12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алешина Ольга Николаевна672
Россия, Вологодская обл., Череповец
10

История родного края на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «СИНТАКСИС»

Актуальность опыта несомненна. Каждый культурный человек должен знать историю края, в котором родился и живет. К сожалению, в настоящее время наблюдается снижение интереса к прошлому своей малой родины. Поэтому  цель методической разработки -  формирование интереса к истории родного края через уроки русского языка. При составлении дидактического материала были выдвинуты следующие задачи:

– формировать основные понятия синтаксиса на материале текстов о Череповце и его истории;

– формировать навыки постановки знаков препинания в простом и сложном предложении, в предложении с однородными членами, с обращением, при прямой речи и диалоге на материале текстов краеведческого характера;

– развивать устную и письменную связную речь обучающихся на краеведческом материале;

– воспитывать интерес пятиклассников к истории г. Череповца через дидактический материал на уроках русского языка.

     Новизна опыта заключается в оригинальном подборе текстового материала при изучении темы «Синтаксис» в 5 классе. Причем разработанные наглядные пособия могут быть применены на уроках русского языка как по программе Т.Ладыженской, так и М.Разумовской.

     Содержание опыта основывается на текстовом материале, посвященном истории г. Череповца и череповецкого края. Тексты составлены на основе фактов, содержащихся в учебном пособии «История Череповца: очерки с древнейших времен и до наших дней» Т.В.Сизоненко и других книгах, указанных в списке литературы.

     Краеведческий материал предполагается использовать на всех этапах урока:

– При повторении изученного на прошлом уроке. Например, на втором уроке по теме: «Сложное предложение» нами были использованы предложения: Летчик Алексей Николаевич Годовиков во время войны служил в истребительном полку и совершил 170 вылетов. В воздушной схватке с врагом кончился боекомплект, и Годовиков совершил таран. У самолета обрезало фюзеляж, а отважный летчик погиб. Именем героя назвали улицу в Череповце, потому что благодарные земляки помнят его подвиг.

– В качестве проблемного вопроса при подготовке к восприятию нового материала. Например, формирование понятия сложное предложение начинается с сопоставительного анализа структуры высказываний: Михаил Петрович Жуков окончил военно-воздушное училище и совершил 259 боевых вылетов. Жуков совершил боевой таран, и ему присвоили звание Героя Советского союза. А тема «Обобщающее слово при однородных членах» начинается с сопоставительного анализа таких предложений: В окрестностях Воскресенского монастыря расположись Федосьево Ильинское Никольское Рождественское. В окрестностях Воскресенского монастыря расположись села Федосьево Ильинское Никольское Рождественское.

– При первичном закреплении нового материала. Например, при изучении первой темы «Что изучает синтаксис и пунктуация», понятие пунктуация можно закрепить на материале текста, в котором пропущены знаки препинания в конце предложений: Плыл по Шексне богатый московский купец вдруг небо потемнело и вскоре непроглядная мгла окружила суда быстрое течение могло выбросить торговые лодки на берег погубить людей и товар купец упал на колени и вознес Богу горячую молитву что это темноту неожиданно прорезал ослепительный свет луч указал на гору лодки повиновались указанию свыше и поплыли к ней и благополучно пристали к берегу тогда купец поднялся на возвышенность срубил дерево и поставил памятный крест он дал Господу торжественный обет поставить на этом месте часовню в знак своего чудесного спасения.

– На этапе обобщения изученного применяются тексты означенной тематики и задания к ним в виде раздаточного материала для каждого обучающегося (см. приложение).

– При проверке знаний. Так, после изучения однородных членов предложения можно предложить проверочную работу на два варианта. Обучающимся необходимо составить схемы предложений и сверить с образцом:

 

1 вариант

1)      Воскресенский монастырь был основан на берегу реки Шексны Афанасием и Феодосием.

2)      Монастырь постепенно богател обзаводился своими владениями.

3)      Рыбный промысел приносил монахам и почет и прибыль.

4)      В окрестностях Воскресенского монастыря расположись Федосьево Ильинское Никольское Рождественское.

5)      В 1644 году построили не деревянный а каменный Воскресенский собор.

 

      2 вариант

1)    Благовещенский храм был построен в 1861 году в память об Афанасии и Феодосии.

2)    Череповецкий мастер Леонов писал картины талантливо резал по дереву.

3)    Леонов написал для Благовещенской церкви и иконостасы и  иконы.

4)    На Георгиевской ярмарке около Благовещенской церкви продавались продукты промышленные товары домашняя утварь скот.

5)    Перед вами не современная а  старинная фотография Благовещенского храма.

 

– При выполнении домашнего задания. Краеведческих материал включается в домашнюю работу параллельно с упражнениями из учебника. Пятиклассники могут выбрать для себя то, что им доступнее и интереснее. Например, в качестве домашнего задания после урока по теме: «Сложное предложение» обучающиеся могут выполнить упр. 515 из учебника или задание 7 из раздаточного материала - напишите небольшое сочинение об истории названия улицы, на которой живете.

