Урок по ОРКСЭ «Россия-Родина моя» (4 класс)
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Павлохуторская СШ №12» Ефремовского района Тульской области
Конспект урока по ОРКСЭ
Модуль « Основы светской этики»
4 класс
Тема:
Учитель начальных классов
Домнина Валентина Владимировна
План - конспект урока по ОРКСЭ
Тема: «Россия – Родина моя»
Цель: Формирование понятий: Россия, Родина, Отечество, семья, духовный мир человека на основе
Систематизация знаний учащихся, полученные ранее.
Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.
Организация совместной деятельности через работу в парах, группах.
Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы.
Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству.
Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности. Ознакомление с целями и задачами нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Формирование умения извлекать информацию из разных источников, выражать собственное мнение, вести диалог, приводить примеры из жизни.
Приобретение навыков сотрудничества, развитие коммуникативности.
В области формирования УУД: - личностные - умение выделять нравственный аспект поведения - познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; - регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий; - коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Планируемые результаты урока:
Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Метапредметные: получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку, карта.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Универсальные учебные действия |
Организация деятельности учащихся. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.
|
-Звенит звонок, зовёт звонок Пора нам начинать урок. Вы пришли сюда… Не лениться, а … Работать как? А слушать как? Если хочешь отвечать… Если спросят, надо… Громко, чётко… Включение в деловой ритм. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета»Основы религиозных культур и светской этики. - Рассмотрите обложку учебника, прочтите название. - Прочитайте на стр.3 темы предстоящих уроков.(«Содержание») Изучая новый предмет нам с вами предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, истина и ложь и многое другое. Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше. - Давайте выясним, что означает слово «этика». Откройте учебник на с.4 и найдите значение этого слова. - Изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - Родина моя»? Как вы думаете, почему? Слайд 1 |
Подготовка класса к работе. Работа с учебником. Работа со статьёй учебника. Работа с текстом учебника Поиск информации.(с. 4-5.) Участвуют в диалоге. Совместно с учителем формулируют тему урока |
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Ценить и принимать базовые ценности. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Ориентироваться в учебнике Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению Понимать точку зрения другого Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Работа над раскрытием темы урока. Метод эмоционального погружения. Цель: Дать представление о понятиях «родина», «малая родина», «федерация», символов государства флаг, герб, гимн. Самоопределение к деятельности. Цель: Актуализация знаний обучающихся с опорой на жизненный опыт, мотивация обучающихся к изучению темы. |
Что такое Родина? Слайд 2 Ответить на этот вопрос можно по разному: - Страна , гражданином которой является человек; - Родина – это страна, в которой мы родились и живём. - Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки. - Это земля, на которой жили, трудились наши предки. - Земля, которую наши предки защищали от врагов. - Родина – это наш край, город, село. - Найдите в учебнике происхождение слова «Родина». Подберите однокоренные слова к слову «Родина» слайд 3 – Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? – Какие города России вы знаете? - А какой город ещё родной для вас? Почему? (Найти Тулу на карте.) Тульская область , Ефремовский район– это наша Малая Родина. У нас много достопримечательностей, которыми может гордится Россия. Слайды 5-8
В состав нашего государства входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. Население России составляет около 143 миллионов человек. Россия – многонациональное государство, его населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Слайды 9- 11 Послушайте стихи об этом.
Как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране русскими или россиянами? Почему?
– Прочитайте и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится. С.6. учебника. Наша страна – самая большая в мире. « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля» слайды 12-14 Россия прославилась своими великими людьми: художниками, поэтами, писателями, композиторами, полководцами, патриотами своей страны. Слайды 15-18 Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? - Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему? - Как вы понимаете значение этого слова? Чтение значения слов в учебнике на с.10 Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов. Слайд 19 - Все ли из перечисленных людей русские? Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
|
Формулируют ответы. Высказывание мнений
Работа с текстом учебника. Поиск информации. Находят информацию в тексте. Подбирают однокоренные слова.
Работа с картой
Работа с картой
Формулируют ответы.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение А. Усачёв Лиза - Россия подобна огромной квартире. Роскошный ковер устилает в квартире Алина- И, как и положено каждой квартире, А рядом с Курилкой - Курильской грядою – Кирилл- Еще есть в квартире три классные ванны: А вот холодильник с названием «Арктика», Диана- Все есть в Русском доме для жизни удобной, То стены трещат, то посыпалась краска, Настя- Что строят, строители сами не знают: Мы все в нашем доме соседи и жители:
Поиск ответа на проблемный вопрос. Рассуждение. Формулируют ответы.
Работа с текстом учебника. Поиск информации на с.6-7.
