Урок решения экспериментальных задач по физике на тему «Механические колебания»
План урока.
1. Класс разбивается на 7 групп по 2 человека.
2. Каждая группа получает задание на 30 минут.
3. На занятии каждая группа должна сделать 2-3 задания (одно задание элементарное, но с возможным подвохом; второе – простое, третье – сложное). Через 30 минут пары меняются местами.
4. Решение задачи оформляется на бланках с указанием необходимого оборудования, рисунка опыта, выводом уравнений и расчета искомого параметра.
5. Во всех заданиях теоретические и экспериментальные результаты следует предоставлять с учетом погрешности измерений. Методика расчета погрешности учащимся раздается.
6. Учащимся дают лишь тексты заданий. Приведенные ниже указания учащимся выдают в случае затруднений при выполнении работы, оценка за задание при этом снижается на балл.
7. В конце урока группы учащихся докладывают о своих результатах, обсуждают их и делают выводы.
8. Учитель подводит итоги, выставляет оценки (как среднее арифметическое за 2 задания).
Примечание: оцениваются не только совершенно верные ответы. Важно научиться искать ответы на вопросы или задачи. Поэтому оценка ставится за поиск решения и его обоснование.
Метод расчета погрешности в экспериментальных заданиях. Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1441997219.png (357x188)
1. Сравните периоды колебаний, полученные теоретически и экспериментально.
2. Сделайте вывод о значимости полученных расхождений и причинах этого. Если расхождение теоретического и экспериментального результатов (Тт - Тэ) превышает сумму границ абсолютных погрешностей измерений ∆Тт и ∆Tэ (рис. 1, а)
(Тт –Тэ > ∆Тт + ∆Tэ), то оно значимо. В этом случае надо указать существенные неучтенные факторы при теоретическом выводе формулы Т (например, вязкость жидкости, колебание воды, окружающей пробирку, и др.). Если расхождение результатов незначительно (рис. 1, б), т.е. Тт –Тэ <∆Тт + ∆Tэ, то следует вывод о совпадении теоретического и экспериментального расчетов в пределах погрешностей эксперимента.
Задание элементарное, но с подвохом (выполняют все фронтально)
Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
Оборудование: нить, гайка, линейка, секундомер
Указания.
Т= 2π√L/g; g=4π²L/T². Период Т вычисляется по измерениям времени 10 колебаний: Т=t/N
После получения результата производится расчет погрешности.
∆g = (│g1-gср│+│g2-gср│+│g3-gср│)/3
В работе необходимо оценить полученный результат и сделать вывод.
РS. Подвох заключается в том, что к подставке штатива изнутри прикреплен маленький, но сильный магнит. В результате ускорение свободного падения по расчетам получается больше 11м/c². Так как все ученики прекрасно знают численное значение g, у них возникает соблазн получить «точный» результат методом подгонки =)
При итоговом обсуждении ответы учащихся анализируются и магниты демонстрируются. «5» за данное задание получают те, к кого результат соответствует условиям проведения опыта и кто попытался объяснить полученный результат.
Задания простые.
Задание 1
Маятник на пружине. Если мы точно подберем массу груза и упругость пружины, то будем иметь прекрасную модель связанных колебаний. Если оттянуть пружину строго вертикально, то, как и следовало ожидать, возникают вертикальные колебания, но скоро они прекращаются, и груз начинает раскачиваться подобно маятнику часов (рис.3).
Однако через некоторое время груз снова будет колебаться вертикально. Каким-то образом энергия в системе переходит от одного вида колебаний к другому. Как подобрать массу груза, а также упругость и длину пружины, чтобы в системе осуществлялся такой периодический переход энергии? Почему он вообще происходит и с какой частотой?
Оборудование: пружина, набор грузов, линейка, штатив, весы с разновесом, пластилин
Указания.
Массу груза и жесткость пружины нужно подобрать так, чтобы частота чисто упругих колебаний совпадала с частотой чисто «маятниковых». Как только в системе начнутся колебания одного из этих типов, из-за изгиба пружины возникнут и другие колебания, и энергия колебаний первого типа будет «перекачиваться» колебаниям второго типа и наоборот. Т.о должно выполняться условие ℓ/g=m/k
Поэтому последовательность действий должна быть следующей:
1. Измерить длину пружины
2. Определить коэффициент жесткости пружины. Для этого подвесить груз на пружине и рассчитать k=mg/x, где х - растяжение пружины.