 

     Тексты, посвященные родному городу, можно использовать на разных типах уроков.

 

     Во-первых, на уроках по формированию новых знаний. Например, на уроке «Виды предложений по цели высказывания» мы использовали текст «Горячее сердце Севера», в котором представлены повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Или при изучении темы «Словосочетание» можно использовать текст легенды об образовании Воскресенского монастыря. Обучающимся предлагается выделить и записать глагольные и именные словосочетания, словосочетания с разными видами грамматической связи.

 

     Во-вторых, на уроках на закрепление изученного (в основном второй или третий урок по теме). Так, текст о семье Верещагиных подходит для закрепления темы «Главные члены предложения». Например, в нем представлены разные способы выражения подлежащего и сказуемого: Череповец – родной город известного художника В.В.Верещагина. Его картины известны во всем мире. Три сына оставили след в русской истории.

 

     В-третьих, на уроках по обобщению и систематизации изученного. Тему «Простое предложение» предлагается обобщить, используя текст о роли Череповца во время Великой Отечественной войны. А систематизировать материала по всей теме «Синтаксис» можно с помощью текста о шекснинской стерляди и заданий к нему. Этот текст содержит все единицы синтаксиса, изученные в пятом классе: предложения с однородными членами и обобщающим словом; предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; предложения с прямой речью разной пунктуационной оформленности.

     В-четвертых, на уроках зачетного характера. Например, после изучения большой подтемы «Простое предложение» предлагается провести зачет с использованием разнообразного перечня предложений о Череповце. Предложения разной структуры, что позволит проверить навыки постановки знаков препинания в простом предложении с однородными членами, с обращением, с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными и т.д. (См. приложение).

 

     В-пятых, на уроках контрольного характера. Разработаны две контрольные работы (диктанты с грамматическим заданием). Первая проводится по результатам изучения темы «Простое предложение», вторая – в конце всей темы «Синтаксис». Второй текст, в отличие от первого, включает в себя сложные предложения разной структуры и предложения с прямой речью. Тексты объединены темой любви к родному городу Череповцу.

 

     В-шестых, на уроках развития речи. По программе М.М.Разумовской в теме «Синтаксис» рассматриваются темы по развитию речи: 1) Что такое тип речи; 2) Описание, повествование, рассуждение; 3)Оценка действительности; 4) Строение текста типа рассуждения-доказательства. Текстовый материал к урокам также имеет краеведческий характер. Например, используется текст-описание герба города, текст-повествование – легенда об образовании Воскресенского собора, текст-рассуждение – «Горячее сердце Севера».

 

     Некоторые тексты  используются однократно, а некоторые служат дидактическим материалом к нескольким урокам. Например, при изучении темы «Второстепенные члены предложения» удобно использовать текст об И.А. Милютине. В нём можно обнаружить и дополнения, и определения, и обстоятельства, выраженные разными способами. Обучающиеся обращаются к этому тексту три урока подряд.

 

     Текст контрольного диктанта предлагается использовать при работе над ошибками контрольной работы и на уроке развития речи по теме «Оценка действительности», поскольку содержит обилие оценочных слов и выражений.

 

     Текст, посвященный шекснинской стерляди, можно использовать на уроке-обобщении по теме «Синтаксис» и на уроке развития речи по теме «Рассуждение», так как его структура включает в себя тезис, аргументы (доказательства) и вывод.

 

     Целесообразно отметить формы работы обучающихся с материалом краеведческого характера. Наглядные пособия, представляющиеся из себя текст с иллюстрацией (фотографией, рисунком) и комплексом заданий. Текстовый материал обязательно содержит несколько языковых единиц, обозначенных в теме урока. Задания могут быть направлены:

– на формирование новых знаний. Например, найдите и прочитайте предложения, содержащие слова строителей Череповецкого металлургического комбината. Как называются слова какого-либо лица, передаваемые без изменения? Из каких частей предложения можно узнать, что слова принадлежат именно этим людям? Нарисуйте схемы, опираясь на образец из § 65. (тема «Прямая речь»);

– на первичное закрепление изученного. Например, прочитайте внимательно слова и выберите среди них то, которое может являться обобщающим ко всем остальным: провинция, наместничество, губерния, область, административная единица, район, уезд. Какие из слов могут служить синонимами?

– на повторение изученного на прошлых уроках темы. Например, найдите и прочитайте простые предложения с однородными членами, составьте их схема (тема «Сложное предложение»).

– на повторение давно изученного. Например, морфемный состав слов, подбор синонимов, однокоренных слов.

– на формирование орфографических навыков. Например, вставить пропущенные буквы, найти и исправить ошибки, обозначить орфограммы на месте выделенных букв.

