Урок развития речи в 6 классе «Творческая мастерская написания сочинения в жанре миниатюры»
Урок развития речи в 6 классе
Тема: Творческая мастерская написания сочинения в жанре миниатюры.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1.Формировать умения писать сочинение в жанре миниатюры.
2. Развивать умения анализировать текст, обобщать, формулировать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к художественному слову.
Оборудование: компьютер, дидактический материал (презентация, орфографический словарь, Интернет ресурсы )
Формы работы учащихся: наблюдение, работа в группе, исследование по тексту, ответы на вопросы, составление собственных вопросов, просмотр презентации , художественное чтение.
Технология: личностно - ориентированное обучение, элементы технологии мастерских .
Подход в обучении: системно - деятельностный.
Методы работы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Приемы: аналитическая беседа, анализ текста, работа со словарем, использование ИКТ, рефлексия.
Приемы мотивирования учащихся.
Создание проблемной ситуации, игровой момент ,апелляция к жизненному опыту детей
решение нестандартных задач ,оценка деятельности учащихся.
"Профи" Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Целевые установки на достижение результата:
Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;
Ученик получит возможности для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Ученик получит возможность научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками; осуществлять оценку действий одноклассников, приводить собственные аргументы для убеждения; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Ученик получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения;
развивать навыки самоконтроля.
Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ученик получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.
Предметные результаты: ученик усвоит особенности написания сочинения в жанре лирической миниатюры и применит эти знания для создания собственного текста.
Подготовка к уроку: группа учащихся (3 человека ) готовят презентацию :
Слово о Н.И. Сладкове.
Одному учащемуся заранее дается текст Н.Сладкова для подготовки к выразительному прочтению
(Примечания: Буква У- учитель; в разработке даны возможные ответы учащихся –реплики учащихся в форме диалога. Приведены пример кратких ответов учащихся, но в ходе работы на уроке учащиеся выражают мысль полно, к чему их тактично, корректно подводит учитель. Если ответ неполный, мысль сформулировано нечетко, учитель предлагает другим ученикам дополнить ответ одноклассника. Учитель помогает ученику «оформить коммуникативный замысел» с соблюдением речевых норм)
Ход урока:
Организационный момент (3 минуты). Приветствие учащихся, оформление записи в тетради. Чтение учителем строк из «Педагогического эссе» Ш. Амонашвили «Зачем»
-Зачем глаза?
-Чтоб улавливать значимое.
-Зачем уши?
- Чтобы услышать зов.
-Зачем сердце?
-Чтобы понять другого.
-Зачем голова?
-Чтоб мыслить о благе.
Зачем руки?
-Чтобы внести живительную влагу.
-Зачем ноги?
-Чтобы поспеть к страждущему.
-Зачем язык?
-Чтоб произнести целебное слово?
-Зачем все это?
-Чтобы впитать море Света.
У: Как вы понимаете смысл этого высказывания? О ком оно? О чем вас заставило задуматься? (Можете ответить на любой из предложенных вопросов).
-Мне кажется, в высказывании говорится о том ,что все в человеке имеет свое предназначение.
-Да, я согласна, но еще нужно отметить, что это предназначение должно нести доброе и полезное.
- Эти слова меня заставляют задуматься о том, что человек должен стремиться видеть доброе в жизни и в людях.
У: Сформулируйте, пожалуйста, на основе этого высказывания «формулу» взаимоотношений на нашем уроке
-Постараемся и мы сегодня видеть и в уроке, и друг в друге только доброе.
Актуализация знаний (4 минуты)
У: На уроках изучения темы «Глагол» мы не раз работали с небольшими по объему текстами известных русских прозаиков. Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы вновь обращались к этим текстам, чтобы определить, чем схожи все тексты, что в них общего. К какому выводу вы пришли?
Примерные ответы :
-Все тексты, с которыми мы работали , художественного стиля, небольшие по объему.