Работа с текстом учебника. Поиск информации на с.6-7.
|
Личностные умения: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану. Познавательные умения: воспринимать новую тему, перерабатывать и преобразовывать полученную информацию. Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. Личностные умения: расширение кругозора, словарного запаса. Регулятивные умения: работать по плану (заданию), давать оценку своим действиям, оценивать результат. Предметные умения: работать с разными источниками получения информации. Коммуникативные умения: сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результатСамостоятельно определять важность или необходимость выполнения заданий в учебном процессе Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
Физминутка |
Предлагает муз.минутку |
Дети выполняют движения под музыку |
Регулятивные: контроль, коррекция. |
Диагностика качества освоения темы. Цель: Установить степень усвоения темы. Работа в группах. Работа с пословицами. Работа в парах. Самостоятельная творческая работа учащихся. Рефлексия учебной деятельности. Цель: научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. Итог урока. Домашнее задание. |
Устанавливает осознанность восприятия. -Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию. Даёт задания, направленные на выяснение смысла слов, словосочетаний, выражений. Объясните смысл пословицы. с.10,зад. 3 (учебник) Прочитайте и объясните, как произошли названия Русь, русские. Закончите фразу «Моя национальность -….» Игра «Собери пословицу» Слайд 20 Продолжи фразу Россиянами называют… Мне больше всего… слайд 21 Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока? Объясните значения однокоренных слов. с.10, зад.1.(учебник); с.10, зад.2, слайд 22 |
Работа с текстом учебника Поиск информации.(с. 6-10.) Осмысливают прочитанные задания. Делятся на группы. Осуществляют работу в группах. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Опережающее задание: учащиеся работают с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны. Находят информацию в тексте. Выясняют значение фраз, выражений и объясняют их. Работа с текстом учебника на с.11 учебника Формулируют ответы. Формулируют ответы. Дети работают в парах. Делают выводы. Формулируют ответы. Делают выводы. Формулируют ответы. |
Познавательные: смысловое чтение, поиск информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск информации; анализ, синтез. Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли,. Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания,выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение договариваться, умение работать в группе. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия. |
Ресурсы:
1. Толковый словарь С.И. Ожегова.
2.Учебник М.Т.Студеникин.основы светской этики.М. «Русское слово» .2014 г.
3. Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики». М.Т. Студеникин «Основы светской этики М.: «Русское слово», 2011
Интернет-ресурсы:
https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298880/img14.jpg - писатели
https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298880/img15.jpg -композиторы
http://obshinakryliaduha.ru/_fr/4/4402148.jpg полководцы
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/09c8/0002a1d7-3de610d5/img10.jpg учёные
http://bigslide.ru/images/8/7598/831/img2.jpg родина особенно звучит..
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0746/0006d18d-708ac395/img0.jpg-россия- родина моя
http://bigslide.ru/images/39/38739/831/img32.jpg -один рыбак с рождения..
http://uslide.ru/images/25/31951/960/img10.jpg- флаг России
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a14/0000a653-2ecce141/img6.jpg- широка страна...
https://arhivurokov.ru/multiurok/d/6/4/d649621b4d62690d36fbc2ac4d9b273b87ca5756/img2.jpg- уральские горы камчатка
http://kirmayak.ru/wp-content/uploads/2015/04/nebo1331.jpg многонацон
http://fs3.ppt4web.ru/images/161248/207023/640/img9.jpg- наша родина россия много
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0926/000302dd-18477066/img4.jpg россия многонац
http://5klass.net/datas/okruzhajuschij-mir/Prirodnye-zony-Rossii-4-klass/0005-005-Prirodnye-zony-Rossii.jpg - пртрдные зоны россии
http://mypresentation.ru/documents/35780fd8d697e4c0c4368297c272666a/img4.jpg- родина слово большое..
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0723/00075a22-11726dd3/img2.jpg патриотизм
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0083/0001fc52-7e5aa5e2/img9.jpg - собери пословицу
http://cbs-efremov.tls.muzkult.ru/efr.krai/
https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/57/57036/img2.jpg
https://www.metod-kopilka.ru/urok-po-kursu-orkise-na-temu-...dinaklass-67736.html
https://m.nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/201...kt-uroka-moya-rodina
https://oknakrizis.ru/dlya-shkolnika/nachalnaya-shkola/uro...miru-po-teme-rodina/
https://www.metod-kopilka.ru/urok-po-kursu-orkise-na-temu-...dinaklass-67736.html
https://m.nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/librar
урок по теме ОРКСЭ "Россия-Родина моя"
PPTX / 3.34 Мб