3. Затем рассчитать массу необходимого груза. m = ℓk/g.
4. С помощью пластилина довести массу до расчетной
5. Проверить экспериментально полученный результат
Дополнительная информация (раздается учащимся для ознакомления в случае правильного выполнения экспериментального задания). Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1441998214.jpg (284x120)
Флаттер (от англ. flutter − дрожание, вибрация) − сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибающих и крутящих колебаний крыла, других элементов конструкции самолёта, главным образом крыла в полёте, либо несущего винта вертолёта, возникающих при достижении некоторой скорости, зависящей от характеристик данного самолёта (рис.2). Связь между двумя типами колебаний (изгибными и крутильными) крыла самолета одно время приводила к разрушению крыла.
Задание 2
Маятник длиной L совершает колебания на штативе. Под точкой подвеса маятника на расстоянии а=L/2 от нее На штативе закреплен стержень, препятствующий движению шарика. Найти период Т колебания такого маятника.
Оборудование: нить, груз, линейка, штатив с муфтой, лапкой и закрепленным посредине стержнем (рис.5)
Указания.
Этот сложный колебательный процесс можно разбить на 2 колебательных процесса: с длиной нити маятника L и L/2. Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1441998444.jpg (200x213)
Период колебания маятника длиной L равен Т1=2π√ℓ/g; маятника L/2 равен Т2=2π√L/2g. Период колебаний получившегося маятника равен Т=(Т1+Т2)/2=2π√L/g·(1+1/√2)≈3,42√L.
Измерив L, рассчитаем период Т.
Задание 3
Рассчитайте периоды малых колебаний груза на двух пружинах, соединенных
а) последовательно и 6) параллельно. Результаты расчетов проверьте экспериментально. Сделайте вывод. Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1441998654.jpg (300x233)
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, две пружины от лабораторного динамометра, грузы массой 100 г из набора по механике, линейка измерительная.
Указания.
1. Получите формулы для расчета периодов колебаний груза на пружинах. Обозначим массу груза m, а жесткость каждой пружины k.
При последовательном соединении пружин (рис. 6) жесткость kСl системы равна k/2, так как под действием той же силы, т. е. груза
(F = mg), удлинение системы будет в 2 раза больше, чем одной пружины. Поскольку период упругих колебаний груза определяется формулой: Тт1 = 2π√m/k, следовательно, в данном случае: Тт1 = 2π√2m/k (1)
При параллельном соединении пружин (рис. 5) жесткость kС2 системы равна 2k; так как под действием той же силы (F = mg) удлинение системы будет в 2 раза меньше. Следовательно, период Тт2 упругих колебаний груза массой m в этом случае будет равен
Тт2 = 2π√m/2k (2)
Чтобы теоретически рассчитать Тт1 и Тт2 по формулам (1) и (2), нужно вначале узнать жесткость k одной пружины. Для этого подвесьте к ней груз известкой массы (m = 0,1 кг) и измерьте удлинение х пружины. Вычислите k по формуле k = mg/x.
2. Определите теперь экспериментально периоды колебаний Тэ1 и Тэ2 груза на разных установках (см. рис. 4 и 5). Для этого измерьте t1 и t 2- время колебаний груза в каждом случае и число совершенных за это время колебаний - N1 и N 2. Проведите расчеты Тэ1 и Тэ2 по формулам:
Тэ1= t1/N1;
Тэ2= t2/N2
3. Сравните значения периодов колебаний систем, полученных теоретически и на опыте - Тэ1 и Тэ2; Тт1 и Тт2. Сделайте вывод о значимости или незначительности выявленных отклонений; укажите причины.
Задание 4
Определите отношение масс двух грузов и жесткостей двух пружин.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, два груза разных масс m1 и m2 и две пружины разных жесткостей k1 и k2, часы с секундной стрелкой. (рис.5) Здесь будет изображение: /data/edu/files/b1441999193.png (461x330)
Указания.