-Темы тоже близкие: о природе, о ее красоте, о необычных явлениях природы.
У: Какой вывод можно сделать на основании ваших наблюдений?
- Можно обозначить общую тему: Мир природы, красота окружающего мира
- Удивительное рядом…
У: Какой из текстов вам особенно понравился, запомнился?
Какое чувство у вас возникло после знакомства с такими текстами?
Примерные ответы:
-Захотелось самим быть внимательными, наблюдательными, замечать необычное , красивое в природе и делиться впечатлениями от увиденного со своими друзьями, родными.
У: А как можно поделиться увиденным ?
Примерные ответы:
- То, что тебя особенно поразило или воодушевило, можно описать словами или нарисовать.
- Кто из вас попробовал написать о чем – либо необычном? Легко ли это?
Приходим к выводу, что этому необходимо учиться.
У: У кого нам необходимо учиться?
-У писателей, с чьими текстами мы познакомились.
У: Назовите мне авторов этих текстов.
-А.И.Солженицын, В. Песков, Н. Сладков, Ю.Бондарев и другие писатели.
У: Теперь вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Я думаю, сегодня мы будем учиться писать сочинение.
Постановка учебной задачи (4 минуты) :
У: Мы уже не раз писали сочинение, в чем ,по вашему мнению, будет отличие этого сочинения.
- Оно небольшое по объему.
- Отличается от сочинения- миниатюры.
У: Достаточно наших знаний ,чтобы приступить к работе? Кто- то уже готов?
-Нет. Нужно иметь более точное представление о том, как писать такое сочинение.
У: Какие будут предложения?
- Нужно составить план нашей работы
У: Пожалуйста, ваши предложения
(фиксируем план кратко в черновиках)
- Наблюдение над текстами.
- Выявление особенностей текстов.
- Сделать вывод (У: предлагаю: Систематизация полученных знаний).
- Подбор своего материала.
- Написание сочинения.
У: Какой из пунктов плана мы уже выполнили?
- Над первым пунктом мы уже работали: читали тексты.
У: Что же общего в ходе наблюдений над прочитанными текстами мы выявили?
Примерные ответы учащихся:
- Все тексты небольшие по объему.
- Все тексты относятся к художественному стилю.
-Хотя они небольшие по объему, но мысль в них выражена ясно, четко.
-Некоторые из текстов напоминают стихотворение, в них есть ритм.
-Все тексты заставляют задуматься о чем-то важном, не только о конкретно увиденном автором.
У: Вы все верно определили, все признаки, названные вами, позволяют отнести прочитанные тексты к одному жанру.
Мы с вами знаем уже по урокам литературы некоторые жанры, а к какому жанру мы отнесем все прочитанные нами тексты?
- Мы писали много раз сочинение-миниатюру.
- Нам понятно слово мини- это значит, что небольшое по объему, но, мне кажется, что не только объем здесь важен.
У: Молодцы! Мы привыкли любое маленькое сочинение называть миниатюрой. Но всегда ли это верно?
- Нет.
«Открытие нового знания» (10 минут)
У: Как нам дополнить наши сведения?
- Нужно обратиться к словарю.
У: Какой словарь мы будем использовать?
- Наверное, лучше посмотреть в толковом словаре.
У: Я согласна, но у нас на данный момент нет словаря, как нам выйти из этой ситуации?
-У нас есть Интернет, мы можем узнать значение слова с его помощью.
Один из учеников работает с компьютером,
набирает в поисковой системе слово «миниатюра». Ученики в это время ведут запись в тетради.
На экране мы видим определение :
Миниатюра-1. Небольшой рисунок или заставка, выполненный в красках, в старинной рукописи или книге.
2.Живописное произведение – малых размеров, отличающееся изяществом рисунка и тщательностью отделки.// Вид живописи, для которой характерны такие произведения
3.Жанр малых форм (в литературе, театре, музыке, на эстраде)//Произведение такого жанра.
