Урок «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (Русский язык, 2 класс)
Конспект урока по русскому языку
Линия учебников: В.П. Канакина Русский язык. 2 класс.
Класс: 2
Тема урока: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Задачи урока: развивать умение писать слова с разделительным мягким знаком и доказывать правильность написанного, развивать умение переносить слова с разделительным мягким знаком с одной строки на другую, создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям, к процессу учения.
УУД: личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование: презентация, карточки.
Литература: Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. 1-4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ, М.: Просвещение, 2013. — 159 с. — (Серия: Школа России. ФГОС).
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
II. Проверка домашнего задания
Домашнее задание: работа по карточкам.
Карточка:
Ответы: слова называют действия предметов;
вить – вьёт;
пить – пьёт;
лить – льёт;
шить – шьёт;
бить – бьёт;
мягкий знак в записанных словах «разделительный».
III. Актуализация знаний
Слайд 2.
Колосья, ручьи, долька, жильё.
Определите лишнее слово, обоснуйте свой выбор. (Лишнее слово – долька. Так как в этом слове мягкий знак выполняет «смягчающую» функцию, а в остальных словах мягкий знак выполняет «разделительную» функцию.)
IV. Целеполагание
Сформулируйте тему нашего урока. (Разделительный мягкий знак.)
Определите учебно-познавательную задачу. (Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику. (с.33, упр. 54)
Воспроизведение знаний о разделительном мягком знаке, его роли в слове и правиле его написания. Выполнение задания упражнения.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (с.33)
Работа по учебнику. (с.33, упр. 55)
Обоснование правил, которые встретились в словах, определение лексического значения слов, подбор к ним однокоренных слов, запись по памяти, деление на слоги слова варенье.
Работа по учебнику. (с.34, упр. 57)
Изменение формы слов и запись по образцу или в другой форме. Выполнение задания к упражнению с комментированием.
Работа по учебнику. (с.34, упр. 59)
Ознакомление с правилами переноса слов с разделительным мягким знаком и воспроизведение правила переноса слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных на письме.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (с.35)
VI. Обобщение изучаемого на уроке
Слайд 3.
Отгадайте загадку.
Выполните звуко-буквенный разбор слова-отгадки.
VII. Самостоятельная работа
Работа по учебнику. (с.33, упр. 56)
Образование однокоренных слов с разделительным мягким знаком. Выполнение заданий к упражнению по образцу.
Ответ: Ручей – ручьи, перо – перья, колос – колосья, крыло – крылья, дерево – деревья, друг – друзья, воробей- воробьи, соловей – соловьи, брат – братья, стул – стулья.
VIII. Домашнее задание
Работа по карточкам.
Карточка:
IX. Подведение итогов урока
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Как надо переносить слова с разделительным мягким знаком?