12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Людмила Васильевна1000
Работаю учителем начальных классов, учителем-логопедом в ГОБУ ЯО "Ярославская школа-интернат N 6". Педагогический стаж 23 года.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и природных явлениях.

Задачи:

Образовательные:

формирование представления детей о сезонных явлениях природы: листопад, дождь.

Коррекционно-развивающие:

развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, развитие тактильных ощущений, развитие общей и мелкой моторики, развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения друг к другу, умения взаимодействовать друг с другом, воспитание бережного отношения к природе.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, индивидуальная.

Оборудование: природный материал: мох, шишки, веточки, сухие листья, губка для мытья посуды синего цвета, фигурки диких животных : лиса, заяц, волк, медведь, еж, большой прозрачный контейнер, части модульного массажного коврика синего цвета, аудиозапись «шум леса».
Предварительная работа:

наблюдения за природой на прогулке (как опадают листья с деревьев), сбор листьев, беседы об изменениях в природе осенью, слушание стихов и песен об осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, оформление сенсорной коробки «Осень в лесу».

Ожидаемый результат:

дети с интересом наблюдают, активно взаимодействуют с педагогом в решении игровых, познавательных и творческих задач.

Ход урока.

(колокольчик)

Педагог: Вот звонок нам дал сигнал,

Он учиться нас позвал.

Традиционное приветствие: (песня с движениями, автор Ю. Робилко)

Утром солнышко проснулось, потянулось, улыбнулось.

Щечки в ручейке умыло и всем ярко засветило.

Дети просыпаются, мамам улыбаются.

Нежно маму обнимаю, утро начинаю.

Упражнение «Передай улыбку по кругу».

Педагог: Чтобы у нас у всех сегодня было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки. ( и гостям)

(дети садятся за парты)



Педагог: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Листья с веток облетают

Птицы к югу улетают

Что за время года, спросим

Вам ответят это …

Правильно ребята, это осень.

Подойдите, пожалуйста, к доске. Вы видите 4 картинки.

Какое время года сейчас? Выберите ккартинку.

(сели за парты)

Ребята, давайте вместе вспомним признаки осени. (Учитель показывает картинки, дети называют признаки осени.)

Становится холоднее.

Дует холодный ветер.

Часто идут дожди.

Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.

Перелетные птицы улетают на юг.

Звери делают запасы на зиму.

Люди одеваются теплее.

Созревает урожай овощей и фруктов.

А теперь, ребята, я вам загадаю загадки.

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе.

Дождь прошел, оставил их-

Средних, маленьких, больших.

(лужи)

Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.

(туча)

В дождь их стоит обувать и по лужам в них шагать.

Для любой найдем ноги из резины…

(сапоги)

Висят на ветке золотые монетки.

(листья)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

(дерево)

Тучи нагоняет, воет, завывает.

По свету рыщет, поет да свищет.

(ветер)

Себя он раскрывает, тебя он защищает.

Только дождичек пройдет-сделает наоборот.

(зонт).

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

А теперь встаньте, пожалуйста. Мы сейчас с вами сделаем осеннюю зарядку.

Вдруг закрыли небо тучи (поднимаем руки вверх, прикрывая ладонями голову).

Начал капать дождь колючий (руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте).

Долго дождик будет капать (трем кулачками глаза, будто плачем).

Разведет повсюду слякоть (вытягиваем руки вперед, затем разводим в стороны).

Грязь и лужи на дороге (ставим ладони к вискам и качаем головой вправо-влево).

Поднимай повыше ноги (шагаем на месте, высоко поднимая колени).

(сели за парты)

Ребята, А у меня для вас есть сюрприз. Вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда-попробуйте догадаться. Давайте послушаем необычные звуки. (аудиозапись «шум осеннего леса».

Кто догадался, куда мы с вами отправимся?

Правильно! Мы отправимся в осенний лес.

Повторяйте за мной: раз, два, три, четыре, пять- в лес отправимся гулять!

Встаем друг за другом.

Раз, два, три;

Раз, два, три-по дорожке мы пошли.

В лес осенний мы пойдем, осень в гости позовем. (ходьба по кругу)

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.(прыжки)

Впереди течет ручей. Проходите поскорей. ( идут, как по мостику, руки в стороны).

Вот мы и пришли в осенний лес. Ребята, вы слышите разные звуки.

Ж-ж-ж-шмель жужжит

У-у-у-воет волк

Д-д-д-дятел стучит по дереву

Щелк-щелк-белка грызет орешки

Ы-ы-ы-медведь рычит.



