Урок развития речи в 5 классе «Научный стиль речи»
Продолжительность: 2 урока
Цель урока: научить отличать научный стиль речи от других функциональных стилей речи; находить элементы, указывающие на данный стиль
Тип урока: открытия нового знания, урок развития речи
УМК: В.В. Бабайцева, Е.И. Никитина
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать особенности научного стиля речи, понимать отличие книжного и разговорного стилей речи; уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст.
Деятельностные: формировать способности учащихся к анализу текста научного стиля.
Методы и формы обучения: поисковый, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: проектор, компьютер
Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока
Основные понятия и термины: термин, научный стиль речи
Организационная структура урока:
Мотивация (самоопределение) – эпиграф к уроку
«Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями» (Г. Солганик)
Актуализация и пробное учебное действие (воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей применение их в новых ситуациях. Орфографическая разминка)
- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф на слайде1). Какую мысль хотел донести автор в этом высказывании?
Орфографическая разминка (на слайде 2): дробь, уравнение, прямоугольник, сравнение
Выявление места и причины затруднения (эвристическая беседа):
- Как вы понимаете значение выражения «стили речи»?
- Какие стили вам известны?
К какому стилю речи относятся слова и словосочетания нашей орфографической разминки?
- На каком уроке мы могли бы встретить эти слова?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ).
Учитель вместе с учащимися формирует цель учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях. Как и любой стиль речи, он имеет свои признаки (на слайде 3):
Сфера употребления
Основные функции
Стилевые черты
Языковые средства
Творческая и практическая деятельность по реализации построенного проекта (раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, выполнение разноуровневых заданий на основе текстов )
Работа учащихся по творческим группам:
1 группа: определите цель высказывания: в каком из текстов главное – обмен информацией, сведениями, в каком – передача научной информации
- Костя! Сколько можно?! Опять рюкзак на полу посреди коридора!
- Я вчера себе купил новую мышь, новую «клаву», а «вебки» в торговом центре мне не понравились. Что-то непонятное там ... Посмотрю на неделе в другом магазине. А пока «перебьюсь» без камеры.
- Видать, сосед снова зарплату пропил. Ишь, соседка его «пилит» еще со вчерашнего дня.
- И куда это наш Максим подевался?
- Ира! Ира! Подожди нас на углу, мы через минуту будем! Да скоро, скоро, подожди!
- Говорил, что в субботу пойдем все вместе в кино, а теперь дал задний ход. Лень, мол, одолела. Хоть бы наскреб денег, пошли бы мороженого поели. Все-таки выходные…
- А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чем же я виновата?
- Видно, сериал про фей по телевизору начался. Этот ваш, «Винкс». Я смотрю: хоть бы одна девочка во дворе на площадке играла. Только что были, а теперь нет. Всех, как будто корова слизала языком.
2 группа: определите цель высказывания: в каком из текстов главное – обмен информацией, сведениями, в каком – передача научной информации (слайд 4)
Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Создается плакета из металлов – медь, серебро, золото, которые позволяют изображать мелкие детали. Лицевая сторона плакеты называется аверс – на ней изображен какой-либо рисунок. Аверс несет основное художественное наполнение медали. На оборотной стороне – реверсе – ничего не изображают, авторы указывают свое имя и дату изготовления. Это связано с тем, что часто плакеты висят на стенах или хранятся в специальных футлярах, поэтому оборотную сторону никто не видит. Грани плакеты (гурты) – ровные, без каких-либо рифлений.
Размеры плакет бывают разнообразны: от нескольких миллиметров до метров. Большие плакеты выглядят как настоящие картины: на металле вырезают героев, пейзажи, строения. Подобные медали могут весить до нескольких килограмм.
- В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля - точная передача научных данных, знаний. Дл научного стиля характерны термины, сложные предложения и другие средства языка.
-Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания первого и второго текста. Сделайте вывод, к какому стилю они относятся, почему. Выделите слова, которые характерны для данного стиля речи.
(Учитель контролирует правильность приемов работы с текстами. Организует и сопровождает деятельность детей).
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике).
- В научной речи для связи слов в предложении используют повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль более точно и однозначно.
- Объясните письменно, используя термины русского языка (Слайд 6):
Почему в слове вода вторая буква о?
Почему в слове витамины вторая буква и?
- В каждой группе укажите слова, которые в научном стиле обычно не употребляют (слайд 7):
1. Глазницы, очи, глаза, глазища, буркалы
2. Молчать, безмолвствовать, помалкивать
3. Рядом, рядышком, рядком
- Приведите примеры слов, характерных для разговорного стиля и неупотребляющихся в научном.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их в практике. Выполнение разноуровневых заданий на основе текстов учебника, составление рассказов, связных текстов об изученных нормах)
-Ребята, у вас на мониторах ноутбуков есть документ – это статьи из научных книг, но в ней есть ошибки и опечатки. Откройте документ, отредактируйте текст, исправьте ошибки, допущенные составителями источника (ребята выполняют задание на ноутбуках в группах):
Группа 1: Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой, в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.
Группа 2: Берёза 1. Лиственное деревце с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.) 2. Род деревьев и кустарников семейки березовых. Около 12 видов, в умеренных и зябких поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют березище бородавчатое и берёзка пушком. (Большой энциклопедический словарь.)
Задание для более слабых учащихся: упражнение 134, 143 (учебник «Русская речь»)
Включение в систему знаний и повторение (обобщение полученных сведений на уроке, составление связных рассказов об изученных нормах, оценивание результатов работы)
Подготовьте монологическое высказывание на тему: «Научный стиль речи» по плану (учащиеся друг другу рассказывают теоретическую часть и оценивают друг друга):
Цель научного высказывания?
Где он используется?
Какие слова и предложения характерны для научного стиля?
Рефлексия учебной деятельности (прием «Письмо самому себе»)
Учащимся предлагается написать короткое письмо (5-6 предложений), оценивая свою деятельность на уроке (следует помнить, что письмо начинается с приветствия и заканчивается пожеланиями)
Домашнее задание:
Выписать из научных источников (книг, статей, словарей, энциклопедий) статьи. (2-3 статьи); 2-3 учащимся – подготовить анализ научной статьи, доказать, что данный текст – научный)