Урок развития речи «Описание предмета»
Урок развития речи: «Описание предмета»
Цель: познакомиться с особенностями художественного описания предмета
Задачи: Повторить с учащимися правила оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; развивать чувство стиля, способность к описательной речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать особенности художественного описания предмета; приемы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему; использовать самостоятельно найденный материал.
Метаредметные: способность к осознанию цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умение ориентироваться в ситуации и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Наглядно-демонстративный материал: картинки, информационные карточки
Основные понятия и термины: публицистический стиль, заметка.
Ход урока:
Мотивация
Вступительное слово:
- Ребята, давайте определим свой настрой на урок: покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение в настоящий момент.
Актуализация и пробное учебное действие (воспроизведение ранее изученного, эвристическая беседа).
Для анализа предлагается учащимся детское сочинение , в котором описывалась любимая игрушка мальчика. Ребятам нужно выделить тему, основную мысль теста. Разбить его на микротемы.
- Таким образом, мы выяснили, что очень важную роль при написании сочинения играют тема и цель. Нужно сразу же четко решить, для кого и с какой целью сочинение пишется.
3. Выявление места и причины затруднения
- Как вы думаете, каким по типу речи должно быть ваше сочинение, опираясь на информацию в карточках? (Рассказ описательного характера).
- Есть ли вас дома, в квартире предмет, который, как вам кажется, наиболее красивым или нравится больше других? Есть ли у вас любимая игрушка? Как бы вы могли описать этот предмет?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ предложенного учителем текста.
Учащиеся совместно с учителем формируют цель учебной деятельности.
Учитель предлагает детям картинки разных предметов и игрушек и карточки с вопросами:
Что изображено на картинке?
О каких признаках предмета мы можем рассказать по картинке?
Назначение предмета.
Личное отношение к нему.
- Для того, чтобы текст получился связным, законченным, интересным, необходимо подумать, какой именно предмет вы хотите описать. Можно вспомнить интересный случай, связанный с этим предметом, историю его появления дома. По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемую вещь. Для того, чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- Попробуйте составить план описания одного из предметов. А потом мы сравним ваши планы с предложенным в презентации.
План – образец
Название предмета, его история.
Описательная часть:
Размер
Цвет, рисунок
Материал
Фактура
Для чего используется этот предмет, его основные функции.
Отношение к описываемому предмету
Учитель организует и сопровождает учебную деятельность детей.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Учитель контролирует правильность выполнения задания.
- Чтобы сочинение получилось интересным, описательную часть можно несколько расширить по сравнению с остальными пунктами плана. Какой-то признак предмета вы можете описать более подробно, ярко.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель организует и сопровождает деятельность детей, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом
8. Включение в систему знаний и повторений
Беседа по вопросам:
В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?
Каким должно быть название рассказа?
Каким образом должен составляться план рассказа?
Какие пункты мы можем включать при описании предмета?
9.Рефлексия учебной деятельности
- Что нового узнали на уроке? Какие трудности появились у вас в процессе работы? Как Вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку вашей работе (смайлики)?