12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чулкова Наталья Васильевна84


Презентация к уроку: "Христианская семья"
PPTX / 3.27 Мб

 

Урок по ОПК в 4 классе по теме:

«Христианская семья»

 

Составила: учитель

начальных классов

Чулкова Н.В.

Цель урока: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи урока: способствовать формированию у обучающихся осознания главных ценностей жизни христианской семьи; отношения между детьми и родителями в семье. Воспитывать любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями.

 

Планируемые результаты

Предметные:

понимать смысл обряда «Венчание»,  понимать и принимать особенности семейных традиций в православной культуре.

Метапредметные:

умение работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.

Личностные:

испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным;  осознавать свою роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи, умение выстраивать отношения.

Основные понятия: семья, любовь, венчание, венец, кольцо.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, ИЗО.

 

 

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Начинается урок,
Все запоминай, дружок,
Ведь легко тому учиться,
Кто привык всегда трудиться.

 

Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.

-Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? (В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди.)

-Какой великий ученый говорил об этом? (М. В. Ломоносов)

-Что делает человека выше природы? (У человека есть совесть, разум, свобода и ответственность. Эти качества ставят человека выше природы.)

-Почему человек стал оказывать губительное действие на природу? (Люди перестали видеть в природе храм Божий. Люди стали стремиться получить от природы побольше выгод и удобств.)

-В чем проявляется милосердие к животным?

-Как христиане должны относиться к природе?

 

Актуализация знаний и самоопределение

Учитель: Ребята! Давайте отгадаем загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...(Семья.) СЛАЙД 2.

У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.

Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.

Семья – это великий дар.

Когда -то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, о семье.
Что вы представляете, услышав это слово? Как вы считаете, о чем именно пойдет речь, ведь вы столько знаете о семье? СЛАЙДЫ 3,4,5.

Ответы детей: На уроках ОРКСЭ мы говорит о православии, значит, мы будем говорить о христианской семье и ее традициях.

Учитель: Да, совершенно верно, сегодня мы узнаем, что такое семья в православном мире, что объединяет членов такой семьи.

Учитель: Ребята, я начала урок со слов «Ведь легко тому учиться, кто привык всегда трудиться». Как вы понимаете значение этих слов?

Ответы детей: от труда зависит благополучие, результаты труда приносят радость, без труда и старания не достичь успехов.

Учитель: Да, именно труд облагораживает и красит человека, делает его умнее, лучше и сильнее. Нужно ценить и уважать труд других людей и трудиться самому – только тогда ты будешь счастлив. Пословицы о труде. СЛАЙД 6.

Учитель: Ребята, семья - это тоже труд. Мало создать семью, надо еще трудиться над построением отношений. Счастливая семья – это результат кропотливой работы, но именно на семейное счастье не жалко никаких трудов.

Давайте поговорим об этом подробнее.

 

Работа по теме урока

Учитель:

В семейном кругу мы с вами растем 
Основа основ – родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты входишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ – родительский дом.  СЛАЙД 7.

 

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. СЛАЙД 8.

 

В основе семьи должно быть всегда уважение, ко всем членам семьи, как её фундамент, а крыша, т.е. то, что покрывает, охраняет – это, конечно, любовь. Ни одна семья невозможна, если нет любви. СЛАЙД 9.
Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел:
«Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит». То есть, прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит, полностью доверяет тому, кого любит. На всё надеется - значит верит в лучшее. Всё переносит - любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым. СЛАЙД 10.

 

Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

 

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься».  Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

 

Учитель: С чем же сравнивает автор семью? Как вы считаете, почему он использует именно это сравнение? Семья – это маленький ковчег, это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

- Почему дети являются важной частью семьи? СЛАЙД 11.

Ответы детей: Дети – это смыл жизни, это радость.

Учитель: на чем и ради чего основана семья?

Ответы детей: Семья основана на радости и ради нее.
Учитель: Что значит любить?
Ответы детей: Любить – всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.

Учитель: Как называется вступление в брак в православии?
Ответы детей: Вступление в брак в православии называется
венчание. СЛАЙД 12.
Учитель: Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Что означает венец над головами молодоженов?

Ответы детей: Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Также во время венчания молодые обмениваются кольцами. СЛАЙД 13.

Учитель: Что символизируют обручальные кольца?

Ответы детей. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

Учитель: Как понимать слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»? СЛАЙД 14.
Ответы детей.
Бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота. Это значит – нужно во всем помогать друг другу.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество.

Учитель: Семья – это не только любящие друг друга супруги, но и их дети, их родители. Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. СЛАЙД 15.

Учитель: Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей? Это 5 заповедь, прочитаем её вместе: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будети на земли. Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая.

Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей. Родители стремятся передать детям свои знания, свою веру. Что ещё объединяет семью, кроме рождения детей? СЛАЙД 16

Ответы детей: Забота о родителях

 

Работа с дополнительным материалом

Учитель: Есть в России праздник, посвящённый семье - «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. Символом данного праздника является ромашка. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. СЛАЙД 17.

- В давние годы в городе Муроме правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая однажды исцелила его от страшной болезни, с тех пор они были неразлучны. Они умерли в один день и завещали похоронить их в одной могиле. Как ни старались бояре хоронить князя Петра отдельно, он всё равно оказывался вместе со своей женой Февронией.

 

Учитель: Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным, нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. СЛАЙД 18.

Ставь интересы других людей выше собственных.

Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.

Уважая других людей, уважай себя.

Терпимо относись к чужим точкам зрения.

Умей прощать и не будь обидчив.

Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

Проявляй чуткость.

Будь свободен от лжи и обмана.

Стремись всё делать как можно лучше.

10.Воспринимай людей как равных себе.

6. Закрепление нового материала.

Работа в группах.
В жизни мудрость нас ведёт,

С каждым днём она растёт.

Вслед за ней и мы растём

И мудреем с каждым днём.

- В этом задании, ребята, вы должны проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопросы.

Каждая группа работает с текстом притчи « Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Обсуждение в группах:
1. Какие семейные ценности можно выделить в притче?

2. Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.

3. Опишите главу рода, какой он? Опишите владыку.

4. Почему семья в притче названа непростой?

5. Легко ли жить в такой большой семье? Почему?

6. Что объединяло семью из притчи?

7. Хотелось бы вам жить в такой семье?

Ребята, у каждой группы есть набор слов. Разделите их на две группы. Какие из них относятся к ценностям христианской семьи, а какие нет.

(любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность, хамство, зависть, ненависть).

Ценности христианской семьи: любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность.

 

Рефлексия

Учитель: Какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

-Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)

-Ребята, а кто хочет нам прочитать, что у вас получилось? (первые пять человек выходят к доске, читают)

Дома прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи.

 

Подведение итогов урока

Учитель: Что является основой семейной жизни?

Ответы детей: Любовь

Учитель: Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. СЛАЙД 19

Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

Домашнее задание:

По выбору:

- подготовить сообщение о святых, которые покровительствуют семье;

- подобрать мудрые высказывания о семье;

- нарисовать герб своей семьи. СЛАЙД 20

 

Литература:

1.Мороз А.А., Берсенева Т.А. Добрые уроки-наставления: учеб. Пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. – СПб.: Сатись, 2013. – 264 с., илл.

 

2.http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pravoslavija.shtml #n204


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.