1. Подвесьте к штативу груз m1 на пружине жесткости k1 и приведите его в колебание. Частота колебаний груза ν11 (мы вводим двойную индексацию v: первый индекс показывает номер пружины, второй - груза) будет равна
ν11= 1/2π√k1/m1 (1)
Аналогично для второго груза, подвешенного на второй пружине: ν22= 1/2π√k2/m2 (2)
2. Частоты ν11 и ν22 измерьте, подсчитав число колебаний N11 и N22 пружинных маятников за определенные промежутки времени:
ν11= N11/t1 (3)
ν22= N22/t2
Выбрав t1 = t2 из выражений (1)-(3) получите:
ν11/ ν22 = N11/ N22 = √(k1/ k2)∙(m2/ m1) (4)
В уравнении (4) два искомых отношения: k1/ k2 и m1/ m2.
3. Для их нахождения необходимо еще одно уравнение. Чтобы получить его, поменяйте грузы местами: к пружине жесткостью k1 подвесьте груз массой m1, а к пружине жесткостью k2 — m2. Измерьте, как было описано в п. 2, частоты ν12 и ν21 новых пружинных маятников. Найдите отношение: ν12/ ν21 = N12/ N21√(k1/ k2)∙(m1/ m2) (5)
Решив систему уравнений (4) и (5), получите выражения для искомых отношений:
k1/ k2 = N11N12/ N22 N21 m1/m2= N12N22/ N21 N11
4. Используя измеренные значения N11, N12, N21, N22 рассчитайте искомые - отношения
k1/ k2 и m1/m2.
Примечание для учителя. Эту задачу можно усложнить: не включать в оборудование часы. В этом случае один из маятников берут за эталон; его период остается постоянным: Т0 = const.
Можно рассчитать отношение периодов колебаний T/T0 как функцию от m и k. Для этого отклоните оба маятника от положения равновесия и отпустите; вы будете наблюдать вначале колебания обоих маятников в одной фазе, а далее фазы "разойдутся" в связи с неточным равенством Т и Т0. Через некоторое время фазы колебаний вновь совпадут. Подсчитайте через какое число N колебаний "математического" маятника это произойдет. При повторном совпадении фазы один из маятников совершит на 1 колебание больше или меньше, чем другой, т. е. будет выполняться соотношение: N0 Т0 = (N0 + l)T. Отсюда Т/Т0= N0/(N0 + l)
Задания сложные.
Задание 5
Создайте вертикальные колебания пробирки с песком в сосуде с водой. Рассчитайте период вертикальных колебаний пробирки с песком в сосуде с водой. Создайте вертикальные колебания пробирки с песком в сосуде с водой. Результат расчета проверьте экспериментально, учтя при этом погрешности измерений. Сделайте заключение.
Оборудование: сосуд с водой, пробирка, песок, весы и гири, часы с секундной стрелкой или секундомер, нить, линейка измерительная.
Указания.
1. Насыпьте в пробирку такое количество песка, чтобы она при погружении в сосуд с водой плавая в вертикальном положении. При небольшом нажатии пальцем на верхнюю часть пробирки возникают ее колебания.
2. Проведите теоретический расчет колебаний пробирки. В состоянии равновесия сила тяжести пробирки с песком компенсируется выталкивающей силой. При малом смещении Х пробирки вниз, возникает дополнительная (за счет увеличения глубины погружения) выталкивающая сила ∆Fа, направленная тоже вверх. Она равна по модулю ∆Fа = ρSxg,
где ρ – плотность воды, S - площадь внешнего сечения пробирки,
g - ускорение свободного падения; эта сила ничем не компенсируется.
Запишите это выражение силы ∆Fа в проекции на вертикальную ось ОХ. Поскольку ось направлена вниз, ∆Fа = - ρSxg. Если обозначить ρSg через k, то F = -kх,
Мы пришли к выводу, что пробирка совершает движение под действием силы типа
F = -kx. Значит, движение является гармоническим колебанием. В этом случае теоретически определенный период Тт равен Тт = 2π√m/k.