 

Наглядные пособия содержат задания разного характера:

– Вопросы, предполагающие беседу в классе: Какого типа текст? Как его можно озаглавить?

– Задания для выполнения на доске и в тетрадях: Выпишите сложные предложения и составьте их схемы.

– Задания индивидуального характера: Объясните лексическое значение слов келья, преподобный, пустынь, самоотверженный (текст о Филиппе Ирапском).

– Задания, предназначенные для работы в парах: Найдите предложения с однородными членами и составьте их схемы (1 вариант), сложные предложения (2 вариант). Проверьте правильность выполнения задания у соседа по парте.

– Наглядные пособия обязательно содержат задания творческого характера, позволяющие развивать связную письменную речь. Например: Составьте предложения, содержащие прямую речь, на тему: «ОАО «Северсталь» и Череповец», изобразите схемы. Или: Составьте и запишите небольшой текст на тему «Наш замечательный Череповец», включающее диалог. Или: Напишите сочинение-миниатюру о герое Великой Отечественной войны – нашем земляке. Выполните письменный синтаксический разбор одного простого предложения.

     Живой  интерес  ребят к  тематическим материалам  на  проведенных занятиях, их  активность на  уроках обобщения  и  закрепления, результаты  итоговой  диагностики  заявляют  факт  положительной  динамики  знаний  по краеведению у обучающихся  пятого класса. Отрадно  было, что школьники  правильно и  точно  воспроизводили на  каждом  последующем  уроке  факты, рассмотренные  на  предыдущих  занятиях, что  они  уместно  использовали  знания  по  краеведению,  выполняя  и  задания  лингвистического характера, и  творческие  задания на  закрепление  изученного. 

     В качестве перспективы можно представить использование краеведческого материала на уроках русского  языка в 6 классе при изучении темы «Имя числительное».

Список  литературы

·        Время. События. Люди: Череповецкий литейно-механический завод. - Череповец, 2009, с. 8 - 29

·        Кадобин Ф.И. Городской  голова //Московский  журнал. – 1993. - №8. – С.9-11

·        Сизоненко  Т.В. и др. История  Череповца. Очерки  с  древнейших времен до  наших  дней. – Ч.: Метранпаж, 2006, -352с.

·        Хрусталев  М.А. Исчезнувшие  храмы  Череповца // Московский  журнал. – 1993. - №8. – С.20-24

·        Чернова С. «Паки  горе  тебе  будет  хвала  человеческая…» ( о  преподобном  Филиппе  Ирапском) // Московский  журнал. – 1993. - №8. – С.18-19

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»

5 класс

   

     Издавна на Шексне рыбу добывали особым способом. В дно реки прочно вгоняли деревянные сваи, полностью перегораживали ее ширину. Затем проделывали несколько ворот. Когда их открывали, рыба устремлялась в свободное пространство и попадала в сети. Стерлядь, судака, щуку, налима морозили в ледниках и отправляли в Москву. Этот       

                                                           промысел приносил  местным монахам        

 (Кудрявцев-Доброхотов Ю. Вечер.       почет и немалую прибыль.

 Старые сваи в реке)

                      

         Задание:

1) Озаглавьте текст, определите его тему и основную мысль.

2) Выпишите именное (1 вариант) и глагольное (2 вариант) словосочетание,   

    выполните их устный разбор.

3) Выпишите по 2 словосочетания с разными видами грамматической связи и

    выполните письменный разбор.

 

 

ЗАДАНИЕ  ПО ТЕМЕ: «ЧТО ИЗУЧАЕТ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

5 класс

 

Плыл по Шексне богатый московский купец вдруг небо потемнело и вскоре непроглядная мгла окружила суда быстрое течение могло выбросить торговые лодки на берег погубить людей и товар купец упал на колени и вознес Богу горячую молитву что это темноту неожиданно прорезал ослепительный свет луч указал на гору лодки повиновались указанию свыше и поплыли к ней и благополучно пристали к берегу тогда купец поднялся на возвышенность срубил дерево и поставил памятный крест он пообещал Господу поставить на этом месте часовню в знак своего чудесного спасения.

 

            Задание:

1.     Расставьте в тексте знаки препинания. Сколько предложений в тексте?

2.     Какова тема и основная мысль текста? Кто этот купец и как называлась гора, на которой был установлен поклонный крест?

3.     Выделите грамматические основы предложений текста. Чем выражены подлежащие и сказуемые?

4.     Найдите вопросительное предложение. Какой знак препинания поставили в конце? Составьте ещё одно вопросительное предложение на тему текста.

5.     Объясните орфограммы на месте выделенных букв в словах текста.

6.     *Напишите продолжение истории, рассказанной в тексте.

  

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

5 класс

     «Горячее сер..це1 Севера» - так сейчас называют Череповец. Как вы думаете, почему? Вспомните историю.

