12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Власенко Ирина44

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ НА ТЕМУ «СЕМЬЯ»

4 класс

 

Цели урока:

Обучающие:

показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье;

довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека; что сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к своей семье, доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;

формировать у детей стремление помогать семье во всем, пробудить в ребенке чувство ответственности и заботы за семью.

Развивающие:

развивать речь, внимание, мышление, память;

развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

формировать умение выделять главное;

пополнять словарный запас.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная презентация.

 

Основные понятия и термины: семья, члены семьи, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение, дружная семья, культура общения семьи.

 

Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.

 

II. Подготовка к изучению нового материала

- Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традиционными религиями России, но сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?

 

Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень нужен?

Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час? (Мама)

 

Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу.

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг.

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы - самый важный! (Папа)

 

Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего

А для меня он… (Дед)

 

Она совсем не старая,

Хотя уже седая.

Я сяду с нею рядышком:

Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)

 

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)

 

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна… (Семья)

 

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья отличается от другой группы людей? (Слайд 1-2)

 

 

IV. Актуализация знаний обучающихся

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)

Словарная работа (чтение и запись в тетрадь) (Слайд 3)

- Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»:

1. Группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

 

 

- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (Слайд 4)

 

 

 

Вести общее

хозяйство

Воспитывать

детей

t1585854908aa.gif

 

t1585854908ab.gift1585854908ac.gif

 

 

t1585854908ad.gift1585854908ae.gif

Организовывать

совместный досуг

Заботиться

о старших

 

 

 

 

 

 

- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Как появилось слово «семья» мы узнаем, послушав стихотворение:

 

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева кротко ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьет,

Постирает белье,

Меня приласкает,

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

«Я», «Я» …тихо молвила Ева – «Я», «Я»…

Сказала она знаменитых семь «я».

Вот так на земле появилась семья.

 

- А зачем человеку нужна семья? (Ответы детей)

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

 

- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.

 

- Какую роль играет семья в вашей жизни? Какие ценности должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?

 

- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.

Послушайте китайскую притчу

Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге.

Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: « И мира тоже».

 

- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение). Запишите данные ценности в тетрадь. (Слайд 5)

- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

 

V. Физкультминутка

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я. (Слайд 6)

 

VI. Изучение нового материала, работа с учебником

- Итак, мы выяснили, что семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей)

Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал)

 

t1585854908af.png

 

 

t1585854908ag.pngt1585854908ah.png

 

 

t1585854908ai.pngt1585854908aj.png

 

Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адаму и Еве.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

 

VII. Закрепление пройденного материала

Тренажёр – Выберите верный вариант

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.

Контроль - Укажите правильный ответ

1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.

2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адаму и Еве.

3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.

4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

VIII. Итог урока

Почему же во всех религиях семья считается одной их важнейших ценностей?

IX. Рефлексиция

Аппликация «Счастливая семья» (дети под музыку выходят и приклеивают на плакат, висящий на доске, «фигурки счастья»).

X. Домашнее задание (Слайд 7)

Подобрать пословицы о семье

- А закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье, которое звучало в начале урока:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша СЕМЬЯ! (Слайд 8)

/data/files/w1597646989.ppt (Семья)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.