Урок развития речи в 6 классе «Творческая мастерская написания сочинения в жанре миниатюры»

7
3
Материал опубликован 15 November 2019 в группе

Урок развития речи в 6 классе

Тема: Творческая мастерская написания сочинения в жанре миниатюры.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1.Формировать умения писать сочинение в жанре миниатюры.

2. Развивать умения анализировать текст, обобщать, формулировать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к художественному слову.

Оборудование: компьютер, дидактический материал (презентация, орфографический словарь, Интернет ресурсы )

Формы работы учащихся: наблюдение, работа в группе, исследование по тексту, ответы на вопросы, составление собственных вопросов, просмотр презентации , художественное чтение.

Технология: личностно - ориентированное обучение, элементы технологии мастерских .
Подход в обучении: системно - деятельностный.
Методы работы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Приемы: аналитическая беседа, анализ текста, работа со словарем, использование ИКТ, рефлексия.

Приемы мотивирования учащихся.

Создание проблемной ситуации, игровой момент ,апелляция к жизненному опыту детей

решение нестандартных задач ,оценка деятельности учащихся.

"Профи" Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?



Целевые установки на достижение результата:

Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;

Ученик получит возможности для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Ученик получит возможность научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками; осуществлять оценку действий одноклассников, приводить собственные аргументы для убеждения; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Ученик получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения;

развивать навыки самоконтроля.

Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ученик получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.

Предметные результаты: ученик усвоит особенности написания сочинения в жанре лирической миниатюры и применит эти знания для создания собственного текста.

Подготовка к уроку: группа учащихся (3 человека ) готовят презентацию :

Слово о Н.И. Сладкове.

Одному учащемуся заранее дается текст Н.Сладкова для подготовки к выразительному прочтению

(Примечания: Буква У- учитель; в разработке даны возможные ответы учащихся –реплики учащихся в форме диалога. Приведены пример кратких ответов учащихся, но в ходе работы на уроке учащиеся выражают мысль полно, к чему их тактично, корректно подводит учитель. Если ответ неполный, мысль сформулировано нечетко, учитель предлагает другим ученикам дополнить ответ одноклассника. Учитель помогает ученику «оформить коммуникативный замысел» с соблюдением речевых норм)




Ход урока:

Организационный момент (3 минуты). Приветствие учащихся, оформление записи в тетради. Чтение учителем строк из «Педагогического эссе» Ш. Амонашвили «Зачем»

-Зачем глаза?

-Чтоб улавливать значимое.

-Зачем уши?

- Чтобы услышать зов.

-Зачем сердце?

-Чтобы понять другого.

-Зачем голова?

-Чтоб мыслить о благе.

Зачем руки?

-Чтобы внести живительную влагу.

-Зачем ноги?

-Чтобы поспеть к страждущему.

-Зачем язык?

-Чтоб произнести целебное слово?

-Зачем все это?

-Чтобы впитать море Света.

У: Как вы понимаете смысл этого высказывания? О ком оно? О чем вас заставило задуматься? (Можете ответить на любой из предложенных вопросов).

-Мне кажется, в высказывании говорится о том ,что все в человеке имеет свое предназначение.

-Да, я согласна, но еще нужно отметить, что это предназначение должно нести доброе и полезное.

- Эти слова меня заставляют задуматься о том, что человек должен стремиться видеть доброе в жизни и в людях.

У: Сформулируйте, пожалуйста, на основе этого высказывания «формулу» взаимоотношений на нашем уроке

-Постараемся и мы сегодня видеть и в уроке, и друг в друге только доброе.

Актуализация знаний (4 минуты)

У: На уроках изучения темы «Глагол» мы не раз работали с небольшими по объему текстами известных русских прозаиков. Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы вновь обращались к этим текстам, чтобы определить, чем схожи все тексты, что в них общего. К какому выводу вы пришли?

Примерные ответы :

-Все тексты, с которыми мы работали , художественного стиля, небольшие по объему.

