Урок развития речи: «Памятная прогулка в жанре заметки»
Цель: познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики;
Задачи: подготовить к самостоятельной работе над заметкой; развивать творческие способности и коммуникативные навыки учащихся; показать детям значение умений собирать материал к сочинению, наблюдать и записывать свои наблюдения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать способы развития темы в тексте, структуру сочинения в жанре заметки; уметь выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли и условий общения;
Метаредметные: способность к осознанию цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умение ориентироваться в ситуации и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Наглядно-демонстративный материал: газетные вырезки заметок
Основные понятия и термины: публицистический стиль, заметка.
Ход урока:
Мотивация
Вступительное слово: В обществе ходит такое мнение: «Пресса нужна для того, чтобы читатель мог поворчать по поводу безобразий во всех уголках света». Можно по-разному воспринимать это выражение. А как вы думаете, для чего нужны газеты в современном обществе?
Актуализация и пробное учебное действие (воспроизведение ранее изученного, эвристическая беседа).
Для анализа предлагаются учащимся статьи и заметки, вырезанные из журналов и газет. Необходимо их разложить на две группы, выявив общие признаки. Учитель создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний.
- Заметка – самый популярный жанр публицистики. В основе его обычно лежит один факт. В самом названии заключается ее смысл: заметить, выделить что-то из окружающей действительности.
3. Выявление места и причины затруднения
Работа с презентацией, которая содержит в себе информацию о заметке, об ее отличительных признаках, функциях.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ предложенного учителем текста.
Учащиеся совместно с учителем формируют цель учебной деятельности.
- Сейчас вашему вниманию будет представлен текст. Ваша задача – доказать, сто это заметка.
Текст на слайде: На этой неделе в нашей школе прошел дружеский матч между мальчиками и девочками по футболу. Мальчишки были на высоком уровне, но представительницы прекрасного пола тоже не торопились отступать. С каждой минутой игра накаливалась, а моменты становились острее. Все зрители взрывались, болея за свою команду, а игроки отчаянно боролись за победу. Матч закончился со счетом 2:2, и капитаны обеих команд пожали друг другу руки в знак завершения соревнования. Зрители были в восторге от блистательной игры девочек, которые, как казалось, не рождены для футбола. Несомненно, это мероприятие сплотило учащихся нашей школы и вызвало много положительных эмоций!
Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.
- Умение собирать материал приходит не сразу, нужно постоянно развивать в себе это умение: кропотливо, по крупице собирать факты во время наблюдений за людьми или окружающими явлениями. Так поступают журналисты и писатели. С умением собирать материал тесно связано и умение наблюдать. Как вы думаете, ребята, что значит уметь наблюдать?
- Правильно, наблюдать – значит замечать самое важное, главное.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- Составьте план работы над заметкой о каком-либо событии, которое вы считаете интересным и значительным: прогулке, поездке, путешествии.
Учитель организует, сопровождает деятельность детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Примерный план работы на слайде:
Назвать, о каком событии идет речь, дату и место проведения.
Рассказать об участниках события
Назвать, в какой форме проходило событие
Описать место, которое вы посетили.
Цель события
Реакция участников события
Вывод
7.Включение в систему знаний и повторение
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Прочитайте несколько творческих работ и ответьте на вопрос: соответствует ли она заметке? Проанализируйте работу с точки зрения жанровых особенностей.
8. Рефлексия учебной деятельности
- Что нового сегодня узнали на уроке? Какие трудности возникли в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе (смайлики)
Забелина Алина Викторовна