Открытый урок по ОРКСЭ на тему «Семья»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ НА ТЕМУ «СЕМЬЯ»
4 класс
Цели урока:
Обучающие:
показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье;
довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека; что сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к своей семье, доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
формировать у детей стремление помогать семье во всем, пробудить в ребенке чувство ответственности и заботы за семью.
Развивающие:
развивать речь, внимание, мышление, память;
развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;
формировать умение выделять главное;
пополнять словарный запас.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная презентация.
Основные понятия и термины: семья, члены семьи, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение, дружная семья, культура общения семьи.
Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.
II. Подготовка к изучению нового материала
- Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традиционными религиями России, но сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный! (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего
А для меня он… (Дед)
Она совсем не старая,
Хотя уже седая.
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья)
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья отличается от другой группы людей? (Слайд 1-2)
IV. Актуализация знаний обучающихся
- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)
Словарная работа (чтение и запись в тетрадь) (Слайд 3)
- Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»:
1. Группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (Слайд 4)
Вести общее
хозяйство
Воспитывать
детей
Организовывать
совместный досуг
Заботиться
о старших
- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Как появилось слово «семья» мы узнаем, послушав стихотворение:
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева кротко ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет,
Постирает белье,
Меня приласкает,
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я», «Я» …тихо молвила Ева – «Я», «Я»…
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на земле появилась семья.
- А зачем человеку нужна семья? (Ответы детей)
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.
- Какую роль играет семья в вашей жизни? Какие ценности должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Послушайте китайскую притчу
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге.
Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: « И мира тоже».
- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение). Запишите данные ценности в тетрадь. (Слайд 5)
- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
V. Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я. (Слайд 6)
VI. Изучение нового материала, работа с учебником
- Итак, мы выяснили, что семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.
– Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей)
Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал)
Иудаизм
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адаму и Еве.
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
VII. Закрепление пройденного материала
Тренажёр – Выберите верный вариант
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.
Контроль - Укажите правильный ответ
1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.
2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адаму и Еве.
3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.
4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
VIII. Итог урока
– Почему же во всех религиях семья считается одной их важнейших ценностей?
IX. Рефлексиция
Аппликация «Счастливая семья» (дети под музыку выходят и приклеивают на плакат, висящий на доске, «фигурки счастья»).
X. Домашнее задание (Слайд 7)
Подобрать пословицы о семье
- А закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье, которое звучало в начале урока:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша СЕМЬЯ! (Слайд 8)
/data/files/w1597646989.ppt (Семья)