-Темы тоже близкие: о природе, о ее красоте, о необычных явлениях природы.

У: Какой вывод можно сделать на основании ваших наблюдений?

- Можно обозначить общую тему: Мир природы, красота окружающего мира

- Удивительное рядом…

У: Какой из текстов вам особенно понравился, запомнился?

Какое чувство у вас возникло после знакомства с такими текстами?

Примерные ответы:

-Захотелось самим быть внимательными, наблюдательными, замечать необычное , красивое в природе и делиться впечатлениями от увиденного со своими друзьями, родными.

У: А как можно поделиться увиденным ?

Примерные ответы:

- То, что тебя особенно поразило или воодушевило, можно описать словами или нарисовать.
- Кто из вас попробовал написать о чем – либо необычном? Легко ли это?

Приходим к выводу, что этому необходимо учиться.


У: У кого нам необходимо учиться?

-У писателей, с чьими текстами мы познакомились.

У: Назовите мне авторов этих текстов.

-А.И.Солженицын, В. Песков, Н. Сладков, Ю.Бондарев и другие писатели.

У: Теперь вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Я думаю, сегодня мы будем учиться писать сочинение.

Постановка учебной задачи (4 минуты) :

У: Мы уже не раз писали сочинение, в чем ,по вашему мнению, будет отличие этого сочинения.

- Оно небольшое по объему.

- Отличается от сочинения- миниатюры.

У: Достаточно наших знаний ,чтобы приступить к работе? Кто- то уже готов?

-Нет. Нужно иметь более точное представление о том, как писать такое сочинение.

У: Какие будут предложения?

- Нужно составить план нашей работы

У: Пожалуйста, ваши предложения

(фиксируем план кратко в черновиках)

- Наблюдение над текстами.

- Выявление особенностей текстов.

- Сделать вывод (У: предлагаю: Систематизация полученных знаний).

- Подбор своего материала.

- Написание сочинения.

У: Какой из пунктов плана мы уже выполнили?

- Над первым пунктом мы уже работали: читали тексты.

У: Что же общего в ходе наблюдений над прочитанными текстами мы выявили?


Примерные ответы учащихся:

- Все тексты небольшие по объему.

- Все тексты относятся к художественному стилю.

-Хотя они небольшие по объему, но мысль в них выражена ясно, четко.

-Некоторые из текстов напоминают стихотворение, в них есть ритм.

-Все тексты заставляют задуматься о чем-то важном, не только о конкретно увиденном автором.

У: Вы все верно определили, все признаки, названные вами, позволяют отнести прочитанные тексты к одному жанру.

Мы с вами знаем уже по урокам литературы некоторые жанры, а к какому жанру мы отнесем все прочитанные нами тексты?

- Мы писали много раз сочинение-миниатюру.

- Нам понятно слово мини- это значит, что небольшое по объему, но, мне кажется, что не только объем здесь важен.

У: Молодцы! Мы привыкли любое маленькое сочинение называть миниатюрой. Но всегда ли это верно?

- Нет.

«Открытие нового знания» (10 минут)

У: Как нам дополнить наши сведения?

- Нужно обратиться к словарю.

У: Какой словарь мы будем использовать?

- Наверное, лучше посмотреть в толковом словаре.

У: Я согласна, но у нас на данный момент нет словаря, как нам выйти из этой ситуации?

-У нас есть Интернет, мы можем узнать значение слова с его помощью.

Один из учеников работает с компьютером,

набирает в поисковой системе слово «миниатюра». Ученики в это время ведут запись в тетради.

На экране мы видим определение :

Миниатюра-1. Небольшой рисунок или заставка, выполненный в красках, в старинной рукописи или книге.

2.Живописное произведение – малых размеров, отличающееся изяществом рисунка и тщательностью отделки.// Вид живописи, для которой характерны такие произведения

3.Жанр малых форм (в литературе, театре, музыке, на эстраде)//Произведение такого жанра.

