12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирилл18
Краснодарский край
1

Урок на тему «Учимся сочинять сказки с использованием карт В.Я. Проппа»

Тема Урока: Учимся сочинять сказки с использованием карт

В.Я. Проппа( Слайд 1)

Цель:

Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся. Формирование грамматического строя речи. Формирование у учащихся умения придумывать необычные истории. Выделять интересное в сюжете. Развивать композиционное мышление.

Задачи:

-Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, любознательности и творческого самовыражения.

-Развитие самостоятельного создания способов решения проблем, творческого характера.

-Формировать умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Умение планировать свою деятельность, проявлять творческие способности.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

 

Ход урока

Организационный момент.

II.Мотивация познавательной деятельности.

Я хочу познакомить вас, с необычной и поучительной сказкой известного итальянского сказочника Джанни Родари. (Слайд 2)

Машинка для приготовления уроков

Как-то раз постучался к нам очень странный и смешной человечек — совсем крохотный, чуть повыше двух спичек. На спине он тащил большую сумку, гораздо больше него самого.

Я тут разные машинки продаю... — представился он.

Что за машинки? Покажите! — заинтересовался мой папа.

Вот, к примеру, машинка для приготовления уроков. Нажмёшь красную кнопку — решит задачу, нажмёшь жёлтую — напишет сочинение, зелёную — выучит урок по географии. Всё сама сделает и быстро — в одну минуту!

Папа, купи! — обрадовался я.

Ну, ладно. А сколько стоит?

Ничего не стоит! Я денег не беру, — ответил человечек.

Но вы же не зря, должно быть, трудились?

Конечно. Только в обмен на машинку мне деньги не нужны. Мне нужен мозг вашего сына.

Вы с ума сошли! — возмутился отец.

Ну, посудите сами, — улыбнулся человечек. — Зачем ему мозг, если уроки за него станет делать машинка?

Пап, купи! — стал я упрашивать отца. — И в самом деле, на что мне мозг, когда есть такая машинка!

Отец внимательно посмотрел на меня, помолчал немного и согласился:

Ладно, забирайте его мозг, и по рукам!

Человечек взял у меня мозг и спрятал его в свою сумку. Каким же я сразу стал лёгким, когда опустела моя голова! Таким лёгким, что вспорхнул в воздух и начал летать по комнате. И если бы отец вовремя не поймал меня, наверное, я оказался бы за окном.

Придётся держать его в клетке, — предупредил человечек.

Почему? — удивился отец.

Потому что он теперь безмозглый — вот почему! Не углядите, улетит в лес, словно пичужка, и умрёт там с голоду.

Отец посадил меня в клетку, точно канарейку. Клетка была маленькая, тесная — не пошевельнуться! Прутья так сжимали мне рёбра, так сжимали, что я... в страхе проснулся. Как хорошо, что всё это мне приснилось! Не поверите, я тут же сел за уроки.

III.Целеполагание.

Понравилась ли вам история итальянского сказочника?

А как вы думаете, почему герой рассказа проснулся в страхе?

А вам хочется самим сочинять такие интересные рассказы, сказки? А умеете ли вы их придумывать? Как вы думаете сказки сочинять легко или трудно?

Сегодня попробуем сочинить сказку все вместе.(Слайд 3)

Обратите внимание на схему( идёт разбор схемы)( Слайд 4)

Скажите, а с чего начинаются сказки? (С зачина: «Жили, были....» , «В некотором царстве, тридевятом государстве»Зачин.Экспозиция: ситуация до начала действия..)

А что идет после зачина? (Основная часть. Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией .Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира .Кульминация: герой между жизнью и смертью.Падение действия: напряжённые моменты.)В ней происходит развитие действия.

А дальше? (Концовка. Развязка: разрешение противоречий,свадьба, воцарение героя)

Что обязательно должно быть в сказке? (Борьба добра и зла, троекратное повторение, волшебство, она должна чему-то учить.)

Памятка «Сюжет волшебной сказки»

Кульминация

Развитие Падение

действия действия

Экспозиция Завязка Развязка Концовка

1.Зачин. Экспозиция: ситуация до начала действия.

2.Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией (вредительство, недостача, герой покидает дом).

3.Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира (даритель, волшебное средство).

4.Кульминация: герой между жизнью и смертью.

5.Падение действия: напряжённые моменты.

6.Развязка: разрешение противоречий (свадьба, воцарение героя). Концовка.

( Слайд 5) Посмотрите на домик, на вершине которого мы видим сказку, а в каждом кирпичике написана сказочная ситуация. Скажите какая сказочная ситуация подходит к отрывку сказки. (Дети зачитывают отрывки из сказок).

Скажите какая сказочная ситуация подходит к отрывку сказки. Дети зачитывают отрывки из сказок.

1. Отлучка кого - либо из членов семьи.

Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести...

