12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Викторовна Глухова37

ХОД УРОКА

I. Приветствие. Организационный момент.

(Исполнение песни «Кабы не было зимы»)

II. Рассказ учителя о В.И. Сурикове.

Великий русский художник В.И. Суриков хорошо знал традиции и обычаи русского народа. Он родился в 1848 году в г. Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.

Мать Сурикова мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах. Свою любовь к старине, внутреннее чувство прекрасного художник унаследовал от нее.

Тяга к рисованию проявлялась с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих: «как глаза расставлены», «как черты лица составляются», часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге.

Суриков обучался в Академии художеств в Петербурге и закончил ее с золотой медалью.

Три самые известные картины Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» и «Боярыня Морозова» объединены историческим временем и общим содержанием


III. Знакомство с картиной «Взятие снежного городка».

Перед нами картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», на которой художник передал своеобразную сибирскую жизнь, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи. Близкие и знакомые люди позировали ему для картины. В кошеве, дорожных санях, на спинку которых накинут богатый ковер с цветами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника. С ней рядом в темной шубке, опустив руку за спинку саней, глядит на потеху, повернувшись в профиль, красноярская молодая красавица-попадья, в санях – брат художника, в других, слева – в собачьей дохе, с кнутом в руке знакомый крестьянин. На коне, по одним сведениям, печник Дмитрий, по другим – торгошинский казак.


IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, ребята, мы готовимся с вами к творческой работе – сочинению по картине с описанием действий.

Перед нами стоят следующие цели:

учиться «читать» картину;

понять ее содержание;

найти средства, используемые художником (композиция, краски, колорит, динамика, образы).


Представьте, что вы среди этих людей.

-- Знакома ли вам игра, запечатленная на картине? В чем ее суть?

(Нужно построить крепость изо льда и снега. Воздвигали стены с зубцами, вдоль стен ставили снежные пушки, а сверху лепили фигуры казаков, пеших и конных. В городке был накрыт снежный стол, на нем угощение - снежные пироги, пышки, а потом взять ее штурмом верхом на лошадях. Кто быстрее перескочит, тот и победил. Победителю обязательно преподнесут большой золотой блин с маслом как символ солнца. Остальные участники игры должны всячески препятствовать, мешая всадникам проскочить в городок. Для этого идут в ход хворостины, снежки, крики, шум, чтобы кони напугались и останавливались.)


На какой праздник приходится эта игра?

Масленица – один из древнейших праздников, праздник «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам.

Проводили традиционные народные обычаи и обряды (сжигали соломенное чучело, пекли блины). В Масленицу проводились народные гулянья с пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях.

В православии он стал называться «сырной» седмицей (неделей). Эта неделя предшествовала Великому посту, когда разрешалось есть молочные продукты, масло, яйца и рыбу.

Праздник стал именоваться «Масленица» лишь с XVI века. Первоначально праздник назывался Комоедица, в этот день почитали славянского Медвежьего бога: приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком (отсюда – «первый блин комам», т.е. медведям).

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, в честь него славяне пекли пресные лепёшки, а потом стали печь блины.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

-- Внимательно всмотритесь в картину. Постарайтесь запомнить детали. А сейчас закройте картину и ответьте на вопросы по памяти.

1) Есть ли на всаднике шапка?

2) Какой масти конь?

3) Сколько девушек на санях справа?

4) Чем игроки пугают коня?

5) Как выглядит снежный городок?

Постарайтесь сосредоточиться, рассматривая картину.

V. Беседа по содержанию картины.

-- Какой момент игры изобразил В.И. Суриков?

(Самый напряженный, кульминационный; всадник в полете через стену городка. Очевидно, он и есть победитель.)

-- Удалось ли художнику передать накал игры, весь сгусток эмоций, движений, порывов?

( Все говорит о том, что игра живая, горячая, азартная; фигура всадника в стремительном порыве, тело подалось вперед, правая рука сшибает снежное изваяние, левая рука едва сдерживает повод; конь передними копытами сбил в прыжке преграду (комья снега разлетаются во все стороны), грива взметнулась, зубы оскалены, глаза огромные, взволнованные, горят огнем. Всадник и конь в единстве движения к цели.)


-- Как ведут себя другие участники игры?

( По-разному. Кто-то размахивает хворостинами, кто-то бросает снежки, кто-то хохочет, свистит, кричит, и все это для того, чтобы испугать коней и всадников.)

-- Интересна ли игра зрителям, зевакам?

(Конечно. Все сгрудились вокруг: одни подступают близко к участникам, другие смотрят, сопереживают, но осторожничают и глядят издалека, не вылезая из саней, но безучастных, равнодушных нет.)

-- Что еще говорит об атмосфере праздника?

(Нарядная, яркая одежда (такую в будни не носят): цветные платки, расшитые полушубки, бекеши с меховыми воротниками, новые зипуны, армяки. Сани разряженные, украшенные коврами. Лица веселые, румяные.)

-- Какие краски использует художник?

(контрастные, ослепительно белый снег – темная одежда)

-- Во что одет всадник?

(Меховая шапка, армяк коричневого цвета, теплые рукавицы.)

А вот мальчишка в рыжем зипуне.

-- Чья это игра? Детская? Взрослая?

( Всеобщая. Она озорная, азартная, искрометная, поэтому в ней с удовольствием принимает участие и стар и млад.)


Задание 1.