У: Какое из определений нам подходит?

-Третье значение. Но оно тоже не раскрывает особенности этого жанра..

- Пока мы еще не можем начать писать сочинение, нам необходимы признаки этого жанра

У: Верно, все прочитанные нами тексты относятся к жанру миниатюры, некоторые признаки мы уже назвали в ходе наблюдения над текстами. Теперь поработаем в парах. Предлагаю поиграть в игру «Самый внимательный». У вас карточка, на которой написаны характерные черты для разных жанров, отберите лишь те, которые характеризуют жанр миниатюры. Обменяйтесь карточками.

Работа в парах

Задание: Найдите признаки миниатюры

1. Рифма

2. Большой объем

3. Сюжетно-композиционная законченность

4 . Малый объём

5. Лаконизм

6. Ритмическая организация текста

7. Несколько действующих лиц

8. Метафоричность

9. Эмоциональность повествования

10. Поэтическое и философское начало

11. Содержит мысль (образ) широкого обобщения

12. Эпически точные детали

В результате работы отмечают


Характерные черты миниатюры


1. Малый объём

2. Лаконизм

3. Сюжетно-композиционная законченность

4. Ритмическая организация текста

5. Метафоричность

6. Эмоциональность повествования

7. Поэтическое и философское начало

8. Содержит мысль (образ) широкого обобщения

9 . Эпически точные детали

У: Молодцы. Я соглашаюсь с вами, именно эти признаки являются характерными для миниатюры.

Как вы уже сегодня отмечали, одним из авторов миниатюр мы можем назвать Николая Сладкова, с его текстами мы не раз работали. Сегодня мы вновь обратимся к его тексту. Имя писателя вам известно, с его текстами мы не раз встречались на уроках русского языка, а какие его произведения вы читали самостоятельно?

-В младшей школе мы много читали его произведений, знакомились с его творчеством.

- Я помню его книгу «Лесной календарь».

- У меня дома есть книга Н.Сладкова «Планета чудес», я люблю ее читать младшей сестре.

У: Спасибо, ребята, что вы помните и знаете книги замечательного писателя.

А сейчас мы посмотрим презентацию, выполненную учениками вашего класса, чтобы еще раз вспомнить о его творчестве.

Просмотр презентации о Николае Сладкове.


Слово о Н.Сладкове
PPTX / 5.46 Мб

Содержание материала презентации:

1 слайд- Слово о писателе… (портрет, высказывание о писателе)

2 слайд- Детство- общение с природой.

Несколько лет своего детства Николай Сладков провел в городе Пушкино ,там он гулял в старинных разросшихся парках, где можно было увидеть совсем близко дятла, белку, синицу, других птиц и зверей.

3 слайд- Дневник наблюдений.

В это время Николай Сладков стал вести дневник наблюдений. Сюда он заносил всё, что казалось ему интересным. Сначала это были короткие записи: «Увидел трёх дроздов», «Увидел перепёлку с выводком».

4 слайд- Дневниковые записи.

Со временем записи становились длиннее, и в них уже отражалось отношение к увиденному. Вот как Сладков пишет о соловье: «Первый соловей так поёт, что бросает то в жар, то в холод!»

5 слайд- Кружок юного натуралиста.

Увлечение жителями леса привело Сладкова - школьника в кружок юных натуралистов при Зоологическом музее Академии наук. Здесь с ребятами занимались знаменитые зоологи. Этот кружок посещал известный писатель - натуралист Виталий Бианки, встреча с которым во многом определила литературное будущее Николая Сладкова.

6 слайд - Первая книга .

Первая книжка Николая Ивановича Сладкова «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. Автору было тогда уже 33 года. Книга получила одобрение многих известных писателей: Самуила Маршака, Виталия Бианки

7 слайд- Отзыв о первой книге.