     С незапамятных2 времен наши предки ковали железо. Пространство от Череповца до Устюжны долгое время именовалось «Железное поле». Редко какая деревня не имела кузн..цу или две! На болотах добывали руду. До сих пор в лесах Череповецкого, Устюженского районов можно увид..ть земляные валы правильной формы и высотой  около трех метров, а внутри – углубление. Это и есть старинные доменные печи.

     Железо из болотной руды называли кричным. Хотя оно было невысокого качества, но из него изгот..вляли домашнюю утварь, орудия труда и оружие.   

     Сейчас Череповец является лидером по выпуску высококачественного3 металла. Не зря наш город называют2 «горячим сер..цем Севера»!

          

          Задание:

1.     Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

2.     Как можно озаглавить текст? Какого он типа? Почему?

3.     Какие типы интонации вам известны? Приведите примеры из прочитанного текста.

4.     Выпишите из текста повествовательное, вопросительное и побудительное предложение. Объясните знаки конца предложения.

5.     Вспомните другие факты истории череповецкого края и составьте 3 разных по цели высказывания предложения.

6.     Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.

7.     Выполните указанные в тексте разборы.

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

5 класс

 

 

     Череповец – родной город известного художника В.В.Верещагина.

     В семье Верещагиных родилось четыре мальчика. Три сына оставили след в русской истории. Николай Васильевич поднял молочную промышленность в нашем крае и изобрел  рецепт знаменитого «Вологодского масла».

     Василий Васильевич закончил Морской кадетский корпус в Петербурге, но на военную службу так и не поступил. Дело его жизни – живопись. Его картины известны во всем мире.

     Сергей Васильевич служил адъютантом генерала Скобелева и геройски погиб во время штурма Плевны в ходе русско-турецкой войны.

     Вот какие дети выросли в семье предводителя уездного дворянства Василия Васильевича!

     Дом семьи Верещагиных по сей день стоит на одной из тихих улочек Череповца. Знаете ли вы название этой улицы?

 

            Задание:

1.     Прочитайте текст и озаглавьте его. Тему или основную мысль отражает заголовок?

2.     Определите тип текста. Обоснуйте свою точку зрения.

3.     Назовите виды предложений по цели высказывания и по интонации. Приведите примеры из текста. Все ли типы предложений присутствуют? Если нужно, составьте самостоятельно на тему текста.

4.     Выпишите из каждого предложения грамматическую основу и определите способ выражения подлежащего и сказуемого. Используя записи в тетради, перескажите текст.

5.     Выпишите слова с выделенными буквами, объясните орфограммы.

6.     Что вам еще известно о судьбе семьи Верещагина? Изложите в виде сочинения-миниатюры. Выделите грамматическую основу в предложениях текста.

 

 

ЗАДАНИЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ»

5 класс

 

     Череповец второй половины 19 века называли «Северными Афинами» или «Русским Гейдельбергом». Почему?  Оказывается, по количеству учебных заведений наш город находился на одном из первых мест в России! Только представьте! Каждый пятый житель - ученик.

     Череповецкое Александровское техническое училище  учебное заведение для мальчиков. Оно давало высокий уровень знаний, и его выпускники без проблем поступали в лучшие технические институты страны.

     Репутация училища пострадала лишь однажды. Здесь обучался цареубийца. Николай Рысаков тихий, любознательный юноша. В 1881 году стены здания стали черными. Черный цвет  знак позора.                                                                                

     Реальное училище – еще одно учебное заведение Череповца 19 столетия. Многие дворяне стремились отдать туда своих детей на обучение. С 1896 по 1903 год здесь учился талантливый мальчик. Это известный всему миру поэт – Игорь Северянин. Его настоящая фамилия – Лотарев.

     Образование можно было получить и в других учреждениях.

Какие из них знаете вы?

    

      Задание:

1.     Прочитайте текст. О каких страницах истории города Череповца идет речь? Как его можно озаглавить?

2.     Разделите текст на микротемы. Какие микротемы иллюстрируют фотографии?

3.     Найдите и выпишите предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Объясните постановку знаков препинания. Есть ли в тексте предложения, в которых пропущен знак тире?

4.     Найдите предложения, которые имеют такие характеристики: 1) побудительное, восклицательное; 2) вопросительное невосклицательное; 3) повествовательное, восклицательное.

5.     Выпишите слова, образованные путем сложения, выделите в них морфемы.

6.     Выпишите заимствованные слова, объясните свой выбор.

7.     Выпишите слова с выделенными буквами, объясните орфограммы.

8.     *Составьте 5-6 предложений на тему: «Игорь Северянин в Череповце». Выделите грамматическую основу в каждом из предложений.    

 

ЗАДАНИЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

5 класс

 

     4 февраля 1861 года в Череповце появился новый городской голова. Им стал Иван Андреевич Милютин. Сорок лет добросовестно трудился он на благо родного города. Память о его делах до сих пор жива в сердце каждого череповчанина. За что же мы по сей день благодарны Ивану Андреевичу?

