12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Мария185
Тобольск

Урок развития речи: «Описание предмета»

Цель: познакомиться с особенностями художественного описания предмета

Задачи: Повторить с учащимися правила оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; развивать чувство стиля, способность к описательной речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать особенности художественного описания предмета; приемы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему; использовать самостоятельно найденный материал.

Метаредметные: способность к осознанию цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умение ориентироваться в ситуации и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Наглядно-демонстративный материал: картинки, информационные карточки

Основные понятия и термины: публицистический стиль, заметка.

Ход урока:

Мотивация

Вступительное слово:

- Ребята, давайте определим свой настрой на урок: покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение в настоящий момент.

Актуализация и пробное учебное действие (воспроизведение ранее изученного, эвристическая беседа).

Для анализа предлагается учащимся детское сочинение , в котором описывалась любимая игрушка мальчика. Ребятам нужно выделить тему, основную мысль теста. Разбить его на микротемы.

- Таким образом, мы выяснили, что очень важную роль при написании сочинения играют тема и цель. Нужно сразу же четко решить, для кого и с какой целью сочинение пишется.

3. Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, каким по типу речи должно быть ваше сочинение, опираясь на информацию в карточках? (Рассказ описательного характера).

- Есть ли вас дома, в квартире предмет, который, как вам кажется, наиболее красивым или нравится больше других? Есть ли у вас любимая игрушка? Как бы вы могли описать этот предмет?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ предложенного учителем текста.

Учащиеся совместно с учителем формируют цель учебной деятельности.

Учитель предлагает детям картинки разных предметов и игрушек и карточки с вопросами:

Что изображено на картинке?

О каких признаках предмета мы можем рассказать по картинке?

Назначение предмета.

Личное отношение к нему.

- Для того, чтобы текст получился связным, законченным, интересным, необходимо подумать, какой именно предмет вы хотите описать. Можно вспомнить интересный случай, связанный с этим предметом, историю его появления дома. По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемую вещь. Для того, чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Попробуйте составить план описания одного из предметов. А потом мы сравним ваши планы с предложенным в презентации.

План – образец

Название предмета, его история.

Описательная часть:

Размер

Цвет, рисунок

Материал

Фактура

Для чего используется этот предмет, его основные функции.

Отношение к описываемому предмету


 

Учитель организует и сопровождает учебную деятельность детей.


 

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

- Чтобы сочинение получилось интересным, описательную часть можно несколько расширить по сравнению с остальными пунктами плана. Какой-то признак предмета вы можете описать более подробно, ярко.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует и сопровождает деятельность детей, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

8. Включение в систему знаний и повторений

Беседа по вопросам:

В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

Каким должно быть название рассказа?

Каким образом должен составляться план рассказа?

Какие пункты мы можем включать при описании предмета?


 

9.Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке? Какие трудности появились у вас в процессе работы? Как Вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку вашей работе (смайлики)?


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.