У: Какое из определений нам подходит?
-Третье значение. Но оно тоже не раскрывает особенности этого жанра..
- Пока мы еще не можем начать писать сочинение, нам необходимы признаки этого жанра
У: Верно, все прочитанные нами тексты относятся к жанру миниатюры, некоторые признаки мы уже назвали в ходе наблюдения над текстами. Теперь поработаем в парах. Предлагаю поиграть в игру «Самый внимательный». У вас карточка, на которой написаны характерные черты для разных жанров, отберите лишь те, которые характеризуют жанр миниатюры. Обменяйтесь карточками.
Работа в парах
Задание: Найдите признаки миниатюры
1. Рифма
2. Большой объем
3. Сюжетно-композиционная законченность
4 . Малый объём
5. Лаконизм
6. Ритмическая организация текста
7. Несколько действующих лиц
8. Метафоричность
9. Эмоциональность повествования
10. Поэтическое и философское начало
11. Содержит мысль (образ) широкого обобщения
12. Эпически точные детали
В результате работы отмечают
Характерные черты миниатюры
1. Малый объём
2. Лаконизм
3. Сюжетно-композиционная законченность
4. Ритмическая организация текста
5. Метафоричность
6. Эмоциональность повествования
7. Поэтическое и философское начало
8. Содержит мысль (образ) широкого обобщения
9 . Эпически точные детали
У: Молодцы. Я соглашаюсь с вами, именно эти признаки являются характерными для миниатюры.
Как вы уже сегодня отмечали, одним из авторов миниатюр мы можем назвать Николая Сладкова, с его текстами мы не раз работали. Сегодня мы вновь обратимся к его тексту. Имя писателя вам известно, с его текстами мы не раз встречались на уроках русского языка, а какие его произведения вы читали самостоятельно?
-В младшей школе мы много читали его произведений, знакомились с его творчеством.
- Я помню его книгу «Лесной календарь».
- У меня дома есть книга Н.Сладкова «Планета чудес», я люблю ее читать младшей сестре.
У: Спасибо, ребята, что вы помните и знаете книги замечательного писателя.
А сейчас мы посмотрим презентацию, выполненную учениками вашего класса, чтобы еще раз вспомнить о его творчестве.
Просмотр презентации о Николае Сладкове.
Слово о Н.Сладкове
PPTX / 5.46 Мб
Содержание материала презентации:
1 слайд- Слово о писателе… (портрет, высказывание о писателе)
2 слайд- Детство- общение с природой.
Несколько лет своего детства Николай Сладков провел в городе Пушкино ,там он гулял в старинных разросшихся парках, где можно было увидеть совсем близко дятла, белку, синицу, других птиц и зверей.
3 слайд- Дневник наблюдений.
В это время Николай Сладков стал вести дневник наблюдений. Сюда он заносил всё, что казалось ему интересным. Сначала это были короткие записи: «Увидел трёх дроздов», «Увидел перепёлку с выводком».
4 слайд- Дневниковые записи.
Со временем записи становились длиннее, и в них уже отражалось отношение к увиденному. Вот как Сладков пишет о соловье: «Первый соловей так поёт, что бросает то в жар, то в холод!»
5 слайд- Кружок юного натуралиста.
Увлечение жителями леса привело Сладкова - школьника в кружок юных натуралистов при Зоологическом музее Академии наук. Здесь с ребятами занимались знаменитые зоологи. Этот кружок посещал известный писатель - натуралист Виталий Бианки, встреча с которым во многом определила литературное будущее Николая Сладкова.
6 слайд - Первая книга .
Первая книжка Николая Ивановича Сладкова «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. Автору было тогда уже 33 года. Книга получила одобрение многих известных писателей: Самуила Маршака, Виталия Бианки
7 слайд- Отзыв о первой книге.