Первая книга Сладкова понравилась и другому известному писателю – Михаилу Пришвину. Особенно ему понравился рассказ о горных птицах – белоголовых сипах. «Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, - это, прежде всего, свой глаз, открывающий что-то новое и как бы всё небывалое… », - писал Пришвин

8 слайд- Писательское мастерство…

Николай Сладков в своих книгах старался не только заинтересовать читателей тайнами природы, не только обратить внимание на её красоту. Главное – он хотел научить людей бережно к ней относиться и жить с ней в ладу. Три его книги: «Подводная газета», «Земля солнечного огня» (книга о пустыне) и «Земля над облаками» (жизнь в горах) можно назвать экологическими энциклопедиями

9 слайд- Главное-забота о природе.

От рассказа к рассказу, от книги к книге совершенствовал Сладков своё писательское мастерство. В своих произведениях он совмещал талант рассказчика и эрудицию учёного. Его книги полны загадок, открытий, интересных наблюдений, забавных историй.

10 слайд- Советуем почитать.

У: Выскажите свое мнение о работе одноклассников.

- Мне понравилась презентация, так как она содержательная.

-Интересные факты из жизни Н.Сладкова.

- Презентация краткая, не перегружена информацией.

-Мне понравилась презентация тем, что она, хотя и красочная, но выполнена эстетично,

В ней нет броскости, отвлекающей от главного материала.

У: Познакомившись с презентацией, вы больше узнали о творчестве писателя, возможно, кто- то из вас захочет почитать его рассказы, миниатюры.

Сегодня мы послушаем одну из миниатюр писателя и еще раз убедимся в мастерстве Н.Сладкова и попытаемся не только увидеть мастерство писателя, но и использовать приемы автора в своей дальнейшей работе.

Включение нового знания в систему знаний  ( 10 минут)

Работа с текстом : наблюдение и анализ

Текст выразительно читает ученик.


(Задание на карточках: Прослушайте текст и составьте вопросы к тексту для своих одноклассников)

Отчаянный путешественник


Путешествие - трудное дело. Всякий путешественник терпит невзгоды. И упорные, бывает, сдают.

Но есть путешественники беззаветные, непоколебимые, просто отчаянные. О них я подумал, когда увидел на снегу паучка.

Вот он - чёрная точка рядом с лыжнёй. Ножки поджаты, мёртвый, оцепенелый, застылый. Но поднимется солнце, пригреет чуть - и он оживёт. Зашевелится, разомнёт замлевшие лапки - и снова в путь!

Так и идёт: светит солнце - бежит всё вперёд и вперёд. А накроет тень - съёжится и лежит. Лежит и ждёт терпеливо, авось тепло опять воскресит, чтоб снова продолжить путь!

Бежит и лежит, лежит и бежит.

У: Задаем вопросы (по желанию), но не повторяемся.

Предложенные вопросы и ответы учащихся


- Какое впечатление произвел на вас текс?

- Текст очень интересный, мне понравился.

- Нескучный, мне кажется, он даже поучительный.

-Какова тема текста?

Примерные ответы:

-В тексте говорится о паучке .

-В чем заключается идея текста?

- Идея. Мне кажется, просматривается в заглавии миниатюры.

- Я думаю , что автор говорит о жизнелюбии паучка, об стремлении преодолеть все трудности.

У: Спасибо за ваши вопросы и ответы. Я тоже составляла вопросы и с удовольствием послушаю ваши ответы.

Можем ли мы данный текст отнести к миниатюре?

Докажите. Назовите характерные признаки жанра миниатюры в этом тексте.

-Текст небольшой по объему, лаконичный, но содержательный.

-Композиционно он завершен.

-Автор эмоционален: в тексте несколько восклицательных предложений.

- В тексте есть философское размышление, обобщение, мы определили тему: Паучок, но уже заглавие необычное- путешественник –в первую очередь , путешественник-это человек ,а автор называет паучка путешественником, да еще и отчаянным.

- Мне кажется ,через мир природы он говорит о нас- людях -, когда мы, встречая на пути к своей цели какие-то препятствия, не сдаемся и идем вперед

-У: Какие выразительные средства использует автор?