     Во время правления Милютина преобразились улицы города. Появились красивые каменные здания. 

    Благодаря Ивану Андреевичу наш город стали называть «Северными Афинами». Вы знаете, почему? Столько учебных заведений, сколько было в Череповце, не было ни в одном уездном городе! Принимали учиться даже крестьянских детишек.

     При Милютине появились общественная библиотека, народный театр и краеведческий музей. В Соляном саду регулярно устраивались концерты, работал летний кинозал.

     В 1904 году состоялось торжественное открытие железной дороги. Это событие  заслуга городского головы. Иван Андреевич убедил столичных чиновников, что Череповец – удобное место для перевалки грузов с речного транспорта на железнодорожный.

     В разгар деятельности Милютина в нашем городе появилась земская больница, пять промышленных предприятий. Великолепно развивалась торговля. Редкий товар нельзя было найти в многочисленных магазинчиках. Издавались две газеты: «Новгородский север» и «Голос Череповца».

     Велики заслуги И.А. Милютина!  Да и такого политического долголетия история России ещё не знает. Не зря  в свое время он получил почетное прозвище «Голова Голов»!

            Задание:

1.     Прочитайте текст и озаглавьте его. Что нового вы узнали?

2.     В подчеркнутых предложениях найдите дополнения, подчеркните их и определите способ выражения.

3.     Выпишите предложения, в которых есть определения, подчеркните их и определите способ выражения.

4.     Выпишите предложения, в которых есть обстоятельства, подчеркните их и определите способ выражения.

5.     *Найдите и выпишите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Выполните графические обозначения.

6.     *Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне вместе со словами, к которым они относятся, обозначьте орфограмму.

7.     *Какие значения слова голова вам известны? Составьте словосочетания.

 

ЗАДАНИЕ  ПО ТЕМЕ: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

5 класс

 

      Какую дату считать днём рождения Череповца? Этот праздник череповчанам предл..гают праздновать в ноябре и в июне. На этот вопрос поможет ответить история.

      4 ноября 1777 года по указу Екатерины ΙΙ Федосьево и Никольское получили  городской статус. Эти сёла были об..единены в город Череповец. Через три года появился Череповецкий уезд. После смерти императрицы к власти пришёл Павел Ι. В 1796 году он вычеркнул Череповец из списка городов. Череповчане посовещались и решили послать челобитную губернатору*. Было принято мудрое решение. Череповец останется городом, но ра..ходы по содержанию властных структур возьмёт на себя. Пять лет наш город был заштатным, относился к Устюжне.

     В 1802 году Александр Ι  вернул Череповцу и городской, и уездный статус*. Запоздалое, но радос..ое известие жители получили в начале июня*. Более ста лет в первый июньский выходной череповчане устраивали широкое гуляние на улицах города, а в Воскресенском соборе заказывали благодарственный молебен.

     Какую же дату все-таки считать днём рождения нашего Череповца?

 

            Задание:

1.     Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

2.     Определите тип текста, ответ поясните.

3.     Выпишите предложения с однородными членами, составьте схемы.

4.     Подчеркните члены в указанных предложениях, определите способ их выражения. 

5.     Выпишите слова с пропущенными буквами в составе словосочетаний, выполните их разбор.

6.     Найдите слова с такими значениями: 1) богослужение о здравии и благополучии; 2) административно-территориальная единица в составе губернии; 3) письменное прошение, жалоба.

7.     Выпишите из текста однокоренные слова, обозначьте корни.

8.     *Напишите небольшое сочинение-рассуждение по последнему предложению текста.

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»

5 класс

 

     Череповец  населенный пункт Вологодской области.  Как  известно, всего 75 лет. А что же было раньше? Обратимся к истории.

    Оказывается, при Петре 1 наш край был частью Ингерманландской губернии, которую позже переименовали в Санкт-Петербургскую.

     С 1719 года Череповец относился к разным административным единицам: Белозерской провинции, Новгородскому наместничеству. 199 лет череповчане подчинялись новгородскому губернатору!

     В 1918 году на карте России появилась Череповецкая губерния. Сейчас эта территория распределена между областями: Ярославской, Вологодской и Ленинградской.

     В 1927 году Череповецкий  район присоединился к Ленинградской области. В 1937 году образовалась Вологодская область, а наш город вошел в её состав.

     Историю своего населенного пункта нужно знать всем: и взрослым, и детям. А вы знаете, почему?

                     

            Задание:

1.     Прочитайте текст, озаглавьте его.

2.     Выпишите предложения, в которых имеется двоеточие. Как вы думаете, почему поставлены эти знаки препинания? Обратитесь к  материалам § 41 и попробуйте изобразить схемы этих предложений. Проверьте правильность составления схем друг у друга.

3.     Прочитайте внимательно слова и выберите среди них то, которое может являться обобщающим ко всем остальным: провинция, наместничество, губерния, область, административная единица, район, уезд. Какие из слов могут служить синонимами?

