Урок руссского языка «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»
Общие сведения об уроке
Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
Время проведения: 2 академических часа.
Цели:
= обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;
= развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
= воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске – стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски – задания самостоятельной работы), лист с темой урока – для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
Постановка проблемы.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Контроль знаний.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте! Садитесь.
(На доске):
Интересная часть речи
В русском языке жив..т.
Кто что дела..т, расскаж..т,
Черт..т, пиш..т иль по..т,
Вышива..т, или паш..т,
Или забива..т гол,
Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т –
Все расскаж..т нам … (глагол.)
- Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее – о спряжении глагола.
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
- И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.
- На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.
1 задание: (Слайды 2, 3)
Продолжите предложения:
Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.
Имя существительное изменяется по числам и падежам.
Глагол изменяется по лицам и числам.
При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл – ставим напротив задания).
- Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.
- Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)
- Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)
- Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого – второе задание.
2 задание: (Слайды 5, 6)
Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:
-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.
I |
II |
-Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете |
-Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят |
При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла – ставим напротив задания).
3 задание: (Слайды 7, 8)
Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:
Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.
- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)
При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).
III. Постановка проблемы.
А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.
Ты игра….шь
человек тон….т
лень вал….т
кто расскаж….т
мы не скуча….м
- Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).
- Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)
- А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)
- Как вы думаете, почему? (Не знаем…)
- В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)
- И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)
- Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)
- Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)
(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).
IV. Изучение нового материала.
- Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 - первый щелчок):
Топит – топИть поможет - помОчь
светит – светИть греет - грЕть
любит – любИть забудет - забЫть
подарит – подарИть напишет - написАть
- Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.
- Они падают на окончания? (Нет)
- Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)
- Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 - второй щелчок)
- Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).
- Составим алгоритм определения спряжения глагола:
= итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)
= если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение – ешь, ет , ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).
= а если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:
- Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание – в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.
Как определить спряжение глагола. 1. Укажи ударение, выдели окончание. 2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение; –ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение. 3.Если окончание безударное, определи вид глагола. 4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид! 5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения. 6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения): - 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть; - 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать. 7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения. |
V. Физкультминутка.
Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.
Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
VI. Закрепление изученного.
1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):
ты играЕшь (играть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕШЬ)
человек тонЕт (тонуть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)
лень валИт (валить – 2 спряжение, поэтому окончание –ИТ)
кто расскажЕт (рассказать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)
мы не скучаЕм (скучать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕМ)
2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов – поработаем в парах.
У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)
Ножницами |
пилят (пилить - II спр.) |
Молотком |
ловят рыбу (ловить - II спр.) |
Пилой |
выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр ) |
Клещами |
режут (резать - I спр.) |
Зубной щёткой |
забивают гвозди (забивать -1 спр.) |
Удочкой |
чистят зубы (чистить - П спр.) |
- Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.
3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.
4 задание: (Слайды 14, 15)
Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.
Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.
При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).
- Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).
- Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!
- Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов – «5», 10-13 баллов – «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.
VII. Контроль знаний.
- А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.
Мини-тест.
1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…
A) склонением В) спряжением C) чередованием
2. Сколько в русском языке спряжений?
А) 3 B) 1 C) 2
3. Глаголы II спряжения имеют окончания…
А) –ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) –ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.
4. Укажите строку с глаголами I спряжения.
А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.
5. Укажите строку с глаголами II спряжения.
А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.
(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).
- Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина – на «5», Андрей – на «4», Миша – на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.
VIII. Домашнее задание.
- Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.
Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.
IX. Рефлексия.
- Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:
- Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное – сразу вставляем окончание, если безударное – н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Моет, чистит, жарит, варит –
Все расскажет нам глагол.
- Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.
- До свидания!
Список использованной литературы.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. – Просвещение, 2006.
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. – М., Дрофа, 2004.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010.
Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. – СПб, 2004.
Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. – М.: 1972.
Махмутов М.И.. Проблемное обучение. – М.: 1975.
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М.: ВЛАДОС, 1995.