самая закрытая часть арены. Сюда невозможно попасть простому болельщику. Именно здесь расположена кровеносная система ледовой арены - морозильные установки, без которых хоккей представить невозможно. "Задача холодильных машин - постоянно поддерживать заданную оператором температуру", - объясняет главный инженер.

Арена вмещает девять тысяч человек. Во время матча температура во дворце резко повышается. Качество льда - визитная карточка любой арены. Это целое искусство, и во многом качество ледового покрытия зависит от профессионализма работников дворца. "Основой является многослойная бетонная конструкция, в толще которой проходят трубы охлаждения, и на оставшуюся поверхность плиты многослойно наносится вода. В толще воды укладывается разметка и реклама. Мы поддерживаем толщину льда  не более 35-и миллиметров", - рассказывает Гололобов..

Атмосфера на стадионе во время игры сумасшедшая. Адреналин зашкаливает, эмоции переполняют. А когда любимая команда забивает шайбу, то люди на несколько секунд становятся ближе друг к другу.

Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи он относится? Определите жанр текста. Найдите слова, которые подтверждают, что автор был на месте события. Какими словами оценивает автор картину происшествия?

Задание на создание собственного теста.

Прочитайте начало репортажа, отредактируйте его. Представьте себя на месте событий в роли репортера и закончите репортаж.

Если речь заходит о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Государственный Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

Представьте себя в роли репортера и напишите репортаж с места события одного из мероприятий, который проходили в нашем городе за последний месяц.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.