("Волк и семеро козлят". Братья Гримм)

2. Запрет, обращенный к герою.

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек...

("Гуси-лебеди". Русская народная сказка)

3. Нарушение запрета.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне...

(Царевна-лягушка. Русская народная сказка)

4. Вредительство (или недостача).

А лисица ходит около волка и приговаривает:

-- Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!...

(Лиса и волк. Русская народная сказка)

5. Получение волшебного средства.

-- А ну тащи меня, старая карга!

-- Огниво взял? - спросила ведьма.

-- И то верно, - отвечал солдат, - совсем было забыл. - Пошел и взял огниво.

Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его, и сапоги, и ранец, и кивер полны денег.

-- На что тебе огниво? - спросил солдат.

-- Не твое дело! - отвечала ведьма. - Получил свое - отдавай мое! Ну же!

-- Как бы не так! - сказал солдат. - Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен - и голова с плеч!

-- Не скажу! - упорствовала ведьма.

Тут солдат взял да и отрубил ей голову. Упала ведьма замертво, а он связал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, огниво - в карман и прямиком в город...

(Огниво. Ганс Христиан Андерсен)

6. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

-- По щучьему веленью,

По моему хотенью -

Ну-ка, печь, поезжай к царю.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю...

(По щучьему веленью. Русская народная сказка)

7. Беда или недостача ликвидируются.

Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.

-- Это тебе за то, что ты так хорошо работала, - сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец.

(Госпожа Метелица. Братья Гримм)

8. Возвращение героя.

Ни много, ни мало прошло времени - стосковался Иван по своим родителям, захотелось ему на святую Русь.

-- Что невесел, муж дорогой? - спрашивает Василиса Премудрая.

-- Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сестры милые, а я их наяву и не видывал..

Опустила голову Василиса Премудрая:

-- Вот когда беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего надо ухитряться.

(Сказка про Василису Премудрую. Русская народная сказка)

9. Герою предлагается трудная задача.

Стало на сердце попа веселее,

Начал он глядеть на Балду посмелее.

Вот он кричит: "Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк до самой смерти;

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный".

(Сказка о попе и работнике его Балде. А.С.Пушкин)

10. Победа, подарок, радость.

Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир.

(Сивка-бурка. Русская народная сказка).

 

Ребята вы читали и знаете много сказок.

Ученый профессор Владимир Пропп занимался изучением русских народных сказок. Он обнаружил, что все сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Эти ситуации кирпичики, при помощи которых создаётся здание сказки. Итак карты Проппа –это название сказочных ситуаций ( Слайд 6). А предложил использовать карты Проппа при составлении сказок Джанни Родари.

Давайте с вами убедимся, правда ли в сказках встречаются вот такие сказочные ситуации.

Сказка «Маша и медведь». (слайд 6)

(Слайд 7).Пошла Маша в лес с подружками. (Отлучка кого-либо из членов семьи) Родители говорили не ходить далеко.(Запрет обращенный к герою)

Маша дерево за дерево кустик за кустик и ушла далеко в лес.(Нарушение запрета)

Медведь говорит у меня будешь жить меня кашей кормить.(Вредительство)

Маша обхитрила медведя. (Герою предлагается трудная задача)

Медведь принес Машеньку домой. (Возвращение героя)

Стали Машеньку обнимать целовать, умницей, называть.(Победа, подарок, радость)

( Слайд 8)Сегодня при помощи карт Проппа мы попробуем составить свою сказку.

Для этого нам нужно выбрать героя.

Героем может быть что угодно и кто угодно.

Нашим помощником будет книга Дж. Родари «Грамматика фантазии». Эта книга написана для взрослых, но интересна будет и детям: в ней автор рассказывает о том, как научиться сочинять.

Возьмем любое слово (например, камень). (Слайд).

Подберем слова, которые начинаются с каждой буквы слова камень:

Кот

Артист

Мышь

Ест

Ночь

и образуем предложение, например: Кот Артист мышей ел ночью. Вот и готово первое предложение истории. Так Дж. Родари показывает, как работает наше воображение: слова в нем сталкиваются, вступают в различные сочетания. Не забывайте про структуру сказки, она изображена на доске.(Слайд)

IV.Самостоятельная работа

Каждая команда вытягивает по три карты, где написаны сказочные ситуации, для каждой команды свои сказочные ситуации.

Дети поэтапно придумывают развитие событий и описывают сюжет сказки.

(Если осталось время, сюжет сказки можно поэтапно проиллюстрировать).

IV.Итог урока.

Ребята, вам понравилось сочинять сказки? А что нового сегодня на уроке вы узнали?

Домашнее задание. ( Слайд)

Составить сказку со словом земляника.

Вы все, огромные молодцы. Потрудились на славу. Надеюсь, что вы и дальше будите придумывать такие весёлые и добрые сказки.(Слайд)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.