4.     Найдите в тексте предложение с пунктуационной ошибкой, выпишите его и  графически объясните пунктограмму.

5.     Выпишите из текста трудные для написания слова, продиктуйте соседу по парте.

6.     * Сформулируйте ответ на вопрос, предложенный в конце текста.

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

5 класс

 

      Ежегодно 9 мая наша страна празднует Победу над фашизмом. Как же себя показали череповчане во время Великой Отечественной войны?

     Немецкие захватчики не сумели прорватся к нашему городу. Череповец оказался в тылу и  в свои госпитали принимал раненых бойцов. В наш город эвакуировали жителей блокадного Ленинграда. На предприятиях города быстро освоили производство оружия: миномётов, противотанковых ракет. В медицынском училище учились будущие медсёстры и санинструкторы.

    Череповчане героически трудились и в тылу, и на фронте. Из города и района ушли воевать с врагом почти 20 тысяч наших земляков. 9 тысяч солдат не вернулись домой.

      День Победы – праздник и наших земляков!

 

            Задание:

1.     Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Какой заголовок можно подобрать?

2.     Что нового из истории нашего города вы узнали? Что ещё знаете  о роли Череповца в годы Великой Отечественной войны?

3.     Выпишите простые предложения и выполните их синтаксический разбор (работа по вариантам).

4.     Какие из выписанных вами предложений включают в себя однородные члены? Составьте схемы этих предложений.

5.     В тексте допущены 2 орфографические ошибки. Найдите их и исправьте, графически объясните орфограммы.

6.     Проверьте, есть ли пунктуационные ошибки? Исправьте их, выполните графические обозначения.

7.     Выполните фонетический разбор третьего слова в тексте.

8.     * Напишите сочинение-миниатюру о герое Великой Отечественной войны – нашем земляке. Выполните письменный синтаксический разбор одного простого предложения.

 

ЗАДАНИЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

5 класс

 

    Каждый житель нашего города знает, что в Череповце есть улица Данилова. А почему её так назвали? Не все могут ответить на этот вопрос.

     Степан Павлович Данилов родился в поселке Коротово, а жил и трудился в Череповце. Завод «Красная звезда» - место его работы. К началу войны он выучился в авиацыонной школе и повоевал в Испании, Халхин-Голе. Он уже имел боевые награды: орден Ленина и боевого Красного Знамени, медаль «За отвагу», орден «Полярная Звезда». Вскоре С.П.Данилова назначили командиром корпуса противовоздушной обороны. Летчики его авиасоединения обороняли Ленинград, громили врага под Сталинградом и Новороссийском, в Прибалтике и Берлине. Корпус Данилова уничтожил 196 самолетов противника, потому что пример мужества и отваги подавал им сам командир. Степану Павловичу присвоили звание генерал-майора, когда он в 1943 году командовал военно-воздушными силами 54-й армии.

     В мае 1945 года Данилов побывал на родине. Тогда его земляки не знали, что их герой скоро погибнет. Это произошло под Ригой, когда летчик исполнял свои служебные обязанности. Ему исполнилось только 36 лет, а память о его заслугах до сих пор живет в сердцах людей.

     Теперь вы знаете, что улицу Данилова назвали именем героя. О каких знаменитых людях ещё раскажут улицы Череповца?

 

            Задание:

1.     Прочитайте текст и озаглавьте его. Тему или основную мысль отражает заголовок?

2.     Какой странице истории нашего края посвящен текст? Что нового вы узнали?

3.     Найдите и прочитайте простые предложения с однородными членами, составьте их схемы.

4.     Выпишите все сложные предложения, выделите их грамматические основы и составьте схемы.

5.     Проверьте, есть ли орфографические и пунктуационные ошибки в тексте. Исправьте их, графически объясните орфограммы и пунктограммы.

6.     Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое – имена существительные, выполните его синтаксический разбор.

7.     *Напишите небольшое сочинение об истории названия улицы, на которой живете.

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ»

5 класс

     Череповец – город с богатым прошлым, и названия улиц помогут вспомнить о знаменательных событиях. Одним таким напоминанием служит улица Мамлеева. «Почему эта улица так названа?» - спросите вы. Её история связана с именем Дмитрия Николаевича Мамлеева.

     Д.Н.Мамлеев приехал в Череповец в 1949 году и возглавил2 строительство металлургического комбината. Это сейчас ОАО «Северсталь» процветает, в тогда люди работали в тяжелейших условиях. Строитель В.А.Витушкин рассказывал: «Жили в бараках, спали на топчанах близко1 друг к другу, бетон подносили2 на носилках». Многие строители не выдерживали и уезжали. Оставались самые выносливые люди. «Мы не жаловались, трудились не жалея сил», - вспоминал заслуженный строитель И.А.Левков.

