12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Севидова Елена Владимировна610
Более 20 лет работаю в школе. Пробовала поменять профессию - не смогла. Как нельзя лучше подходят для моей педагогической деятельности слова В. Белякова: "Кусочек сердца отдавать кому-то - такая, брат, у нас с тобой работа"...
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Обособление уточняющих членов предложения

Цель: на основе знаний обучающихся об обособлении дать представление об обособленных уточняющих членах предложения

Задачи:

Образовательные:

научить распознавать уточняющие члены предложения;

научить выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи.

Развивающие:

обучение целеполаганию и планированию учебной деятельности;

совершенствование умения работать со справочной литературой;

развитие коммуникативных способностей;

развитие связной речи.

Воспитательные:

воспитание любви к родному краю через знакомство с творчеством кузбасской поэтессы.

I Мотивация и целеполагание (3 мин.)

-Облако 3 Добрый день, ребята. Сегодня… день. Перед вами облака слов. Выберите облако, содержащее новую, неизвестную вам, информацию. (слайд)

Облако 5 Облако 1 главные

члены

дополнения

 


 

- Попробуйте сформулировать тему урока («Обособление уточняющих членов предложения» или «Обособленные уточняющие члены предложения»).

Записываем тему: Обособление ут_чняющих членов предложения (орфографическая минутка).

Попробуйте сформулировать цель урока. (Как вы думаете, чему должны научиться в ходе нашего урока? (научиться обособлять уточняющие члены предложения)

Что нам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? (узнать, что такое уточняющие члены предложения, научиться находить их в предложениях…)

II Словарная работа (3 мин.)

- Перед вами толковые словари или словари синонимов. Используя доставшийся вам словарь, объясните значение слова уточнить. (слайд) Что общего в определениях слова? (конкретизировать, детализировать) Какова же функция уточняющих членов в предложении? (пояснить, конкретизировать уже имеющиеся члены предложения).

III Работа с теоретическим материалом (5 мин.)

Параграф 216 на с. 346 «Теории». Познакомьтесь с теорией и выясните, какие члены предложения могут уточняться и всегда ли они обособляются. (слайд)

(слайд) Соберите рассыпавшееся предложение: отмечался, 2013 года, Кемеровской области, недавно, в январе, юбилей. (Недавно, в январе 2013 года, отмечался юбилей Кемеровской области.)

- Нужны ли знаки препинания в этом предложении? (нужны при уточняющем обстоятельстве времени) Назовите уточняющее и уточняемое обстоятельство.

- Какая опасность может возникнуть при употреблении союзов при уточняющих членах предложения? (Можно перепутать присоединительный и разделительный союзы или.) Прочтите ту часть параграфа, в которой рассказывается о том, как не спутать два этих союза (пояснительный союз можно заменить союзом то есть.)

Обратимся к примерам употребления этих союзов.

Одно предложение – «лишнее» (знаки препинания не расставлены!). Какое?(слайд)

По экономическому потенциалу Кемеровская область или Кузбасс крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации.

На территории Кузбасса вы можете встретить оленей лОся или марала.

С пика «Дворцов» Горной Шории хорошо видна Шаныш-Таг или Черная гора.

IV Пунктуационная работа с текстом стихотворения Зои Сосниной «Ветреный обман!» (5 мин.)

- Недавно вместе со своими учениками я познакомилась с творчеством кузбасской поэтессы Зои Ивановны Сосниной. Сегодня я предлагаю и вам окунуться в мир её поэзии.

На пустыре среди полыни

Под птичьи трели пересвист

Берёзке юной ветер синий

Тихонько трогал нежный лист.

Он осторожно кудри гладил

Лаская стройный тонкий стан.

И в забытье качались пряди

Поверив в ветреный обман.

- Все ли знаки препинания расставлены в этом стихотворении? Выполним пунктуационный анализ стихотворения Зои Ивановны Сосниной «Ветреный обман!»

V Составление советов «Как найти уточняющие члены предложения». (5 мин.)

- Представьте себе, что ваш одноклассник не совсем разобрался с темой сегодняшнего урока. Дайте ему несколько советов «Как найти уточняющие члены предложения». Работайте в парах.

VI Проверочная работа (5 мин.)

-Поменяйтесь «Советами…» с соседней партой и, пользуясь ими, выполните проверочную работу. Укажите номера предложений, в которых употреблены уточняющие члены.