- В заглавии эпитет отчаянный, я понимаю это как готовый на все, даже дерзкий.

-В тексте есть синонимы к этому слову: беззаветные, непоколебимые. Это эпитеты

-Я увидела в тексте антонимы к этим эпитетам : мертвый, оцепенелый, застылый. Таким видим паучка на снегу, но это только видимость. Стремление к цели помогают ему преодолеть трудности.

–Я думаю, в тексте есть метафора: солнце и тень для паучка - это конкретные понятия, а в философском понимании воспринимаем их как удача, успехи и невезение, неудачи в жизни человека.

Актуализация знаний (4 минуты)


У: Спасибо за ваши размышления.

Мы убедились, как интересно писатели рассказывают о самом , казалось бы, обычном в природе. Они помогают нам заметить что-то необычное в окружающей действительности. Я надеюсь, после сегодняшнего урока вам тоже захочется поделиться своими наблюдениями.

Не каждый станет писателем, но если вы любите природу ,умеете подмечать необычное, как это может вам пригодиться в жизни?

- Может пригодиться в будущей профессии, я имею в виду профессию орнитолога.

У: Не все ребята знают об этой профессии, скажи немного о ней .

- Орнитолог наблюдает и изучает жизнь птиц.

- Можно стать корреспондентом и писать статьи о природе.

-Если мы хорошо научимся писать, то в будущем сможем помочь своим детям .

У: Ребята, а теперь давайте вспомним начало нашего урока ,слова педагога Амонашвили. (Слова на слайде) Как вы думаете, какова их связь с темой нашего урока?

- Мне кажется, эти слова можно отнести к Николаю Сладкову, он увидел красоту в природе и словом передал нам.

- Эти слова и для нас: чтобы научиться писать о природе, о красоте, надо научиться замечать прекрасное вокруг.

Домашнее задание ( записано на слайде) ( 1 минута)

Вспомните какое-либо мгновение, которое поразило вас.

Напишите миниатюру по теме:

Удивительное рядом.

Вы можете конкретизировать тему своего сочинения, подобрать свое меткое заглавие.

Повторение (2-3 минуты)

У: Что мы можем позаимствовать для своей миниатюры у Николая Сладкова и других писателей, которые писали в этом жанре?

- Форму, которая придает рассказу легкость.

- Эмоциональность повествования

- Выразительные средства (лексические и синтаксические).

- Меткий заголовок.

- Сочетание лирики и эпоса.


У: Спасибо! Я надеюсь , что при выполнении домашнего задания вы используете эти знания о миниатюре .

А начнем мы следующий урок с ответов на вопросы:


Какие чувства вы испытывали, когда писали миниатюру?

Чем вам захотелось поделиться со своими одноклассниками?

Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке ( 2 минуты)

У: Урок окончен. Спасибо за работу. За активную работу на уроке получили: «5»…..

Те, кто не получил оценку за работу на уроке, по желанию могут сдать свои рабочие материалы (карточка, вопросы к тексту).

Рефлексия ( 3 минуты)

На столе лежат бланки для телеграммы: Напишите соседу по парте о том, что вы узнали нового на уроке, или о том, что особенно интересным показалось вам на уроке.

Зачитать 2-3 телеграммы.



Литература

1. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в5-11 классах.

М. «Просвещение»,2014

2.Сладков Н.И. Лесные тайнички.

Издательство «Мир искателя» М.2014

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Авторы сборника :А.Г. Осмолов , Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.

М. «Просвещение»,2011

4..Цибулька И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.

М. «Просвещение»,2014

5.https://skazkibasni.com/nikolaj-sladkov




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Николаевна, у Вас запланирован просмотр презентации, но она не прикреплена.

15 November 2019

Спасибо!Сначала не смогла прикрепить.

16 November 2019

Ответ #268073 был удален 16 November 2019

Благодарю за идею!

24 August 2020