     Д.Н.Мамлеев руководил строительством и завода, и жилья для рабочих. Возведение двухэтажных домов по проспекту Строителей до улицы Ломоносова – заслуга Дмитрия Николаевича. Ещё1 мудрый руководитель2 подумал о досуге строителей. Вскоре в Череповце появились Дворец культуры и стадион.

     Теперь вы знаете, что улицу Мамлеева назвали в честь главного строителя металлургического2 комбината.

 

            Задание:

1.     Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

2.     Какие микротемы можно выделить в тексте? Какой фрагмент текста иллюстрирует фотография?

3.     Найдите предложения с однородными членами и составьте их схемы (1 вариант), сложные предложения (2 вариант). Проверьте правильность выполнения задания у соседа по парте.

4.     Найдите и прочитайте предложения, содержащие слова строителей Череповецкого металлургического комбината. Как называются слова какого-либо лица, передаваемые без изменения? Из каких частей предложения можно узнать, что слова принадлежат именно этим людям? Нарисуйте схемы, опираясь на образец.

5.     Выпишите третье предложение текста и постройте его схему. Правильно ли расставлены знаки препинания?

6.     Составьте предложения, содержащие прямую речь, на тему: «ОАО «Северсталь» и Череповец», изобразите схемы.

 

      Задание на повторение:

1.     Выпишите предложения, в которых подлежащее и сказуемое являются именами существительными. Выполните синтаксический разбор.

2.     Выпишите слова, трудные для написания. Постарайтесь объяснить орфограммы.

3.     Выполните указанные в тексте разборы.    

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ДИАЛОГ»

5 класс

 

     Я очень люблю гулять по улицам нашего красивого города. Вчера мы с мамой возвращались с прогулки по Советскому проспекту. Мой взгляд упал на замечательное строение. Оно очень выделялось среди двухэтажных каменных домиков. Я спросил у мамы:

- Что это за здание?

- Это часовня, которую построили в часть Преподобного Филиппа Ирапского, - ответила мама.

- А когда ее построили? – вновь поинтересовался я.

- В конце 19 века. Потом ее разрушили и восстановили вновь!

- А кто такой Филипп Ирапский? – не успокаивался я.

   Мама чуть-чуть помолчала и ответила:

- Филипп Ирапский в сорока пяти верстах от Череповца  поставил часовню и соорудил себе келью. Молва о святом пустыннике распространилась по всей округе, и к нему стали стекаться иноки. Вскоре на месте часовни была поставлена церковь Святой Живоначальной Троицы.  Филипп провел в пустыни пятнадцать лет. Он молился за бедных и больных людей, помогал всем нуждающимся.

     Я внимательно выслушал маму и подумал: «Какие самоотверженные люди жили на нашей череповецкой земле!»

 

              Задание:

1.     Прочитайте текст и озаглавьте его. Что нового об истории нашего города вы узнали?

2.     Что такое диалог? Найдите в тексте и прочитайте диалог, соблюдая правильную интонацию. Чем отличается пунктуационное оформление диалога от знаков препинания при прямой речи?

3.     Выпишите из текста предложение с прямой речью и составьте его схему.

4.     Найдите в тексте предложения, в которых употребляется союз И, выпишите их, выделите грамматические основы, составьте схемы, объясните знаки препинания.

5.     Выпишите слова с выделенными буквами, обозначьте орфограммы.

6.     Объясните лексическое значение слов келья, преподобный, пустынь, самоотверженный.

7.     *Составьте и запишите небольшой текст на тему «Наш замечательный Череповец», включающий диалог. 

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ЧТО ТАКОЕ ТИП РЕЧИ»

5 класс

1.

     Плыл по Шексне богатый московский купец. Вдруг небо потемнело, и вскоре непроглядная мгла окружала суда. Быстрое течение могло выбросить торговые лодки на берег, погубить людей и товар. Купец упал на колени и вознес Богу горячую молитву. Что это? Темноту неожиданно прорезал ослепительный свет. Луч указал на гору. Лодки повиновались указанию свыше и поплыли к ней и благополучно пристали к берегу. Тогда купец поднялся на возвышенность, срубил дерево и поставил памятный крест. Он дал Господу торжественный обет поставить на этом месте часовню в знак своего чудесного спасения.

 

2.

     26 января 1811 года город Череповец получил герб. Как же он выглядел? Это был щит. В верхней части помещалось изображение герба Новгорода. Нижняя часть разделялась на два поля. Слева на красном поле – каменная гора, на правом голубом поле – солнечные лучи и судовой руль. Верхнюю и нижнюю части делила голубая полоса с четырьмя шекснинскими стерлядями. Герб характеризовал Череповец как город Новгородской губернии на берегу Шексны, порт и центр железообработки.

3.

     «Горячее сердце Севера» - так сейчас называют Череповец. Как вы думаете, почему? Вспомните историю.