1. Услышат ли потомки наши

Тебя, певца земли родной?

(«Соловей и прогресс»)

2. Влетает жигулёнок прямо в осень

По новенькой, с иголочки, дороге,

По коридору меж берёз и сосен.

(«Осень гениев»)

3. В другом краю, далёком, сердцу милом,

Я помню речку.

(«Отрадно мне, покинув душный город…»)

4. Друг во взлёте моём для себя разглядел

Униженье, беду и несчастье.

(«Кто сказал, что друзья познаются в беде?..»

Я рано просыпаюсь, на заре,

Рассвет встречать влюблёнными глазами.

(«Пишется!»)

Ещё в сражении с зимою,

Неся с собой любовь, мечту,

Лиловой кандыка стрелою

Весна рванулась в высоту.

(«Ещё студёными ночами…»)

А внизу, меж таёжных завалов,

У подножья осин и берёз,

Племя юное путь пробивает

Под капель материнскую слёз.

(«Отбушуют метели и вьюги…»

Мальчик, спокойный и умный,

Тихий отличник, больной,

В школе начальной, не шумной,

В детстве учился со мной.

(«Ненаписанная книга»)

Маленький автобус на изломе дня,

Дребезжа на кочках, повезёт меня

Мимо шпилей ёлок и шатров осин.

(«Грибы»)

Вдали от всех, на косогоре,

Поставил человек избу.

(«Диоген»)

 

Самопроверка!

2, 3, 5, 7, 10

 

5 правильных ответов – 5

4 – 4

3 – 3

Менее трёх – нужно разбираться!

 

Домашнее задание: Параграф 216 (теория); упр. 504, с. 226.

 


Рабочий лист

учени__ 8 класса _ ________________________________________________


 

_______________________________________________________________


 

Соберите рассыпавшееся предложение: отмечался, 2013 года, Кемеровской области, недавно, в январе, юбилей.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Одно предложение – «лишнее» (знаки препинания не расставлены!). Какое? Объясните свой выбор.

По экономическому потенциалу Кемеровская область или Кузбасс крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации.

На территории Кузбасса вы можете встретить оленей лОся или марала.

С пика «Дворцов» Горной Шории хорошо видна Шаныш-Таг или Черная гора.

 

Выполните пунктуационный разбор стихотворения.

Ветреный обман!

На пустыре среди полыни

Под птичьи трели пересвист

Берёзке юной ветер синий

Тихонько трогал нежный лист.

Он осторожно кудри гладил

Лаская стройный тонкий стан.

И в забытье качались пряди

Поверив в ветреный обман.

(Зоя Ивановна Соснина)
 

Проверочная работа.

Укажите номера предложений, в которых употреблены уточняющие члены.

1. Услышат ли потомки наши

Тебя, певца земли родной?

(«Соловей и прогресс»)

2. Влетает жигулёнок прямо в осень

По новенькой, с иголочки, дороге,

По коридору меж берёз и сосен.

(«Осень гениев»)

3. В другом краю, далёком, сердцу милом,

Я помню речку.

(«Отрадно мне, покинув душный город…»)

4. Друг во взлёте моём для себя разглядел

Униженье, беду и несчастье.

(«Кто сказал, что друзья познаются в беде?..»

Я рано просыпаюсь, на заре,

Рассвет встречать влюблёнными глазами.

(«Пишется!»)

Ещё в сражении с зимою,

Неся с собой любовь, мечту,

Лиловой кандыка стрелою

Весна рванулась в высоту.

(«Ещё студёными ночами…»)

А внизу, меж таёжных завалов,

У подножья осин и берёз,

Племя юное путь пробивает

Под капель материнскую слёз.

(«Отбушуют метели и вьюги…»

Мальчик, спокойный и умный,

Тихий отличник, больной,

В школе начальной, не шумной,

В детстве учился со мной.

(«Ненаписанная книга»)

Маленький автобус на изломе дня,

Дребезжа на кочках, повезёт меня

Мимо шпилей ёлок и шатров осин.

(«Грибы»)

Вдали от всех, на косогоре,

Поставил человек избу.

(«Диоген»)

_____________________________________________________________________________

Советы однокласснику

«Как найти уточняющие члены предложения»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Советы однокласснику

«Как найти уточняющие члены предложения»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.