Продолжите ряд слов, которые могут войти в круг понятий, связанных с такими явлениями, как…

ЗИМА: мороз, санки, катание,…

МАСЛЕНИЦА: блины, гуляния, кулачные бои,…

СНЕЖНЫЙ ГОРОДОК: всадники, кони, крепость, зеваки,…


Задание 2.

На какие группы можно условно разделить людей?

Всадник, который одолел стену.

Участники игры, которые ему препятствовали.

Зрители, которые наблюдали за происходящим.

Охарактеризуйте действия, движения, состояния людей, используя слова для справок..

Слова для справок: летит, несется, сшибает, перескакивает, стремится, успевает, побеждает, перемахивает, машут, грозят, стращают, препятствуют, не пускают, бросают (снежки), отгоняют, набрасываются, толкают, хохочут, свистят, кричат, улюлюкают, наблюдают, увлекаются, глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют.


Задание 3.

Найдите в толковом словаре значение данных слов и подберите к ним определения.

АРМЯК -

БЕКЕША -

ЗИПУН -

РАЖИЙ -

БОРЗЫЙ -

РЕТИВЫЙ -

ДРОВНИ -

ХВАТ –


Задание 4.

Сгруппируйте слова в пять синонимических рядов.


Битва

Активный

Крепость

Отважный

Быстрый

Баталия

Предприимчивый

Цитадель

Мужественный

Шустрый

Сеча

Инициативный

Укрепление

Бесстрашный

Резвый

Сражение

Энергичный

Ристалище

 

Прыткий

Побоище

Деятельный

 

 

 

Бой

 

 

 

 

Задание 5.

Раскройте скобки.


Задание 6.

Допишите подходящие междометия. Расставьте знаки препинания.

смелый же этот парень на коне.

как щеки горят, как глаза сверкают.

сейчас упадет, сейчас слетит.

промахнулся, не попал, а вроде точно метил.

больно дядька по руке хворостиной хлестанул.

наша взяла, одолели-таки снежный городок.


Задание 7.

Допишите, где нужно, мягкий знак.



VII. Творческая работа.

Мы выполнили подготовительные упражнения. Дома вас ожидает самая сложная, но и самая интересная работа.

-- Вспомним, в чем заключена суть игры?

-- Вам предстоит описать игру «Взятие снежного городка» от лица разных героев:

1 вариант – от имени участника игры;

2 вариант – от имени зеваки, сидящего в санях или стоящего в стороне.

Начало может быть таким: «Возвели стены из снега, а утром решили городок взять штурмом…»

Дальше каждый пишет описание действий по заданию. Не забудьте: игра азартная, веселая.

Ну а я прочитаю рассказ от имени снеговика, ведущего репортаж с места событий.

Давай, давай, налетай, наскакивай, напрыгивай! Смелее, шибче, напористей! Это я игроков подбадриваю, чтобы азартнее, задиристей атаковали. Я зритель, мне все равно, кто одержит победу, главное – игра, боевая, удалая, жаркая. Да, забыл представиться. Снеговик. Не удивляйтесь, что это я «веду репортаж» с места событий. Потом объясню, а теперь надо рассказывать, а то скоро крепость возьмут.

Дело было так. Решила наша деревенская молодежь Масленицу проводить (знаете, наверно, что это за праздник – с блинами, всевозможными забавами, хороводами, весельем). Вот и придумали снежный городок построить и взять его штурмом. Сказано – сделано. Возвели за день стены из снега, залили водой к ночи, чтобы все намертво схватилось на морозе и стало крепким-прекрепким. Украсили башенками, фигурками резными. Здорово вышло! А утром при всем честном народе началось. Шумной ватагой кинулись на штурм На коне наш кузнец деревенский. Он лихой парень, бесстрашный, любит покуражиться, себя показать. Конь под ним горячий, молодой, ретивый, удила закусил, тоже не промах. Ноздри раздувает, вскинул копыта, ржет громко и весело – подбадривает седока. Это он с виду грозный, а так добрейший коняга, но игру почуял, помогает ездоку изо всех сил. Народ обступил ристалище: осторожные – подальше, боятся под копыта угодить, храбрые – поближе, хворостинами размахивают, коней и всадников хлещут, снежками забрасывают, чтобы помешать крепость одолеть. Шапки летят, зипуны трещат, свист, хохот, крики… Девушки с саней наблюдают, подзадоривают игроков, а сами повизгивают от восторга. Щеки на морозе раскраснелись, глаза горят. Ребятня завидует: их мамки не пускают (боятся, кабы кони не зашибли сгоряча).

Погуляли, поразвлекались на славу. Уж и не помню, кто кого одолел, да и какая разница – всем было весело и отрадно.

А как я там оказался? Так ведь я же из снега сделан, а снег, он вечный. Был снеговик, по весне водой оборотился, потом паром с земли поднялся, а уж с облаков дождем летом, ну а зимой – снегом. На той Масленице уцелел, только морковный нос сшибли, теперь вот вам рассказал, как снежный городок брали. Хотите верьте – хотите нет, но так все и происходило.


VIII. Подведение итогов. Какие цели на уроке достигнуты?

Выставление оценок за работу на уроке.

(Сладкие призы – привет от снеговика)

Домашнее задание. Дома вам предстоит поработать над черновиками сочинения по плану.





Примерный план.

1. Сюжет картины. Масленичная забава.

2. Передний план. Лихой всадник на вороном коне одолевает крепость.

3. Левая часть. Радостные, изумленные зрители, зеваки.

4. Правая часть. Участники игры препятствуют, сдерживают коня.

5. Краски. Контрастное изображение.

6. Общее впечатление от картины.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.