А теперь, ребята, отгадайте, какие животные живут в лесу?

Маленький, трусливый, быстрый….

Страшный, зубастый, серый…

Хитрая, рыжая, ловкая …

Большой, косолапый…

Серый, колючий, пугливый…

Молодцы, ребята. Смотрите, как много здесь деревьев! Давайте с вами положим листочки на осенние деревья. А когда я скажу «Подул ветерок, вы потихоньку дуйте на листья так. Чтобы они зашевелились и упали с дерева.

Дыхательная гимнастика «Листопад».



Подул легкий ветерок ф-ф-ф (выдох спокойный и ненапряженный)

Дует сильный ветерок ф-ф-ф (активный выдох)

Когда падают листья, мы говорим, что это листопад. Давайте устроим листопад в лесу.

( Варианты инструкций: Это лес. В лесу лиса, волк, медведь, ежик, заяц. Наступила осень. Падают листья. Это листья. Листья падают на лису (медведя, зайца…). Вот так. На кого падают листья? На лису…).

Когда падают листья, мы говорим о том, что это листопад.

(учитель убирает сенсорную коробку).

Учитель показывает детям три листочка (кленовый, дубовый и березовый).

Какие же разные у деревьев листья! У березы листья маленькие. У дуба листья вытянутые с волнистыми краями. А у клена листья похожи на большие звезды.

Рассмотрите листья. Найдите лист березы, клена, дуба. А сейчас мы с вами поиграем в игру «С какого дерева упали листья?».

На доске вы видите 3 дерева. Это береза, клен и дуб. Прикрепите, пожалуйста листья к деревьям.

Здорово! Молодцы! Садитесь на свои места.

Ой, ребята. Смотрите. К нам пришел мышонок. Здравствуйте ребята!

Здравствуй мышонок. Почему ты такой грустный?

«У меня в лесу есть любимая полянка, летом я часто приходил сюда играть. А сегодня пришел и не узнал ее. Раньше на ней была трава и деревья были с листочками.»

Не переживай мышонок! Мы с ребятами поможем украсить твою любимую полянку. Поможем? Но сначала мы разомнем наши пальчики.

Игровой самомассаж с шишками.

Мишка по лесу ходил

Много шишек находил

И ребчятам подарил

1,2,3,4,-будем с шишкой мы играть

Между ручками катать.

В руку правую возьмем

И сильней ее сожмем.

Руку быстро разжимаем, на столе ее катаем.

В руку левую возьмем

И сильней ее сожмем.

Руку быстро разжимаем, на столе ее катаем.



Дети рисуют гуашью листья на деревьях, приклеивают траву (сделать надрезы на полоске желтой бумаги, приклеить).

Спасибо ребята за помощь! Настоящая художница эта осень. И вы-настоящие художники.

Рефлексия.

Педагог: «Ребята, вам понравилось занятие? Вы сегодня были молодцы!



















Приложение

t1697470863aa.jpg























t1697470863ab.jpg

t1697470863ac.jpg

t1697470863ad.jpg

t1697470863ae.jpg

t1697470863af.jpg

t1697470863ag.jpgt1697470863ah.jpg

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Пчелинцева Виктория Валентиновна, 18.11.23 в 16:44 0Ответить Пожаловаться
Это не инклюзивный урок. Там нет работы для нормотипичных детей и детей с ОВЗ, включенных в общую работу. В классе ВСЕ дети с ТНР. Пособия интересные. Но дети очень мало говорят. Говорит педагог.
Соколова Людмила Васильевна, 18.11.23 в 18:51 1Ответить Пожаловаться
В классе неговорящие дети. Поэтому говорит педагог.
Соколова Людмила Васильевна, 18.11.23 в 18:54 1Ответить Пожаловаться
Дети не с ТНР, а с ТМНР! С тяжелыми множественными нарушениями развития. Это разные понятия.
Артеменко Елена Николаевна, 18.11.23 в 21:33 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!! Достойная работа!!!
Пчелинцева Виктория Валентиновна
Комментарий был удалён пользователем 18 ноя 2023 в 23:13
Шабанова Алёна, 19.11.23 в 06:11 0Ответить Пожаловаться
Людмила Васильевна, поздравляю! Спасибо Вам за качественную подготовку материала к публикации!!!!

Чеботарева Ирина Вячеславовна, 19.11.23 в 20:01 0Ответить Пожаловаться
Людмила Васильевна, поздравляю с победой!!!

показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.