Первая книга Сладкова понравилась и другому известному писателю – Михаилу Пришвину. Особенно ему понравился рассказ о горных птицах – белоголовых сипах. «Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, - это, прежде всего, свой глаз, открывающий что-то новое и как бы всё небывалое… », - писал Пришвин
8 слайд- Писательское мастерство…
Николай Сладков в своих книгах старался не только заинтересовать читателей тайнами природы, не только обратить внимание на её красоту. Главное – он хотел научить людей бережно к ней относиться и жить с ней в ладу. Три его книги: «Подводная газета», «Земля солнечного огня» (книга о пустыне) и «Земля над облаками» (жизнь в горах) можно назвать экологическими энциклопедиями
9 слайд- Главное-забота о природе.
От рассказа к рассказу, от книги к книге совершенствовал Сладков своё писательское мастерство. В своих произведениях он совмещал талант рассказчика и эрудицию учёного. Его книги полны загадок, открытий, интересных наблюдений, забавных историй.
10 слайд- Советуем почитать.
У: Выскажите свое мнение о работе одноклассников.
- Мне понравилась презентация, так как она содержательная.
-Интересные факты из жизни Н.Сладкова.
- Презентация краткая, не перегружена информацией.
-Мне понравилась презентация тем, что она, хотя и красочная, но выполнена эстетично,
В ней нет броскости, отвлекающей от главного материала.
У: Познакомившись с презентацией, вы больше узнали о творчестве писателя, возможно, кто- то из вас захочет почитать его рассказы, миниатюры.
Сегодня мы послушаем одну из миниатюр писателя и еще раз убедимся в мастерстве Н.Сладкова и попытаемся не только увидеть мастерство писателя, но и использовать приемы автора в своей дальнейшей работе.
Включение нового знания в систему знаний ( 10 минут)
Работа с текстом : наблюдение и анализ
Текст выразительно читает ученик.
(Задание на карточках: Прослушайте текст и составьте вопросы к тексту для своих одноклассников)
Отчаянный путешественник
Путешествие - трудное дело. Всякий путешественник терпит невзгоды. И упорные, бывает, сдают.
Но есть путешественники беззаветные, непоколебимые, просто отчаянные. О них я подумал, когда увидел на снегу паучка.
Вот он - чёрная точка рядом с лыжнёй. Ножки поджаты, мёртвый, оцепенелый, застылый. Но поднимется солнце, пригреет чуть - и он оживёт. Зашевелится, разомнёт замлевшие лапки - и снова в путь!
Так и идёт: светит солнце - бежит всё вперёд и вперёд. А накроет тень - съёжится и лежит. Лежит и ждёт терпеливо, авось тепло опять воскресит, чтоб снова продолжить путь!
Бежит и лежит, лежит и бежит.
У: Задаем вопросы (по желанию), но не повторяемся.
Предложенные вопросы и ответы учащихся
- Какое впечатление произвел на вас текс?
- Текст очень интересный, мне понравился.
- Нескучный, мне кажется, он даже поучительный.
-Какова тема текста?
Примерные ответы:
-В тексте говорится о паучке .
-В чем заключается идея текста?
- Идея. Мне кажется, просматривается в заглавии миниатюры.
- Я думаю , что автор говорит о жизнелюбии паучка, об стремлении преодолеть все трудности.
У: Спасибо за ваши вопросы и ответы. Я тоже составляла вопросы и с удовольствием послушаю ваши ответы.
Можем ли мы данный текст отнести к миниатюре?
Докажите. Назовите характерные признаки жанра миниатюры в этом тексте.
-Текст небольшой по объему, лаконичный, но содержательный.
-Композиционно он завершен.
-Автор эмоционален: в тексте несколько восклицательных предложений.
- В тексте есть философское размышление, обобщение, мы определили тему: Паучок, но уже заглавие необычное- путешественник –в первую очередь , путешественник-это человек ,а автор называет паучка путешественником, да еще и отчаянным.
