12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Переломова Марина Петровна403
Россия, Иркутская обл., п. Усть-Уда

Технологическая карта урока

Тема урока: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ

Класс: 4 «Б»

Учитель: Переломова Марина Петровна

Дата проведения: 15.12.2021

Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.


Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны.

- Уметь объяснять особенности природных зон

- Понимать учебную задачу урока.

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- Оценивать свои достижения на уроке.

-Умение составлять описательный рассказ.

-Умение работать с картой.

-Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

- Умение слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение -- Оформлять свои мысли в устной форме

-Уметь работать в группе

- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

- Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оснащение урока: для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик, карточки;

для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация.

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый

Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ.

Используемые приемы ТРКМ: «Корзина идей», «Инсерт», «Лови ошибку».

Инструменты ИКТ: презентация, видеофильм.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Стадия 1. вызов


1) Организационный момент


Создаю психологический настрой на урок.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно ­познавательные и внешние мотивы

2) Мотивация учебной деятельности учащихся Постановка цели и задач урока.

Создаю проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности (Презентация, слайд 2).

Прием «Корзина идей»

- Представьте, что если бы художникам, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему каждый художник по-своему изобразил портрет нашей страны?

- Прочитаем тему нашего урока. (Презентация, слайд 3)

- Посмотрим в словаре значение слова «зона» (Презентация, слайд 4) .

- Как вы думаете, какое определение нам подходит?


- Рассмотрим карту природных зон (Презентация, слайд 5).


- Что обозначают зоны на этой карте?


- Почему происходит смена природных зон?


- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться?

Слушают учителя. Смотрят на экран.

Анализируют рисунки, представленные на слайде 2.

Делают вывод, отвечают на поставленный вопрос.












Читают тему урока (Природные зоны).

Читают значение слова «зона».

Соотносят рисунки предыдущего слайда 2 с определениями на слайде 3.

Анализируют, выбирают нужное определение.



Называют тему урока, цель урока.

Ставят задачи – продолжают фразу. (Презентация, слайд 6).:

- Что такое природная зона?

- Почему происходит смена природных зон?

- Научиться работать с картой природных зон России, узнать её условные обозначения.

Р.: понимать учебную задачу урока.

К.: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга

П.: отвечать на вопросы

Стадия 2. осмысление

1) Построение проекта решения задач урока

Побуждаю к определению средств достижения цели.

- Вы поставили цели. А что же нам может понадобиться, чтобы их достичь.

- Как мы будем реализовывать наши цели?

- Составим план.

-Расположите пункты плана в правильном порядке(Презентация, слайд 7)

Особенности природных зон России. (4)

Что такое природная зона. (1)

От чего зависит распространение природных зон на Земле?(3)

Растения и животные природных зон.(5)

Обозначение на карте природных зон (2)

- Какого пункта не хватает?

Работа по 1 пункту плана. Прием «Лови ошибку»

- Начнем работу с 1 пункта плана «Что такое природная зона».

- Найдите ошибки в определении «природная зона».

Карточка:

Природная зона– интересная территория на поверхности Луны с веселыми климатическими условиями, почвами, растениями и животными.

- Учебник, карта природных зон России, презентация.

- Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя.

Работают в группах.

Располагают пункты плана в правильном порядке.

Сравнивают с образцом. (Презентация, слайд 8)






Добавляют недостающий пункт (жизнь людей)

Работают в группах с карточкой. Исправляют ошибки в определении «природная зона»

Сравнивают ответ с образцом (Презентация, слайд 9)

Карточка:

Природная зона– большая территория на поверхности земли со сходными климатическими условиями, почвами, растениями и животными.

Л.: учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника

П.: пользоваться учебником


2) Первичное усвоение новых знаний









Физкультминутка

Работа по 2 пункту плана.

Переходим ко 2 пункту плана «Обозначение на карте природных зон» . (Презентация, слайд 10)

- Посчитаем, сколько природных зон выделено? Как мы их будем отличать на карте?

- Рассмотрим, как на карте обозначают природные зоны. (Презентация, слайд 11).

- Можно ли по названию догадаться, в чем отличие природных зон?


- Ребята, а в какой природной зоне находится наша Иркутская область?

- Как вы думаете, почему эта зона обозначена зеленым цветом?

- Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет?

Работа по 3 - 4 пунктам плана. Прием «Инсерт. Маркировка текста»

Переходим к 3 пункту плана.

-Как вы думаете, от чего зависит распространение природных зон на Земле?

Предлагаю открыть учебники стр. 104 – 105 и ознакомиться с информацией.

Прием «Маркировка текста».

+ новое

V знал

- думал иначе

? – не понял

Рассматривают карту природных зон (Презентация, слайд 10).

Отвечают на вопросы.




Рассматривают карту природных зон. Знакомятся с названием природных зон.

(Презентация, слайд 11).


Выдвигают предположения.

Пробуют по названию определить, чем отличаются природные зоны.

Отвечают на поставленные вопросы.




Выдвигают предположения.



Работают по учебникам, изучают новый материал, используют маркировку текста

(Презентация, слайд 12)

3) Первичная проверка понимания

- Что нового узнали?

- У кого возникли вопросы?

- В каком поясе расположена наша страна? (в умеренном) (Презентация, слайд 13)

- Что это значит?


Предлагаю задание для выполнения в парах.

- Покажите друг другу на физической карте арктическую пустыню, тундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыню, субтропики.

Отвечают на вопросы учителя.

Задают вопросы.

Дополняют ответы одноклассников.



Работают в парах.

Показывают и называют друг другу природные зоны.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы

К.: вступают в речевое общение

П.: умение обобщать и анализировать

4) Первичное закрепление

Демонстрирую на экране видеофильм «Природные зоны».

- Ребята, какие вопросы плана мы уже рассмотрели?

- Какие пункты плана будем изучать на следующем уроке?

Смотрят видеофильм «Природные зоны»

Отвечают на поставленные вопросы.


3 стадия. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Побуждаю к анализу и рефлексии своих действий на уроке. (Презентация, слайд 14)

Возвращаемся к приему «Корзина идей»

- Сможете ответить, чьи идеи были верными? Почему у художников получились разные «портреты» нашей страны?


Что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках).

Предлагаю продолжить фразу:

Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь



Называют, чьи идеи были верными.

Отвечают на поставленные вопросы.




Рефлексируют свои действия на уроке (Презентация, слайд 15)

Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

П.: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р.: оценивают собственную деятельность на уроке.

К.: умеют слушать собеседника.

Л.: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Подготовить сообщение о природной зоне, которая заинтересовала.


Р.: Осуществляют поиск решения поставленных задач.


7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.