Измерив с помощью весов и гирь массу m пробирки с песком, а с помощью нити и линейки длину ее окружности, рассчитайте площадь поперечного сечения пробирки
S= πR2=π(ℓ/2π) 2=πℓ2/4π2; затем k: k= ρSg и период Т ее вертикальных колебаний no формуле Тт=2π√4 πm/ρℓ2 g.
Определите погрешности измерений при нахождении Тт
3. Проведите экспериментальную проверку расчета. Для этого определите опытным путем период колебаний пробирки с песком, "заставив" ее совершить N полных колебаний и, измерив пошедшее на это время t, период Тэ рассчитайте по формуле Тэ = t/n. Определите погрешности измерений при нахождении Тэ.
Методическое замечание. Желательно одной группе учащихся в качестве сосуда с водой дать химические стаканы большого диаметра, другой - мензурки малого диаметра. При этом первая группа получит совпадение теоретических и экспериментальных результатов (незначимое их расхождение), а для второй группы расхождение результатов может оказаться значимым. Итоги работ обеих групп полезно обсудить.
Задание 6
Рассчитайте период малых колебаний столба воды в водяном манометре. Проверьте свой расчет экспериментально. Сделайте вывод.
Оборудование: водяной манометр, измерительная линейка, часы с секундной стрелкой или секундомер, нить.Здесь будет изображение: /data/edu/files/g1441999383.jpg (141x210)
Указания.
1. Дунув в одно из колен манометра, возбудите колебания столба воды в нем.
2. Рассчитайте вначале теоретически период Тт этих колебаний. Для этого сделайте рисунок (рис. 9) и проанализируйте его: при изменении положения столба воды на величину х разность уровней составит h=2х. За счет столба жидкости высотой 2х возникает дополнительная сила F, модуль которой равен F = 2 ρ Sxg,
где ρ - плотность жидкости, S-площадь поперечного сечения канала манометра, g - ускорение свободного падения.
В проекции на вертикальную, направленную вниз ось ОХ это уравнение будет иметь вид: F = -2ρSxg
Обозначив постоянную величину 2ρSxg через k, получим F = -kx, т. е. вода в манометре находится под воздействием силы, обеспечивающей гармонические колебания.
Период этих колебаний Тт = 2π√m/k, где m - масса колеблющейся воды.
Учтя, что m= ρSℓ, где ℓ- длина всего водяного столба в манометре, которую можно измерить с помощью нити и линейки, получим: Тт=2π√ ρSℓ /2ρSg =2π√ ℓ/2g
3. Измерьте период колебаний столба воды в манометре. Для этого, возбудив колебания, определите время, в течение которого совершается N колебаний водяного столба, а затем рассчитайте Т’ по формуле Т= t/N
4. Сравните значения периодов Тт и Тэ, полученные теоретически и экспериментально, и сделайте вывод о значимости расхождений и их причинах.
Задание 7
Чашка пружинных весов массой m1 совершает вертикальные гармонические колебания с амплитудой A (рис.10). Когда чашка находилась в крайнем нижнем положении, на нее положили груз массой m2. В результате колебания прекратились. Определите первоначальный период колебаний чашки.
Оборудование: пружина, 2 груза, линейка, штатив, весы с разновесом
Указания.
Колебания чашки весов массой m1 происходят относительно положения равновесия, в котором удлинение пружины Δxo определяется условием
m1g = kΔxo,
где g − ускорение свободного падения, k − жесткость пружины.
В крайнем нижнем положении на чашку весов действует (по закону Гука) со стороны пружины сила упругости , скорость движения чашки весов в этот момент равна нулю. Если в этот момент па чашку положить перегрузок массой m2, такой, чтобы сила тяжести чашки с перегрузком была равна силе упругости, то, очевидно, колебания прекратятся. Таким образом, (m1 + m2)g = k(Δxo + A).
Приведенные равенства позволяют найти жесткость пружины: k = m2g/A,
откуда для первоначального периода T колебаний чашки весов получаем
T = 2π√{m1/k} = 2π√{(m1A)/(m2g)}.
Примечание: При решении этой задачи часто допускается ошибка: забыв, что колебания совершаются относительно статического положения равновесия, жесткость пружины находят из условия (m1 + m2)g = kA.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Максюкова Елизавета Сергеевна
Елена Непчелина
Габриэль
Аскарова Римма Айратовна