- Мне кажется ,через мир природы он говорит о нас- людях -, когда мы, встречая на пути к своей цели какие-то препятствия, не сдаемся и идем вперед
-У: Какие выразительные средства использует автор?
- В заглавии эпитет отчаянный, я понимаю это как готовый на все, даже дерзкий.
-В тексте есть синонимы к этому слову: беззаветные, непоколебимые. Это эпитеты
-Я увидела в тексте антонимы к этим эпитетам : мертвый, оцепенелый, застылый. Таким видим паучка на снегу, но это только видимость. Стремление к цели помогают ему преодолеть трудности.
–Я думаю, в тексте есть метафора: солнце и тень для паучка - это конкретные понятия, а в философском понимании воспринимаем их как удача, успехи и невезение, неудачи в жизни человека.
Актуализация знаний (4 минуты)
У: Спасибо за ваши размышления.
Мы убедились, как интересно писатели рассказывают о самом , казалось бы, обычном в природе. Они помогают нам заметить что-то необычное в окружающей действительности. Я надеюсь, после сегодняшнего урока вам тоже захочется поделиться своими наблюдениями.
Не каждый станет писателем, но если вы любите природу ,умеете подмечать необычное, как это может вам пригодиться в жизни?
- Может пригодиться в будущей профессии, я имею в виду профессию орнитолога.
У: Не все ребята знают об этой профессии, скажи немного о ней .
- Орнитолог наблюдает и изучает жизнь птиц.
- Можно стать корреспондентом и писать статьи о природе.
-Если мы хорошо научимся писать, то в будущем сможем помочь своим детям .
У: Ребята, а теперь давайте вспомним начало нашего урока ,слова педагога Амонашвили. (Слова на слайде) Как вы думаете, какова их связь с темой нашего урока?
- Мне кажется, эти слова можно отнести к Николаю Сладкову, он увидел красоту в природе и словом передал нам.
- Эти слова и для нас: чтобы научиться писать о природе, о красоте, надо научиться замечать прекрасное вокруг.
Домашнее задание ( записано на слайде) ( 1 минута)
Вспомните какое-либо мгновение, которое поразило вас.
Напишите миниатюру по теме:
Удивительное рядом.
Вы можете конкретизировать тему своего сочинения, подобрать свое меткое заглавие.
Повторение (2-3 минуты)
У: Что мы можем позаимствовать для своей миниатюры у Николая Сладкова и других писателей, которые писали в этом жанре?
- Форму, которая придает рассказу легкость.
- Эмоциональность повествования
- Выразительные средства (лексические и синтаксические).
- Меткий заголовок.
- Сочетание лирики и эпоса.
У: Спасибо! Я надеюсь , что при выполнении домашнего задания вы используете эти знания о миниатюре .
А начнем мы следующий урок с ответов на вопросы:
Какие чувства вы испытывали, когда писали миниатюру?
Чем вам захотелось поделиться со своими одноклассниками?
Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке ( 2 минуты)
У: Урок окончен. Спасибо за работу. За активную работу на уроке получили: «5»…..
Те, кто не получил оценку за работу на уроке, по желанию могут сдать свои рабочие материалы (карточка, вопросы к тексту).
Рефлексия ( 3 минуты)
На столе лежат бланки для телеграммы: Напишите соседу по парте о том, что вы узнали нового на уроке, или о том, что особенно интересным показалось вам на уроке.
Зачитать 2-3 телеграммы.
Литература
1. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в5-11 классах.
М. «Просвещение»,2014
2.Сладков Н.И. Лесные тайнички.
Издательство «Мир искателя» М.2014
3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Авторы сборника :А.Г. Осмолов , Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.
М. «Просвещение»,2011
4..Цибулька И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.
М. «Просвещение»,2014
5.https://skazkibasni.com/nikolaj-sladkov
Ахметшина Наталья Юрьевна
Волкова Ирина Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна