Урок-проект по литературе в 3 классе на тему «Сочиняем волшебную сказку»
Тема: проект «Сочиняем волшебную сказку»
Класс:3
Учитель: Дубровская О.Ф.
Тип урока: проект | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание особенностей построения сказок, героев сказок, основных отличительных черт их характера); показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе инсценирования, развивать умение интонацией передавать настроение; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества, способствовать развитию творческих способностей учащихся | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся видеть особенности жанра сказки; осмыслять специфику волшебной сказки научатся выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, используя тематический каталог и опираясь на информационный аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах | Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям | Личностные: осмысливают нравственные ценности сказки, проверяют себя и самостоятельно оценивают достижения; проявляют самостоятельность в выполнении заданий, интерес к чтению и инсценированию сказок, проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам, осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания |
Образовательные ресурсы: презентация, видеозапись «Если вы не так уж боитесь Кощея» (сл. Ю Кима, муз. В. Дашкевича), реквизит к инсценированию сказок, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Видеозапись «Если вы не так уж боитесь Кощея» (сл. Ю Кима, муз. В. Дашкевича) | Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи | Организует беседу. На доске: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». -Что означают эти слова Пушкина? -Для чего мы сегодня собрались? В чем необычность нашего урока - проекта? -Сегодня у нас завершающий этап работы над проектом «Сочиняем волшебную сказку». | Формулируют учебную задачу Выдвигают предположение о содержании урока. Проникаются эмоциональным настроем | Принимают Строят речевое высказывание в устной форме. |
IV. Закрепление изученного материала 1. Игра «Волшебная корзинка» | Организует игру. -В волшебной корзинке сказочные вещи. Они принадлежат героям сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Из какой они сказки? кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”); зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”); золотое яйцо (“Курочка Ряба”); жар-птицу (“Иван-царевич и серый волк”); лягушка (“Царевна-лягушка”); бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”); | Выполняют задания, отвечают на вопросы. Называют, из каких сказок предметы. | Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание согласно поставленной учебной задаче. Осуществляют самооценку учебных действий |
2. Игра «Сказочные письма» | -К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? 1.Кто-то за кого-то Ухватился цепко: Ох, никак не вытянуть! Ох – засело крепко. Но еще помощники скоро прибегут… Победит упрямицу дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может это… (репка). 2.Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался… (колобок). 3.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (три медведя). 4. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”). 5. Все закончилось благополучно, Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лиса и волк”). | Определяют название, вид сказки, называют героев, аргументируя ответ. | Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
3. Игра «Заколдованные сказки». | - Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки. 1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха. - Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко - съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем. («Кот, петух и лиса») 2. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: - Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю. - Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки. («Мужик и медведь») 3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели? - Съешь моего лесного яблочка,- скажу. - У моего батюшки и садовые не едятся. (Гуси-лебеди) 4. – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди, догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. -Спи, глазок, спи, другой! («Хаврошечка») | Выполняют задания, отвечают на вопросы. | Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
| |||
4.Игра «Назови сказку» | -В названиях следующих сказок есть ошибки. Назовите их. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба». «Даша и медведь» – «Маша и медведь». «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят». «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко». «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди». «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению». | Выполняют задания, отвечают на вопросы. | Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
5. Игра «Узнай персонаж сказки» | - Кому принадлежат эти слова из сказки? "Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка") "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко) "Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка) "Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга) "Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак) "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса). "Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок) "Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша) | Выполняют задания, отвечают на вопросы. | Дополняют, уточняют высказанные мнения. |
V. Представление проектных работ | - А сейчас пришло время представить сказки, которые вы сочинили сами. Дети представляют разные варианты сочиненных сказок – индивидуально, в парах, в группах (с использованием костюмов и реквизита). | Дают оценку выступившим | Выполняют коммуникативные задачи, работая в группах. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества. |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организует работу по формированию самооценки. -Кому понравился наш урок? -Какое у вас настроение? -А какое настроение у наших гостей? -Сегодня ваши родители побывали в вместе с вами в волшебном мире сказок. И мы подарили друг другу улыбки и хорошее настроение. Всем доброго дня! | Делают выводы и обобщения. Оценивают свою работу на уроке. | Осуществляют самоанализ учебной деятельности. |