     С незапамятных времен наши предки ковали железо. Пространство от Череповца до Устюжны долгое время именовалось «Железное поле». Редко какая деревня не имела кузницу или две! На болотах добывали руду. До сих пор в лесах Череповецкого, Устюженского районов можно увидеть земляные валы правильной формы и высотой  около трех метров, а внутри – углубление. Это и есть старинные доменные печи.

     Железо из болотной руды называли кричным. Хотя оно было невысокого качества, но из него изготовляли домашнюю утварь, орудия труда и оружие.   

     Сейчас Череповец является лидером по выпуску высококачественного металла. Не зря наш город называют «горячим сердцем Севера»!

           

          Задание:

1.     Прочитайте тексты, определите их темы.

2.     Определите типы текстов, ответ обоснуйте (по группам).

3.     Познакомьтесь с темами сочинений: «Достопримечательность моего города»; «Почему я люблю свой город»; «Знаменательное событие из истории родного города». Какого типа будут тексты сочинений на предложенные темы?

4.     Какая тема понравилась вам больше всего? Напишите по ней сочинение-миниатюру.

 

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «РАССУЖДЕНИЕ»         

5 класс

 

     До начала 20 века Шексна – богатая река. В ней водилась разная рыба: стерлядь, судак, налим, щука. Ещё в 17 веке монахи череповецкого Воскресенского монастыря промышляли рыбой и  четыре раза в год  доставляли ее к царскому столу. Особенно ценилась шекснинская стерлядь, потому что в нашей реке она была толстой и нежной на вкус. Янтарный жир окрашивал ее в жёлтый цвет. Неслучайно русский поэт Г.Р.Державин в своем стихотворении «Приглашение к обеду» упоминает: «Шекснинска стерлядь золотая, каймак и борщ уже стоят».

    Сейчас стерлядь в нашей реке не водится. «Почему?» - спросите вы. Называют разные причины.

     Во-первых, водоём постоянно загрязняется. Многочисленные заводы Череповца сливают отходы в Шексну. Жители города тоже не заботятся о чистоте воды, а рыба не будет жить в таких условиях.

     Во-вторых, исчез корм, который особенно любит стерлядь. Старожилы рассказывают, что в илистых берегах Шексны зарождалось замечательное насекомое. Метлица – его название. Белый рой клубился над самой водой, и рыба лакомилась. Когда появились на реке пароходы, метлица стала исчезать. Вместе с пищей пропала и стерлядь.

     Теперь  вы знаете, почему в Шексне перестала водиться ценная рыба. В наших силах остановить исчезновение судака, щуки, налима, окуня. 

 

            Задание:

1.     Как можно озаглавить текст? Какова основная мысль текста?

2.     Что нового вы узнали из истории нашего края?

3.     Определите тип текста. Ответ поясните. Проверьте правильность рассуждений в § 70.

4.     Выделите в тексте тезис, аргументы, вывод. Можете ли вы привести другие аргументы к тезису этого текста? (Почему исчезла стерлядь из Шексны?)

5.     Напишите текст типа рассуждения-доказательства на одну из тем: «Череповец – родина знаменитых людей», «Череповец – мой любимый город».

      Задание на повторение:

1.     Выпишите простые предложения с однородными сказуемыми,  подлежащими, дополнениями, подчеркните члены предложения, составьте схемы.

2.     Выпишите сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы. 

3.     Выпишите предложения с прямой речью и составьте схемы.

4.     Есть ли в тексте предложения, грамматическая основа которых состоит из имён существительных в именительном падеже? Выпишите их.

5.     Выпишите слова с выделенными буквами, обозначьте орфограммы.

6.     Выполните разборы, указанные в тексте.

7.     * Составьте предложения на тему «Мой Череповец» по схемам, составленным на уроке.

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Егорова Наталия Алексеевна, 11.08.17 в 09:37 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. Интересные задания творческого характера
Каратаева Татьяна Ивановна, 07.01.18 в 06:55 0Ответить Пожаловаться
Ольга Николаевна, спасибо за урок. Несомненно, что тема актуальна во все времена, а особенно в наше нелегкое рыночное время. Работа с краеведческим материалом нелегкая, непроторенная. Видно, что учителем проделана большая работа по систематизации материала. Продолжайте дальше дерзать в том же духе!
Потапова Вера Владимировна, 20.01.18 в 09:33 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок, спасибо за такую скурпулёзную, объёмную работу и труд. Вера Владимировна.

Отредактировано 20-01-2018 09:33

Юлия Дьякова, 05.12.18 в 22:34 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за идеи! Очень интересное и необычное сочетание краеведения и русского языка!
Селиванова Галина Геннадьевна, 09.06.22 в 22:49 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за идею, Ольга Николаевна! Вы собрали уникальный материал по краеведению, придумали интересные задания. Пятиклассникам тема покажется проще.
Кучумова Ирина Викторовна, 06.03.23 в 20:09 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный и полезный материал. большое спасибо за творческий подход к своему уроку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.