12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Домнина Валентина Владимировна1274
учитель начальных классов МКОУ "Павлохуторская СШ№12" ,образование средне-специальное,1 категория
Россия, Тульская обл., Ефремовский район,с.Павло-Хутор
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Павлохуторская СШ №12» Ефремовского района Тульской области

Конспект урока по ОРКСЭ

Модуль « Основы светской этики»

4 класс

Тема:

Учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна

План - конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Россия – Родина моя»

Цель: Формирование понятий: Россия, Родина, Отечество, семья, духовный мир человека на основе 
 Систематизация знаний учащихся, полученные ранее.

Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.
Организация  совместной деятельности  через работу в парах, группах.
Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы.
Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству.

Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности. Ознакомление с  целями и задачами нового  предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Формирование умения извлекать информацию из  разных источников,  выражать собственное мнение, вести диалог, приводить примеры из жизни.  
Приобретение навыков сотрудничества, развитие коммуникативности.

В области формирования УУД: - личностные - умение выделять нравственный аспект поведения - познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; - регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий; - коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Планируемые результаты урока:

Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Метапредметные: получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.

Тип урока - урок открытия новых знаний.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку, карта.

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Организация деятельности учащихся. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Характеристика пособия для учащихся.


Постановка учебной задачи.

-Звенит звонок, зовёт звонок

Пора нам начинать урок.

Вы пришли сюда…

Не лениться, а …

Работать как?

А слушать как?

Если хочешь отвечать…

Если спросят, надо…

Громко, чётко…

Включение в деловой ритм.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета»Основы религиозных культур и светской этики.

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Прочитайте на стр.3 темы предстоящих уроков.(«Содержание»)

Изучая новый предмет нам с вами предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, истина и ложь и многое другое.

Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

- Давайте выясним, что означает слово «этика». Откройте учебник на с.4 и найдите значение этого слова.

- Изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - Родина моя»? Как вы думаете, почему? Слайд 1

Подготовка класса к работе.

Работа с учебником.

Работа со статьёй учебника.

Работа  с текстом учебника Поиск информации.(с. 4-5.)

Участвуют в диалоге.

Совместно с учителем формулируют тему урока

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Ценить и принимать  базовые ценности.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Ориентироваться в учебнике

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению

Понимать точку зрения другого

Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Работа над раскрытием темы урока. Метод эмоционального погружения.

Цель: Дать представление о понятиях «родина», «малая родина», «федерация», символов государства флаг, герб, гимн.

Самоопределение к деятельности. Цель: Актуализация знаний обучающихся с опорой на жизненный опыт, мотивация обучающихся к изучению темы.

Что такое Родина? Слайд 2

Ответить на этот вопрос можно по разному:

- Страна , гражданином которой является человек;

- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Земля, которую наши предки защищали от врагов.

- Родина – это наш край, город, село.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это место, где стоит, наша школа. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

- Найдите в учебнике происхождение слова «Родина».

Подберите однокоренные слова к слову «Родина» слайд 3

– Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?

– Назовите столицу России.
– Кто является главой нашего государства? Слайд 4

– Какие города России вы знаете?

- А какой город ещё родной для вас? Почему? (Найти Тулу на карте.)

Тульская область , Ефремовский район– это наша Малая Родина. У нас много достопримечательностей, которыми может гордится Россия. Слайды 5-8


 

В состав нашего государства  входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. Население России составляет около 143 миллионов человек. Россия – многонациональное государство, его населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.  Слайды 9- 11

Послушайте стихи об этом.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране  русскими или россиянами? Почему?


 

– Прочитайте и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится. С.6. учебника.

Наша страна – самая большая в мире. « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля» слайды 12-14

Россия прославилась своими великими людьми: художниками, поэтами, писателями, композиторами, полководцами, патриотами своей страны. Слайды 15-18

Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова? Чтение значения слов в учебнике на с.10

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов. Слайд 19

- Все ли из перечисленных людей русские?

Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.


 

Формулируют ответы. Высказывание  мнений


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа  с текстом учебника. Поиск информации. Находят информацию в тексте.

Подбирают однокоренные слова.


 

Работа с картой


 


 


 


 


 

Работа с картой


 


 


 


 

Формулируют ответы.


 



 


 


 


 


 


 

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение
Русский дом

А. Усачёв

Лиза - Россия подобна огромной квартире.
Четыре окна в ней и двери четыре:
На север, на запад, на юг, на восток.
Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире
Полы на Таймыре и в Анадыре.
И солнце горит в миллиард киловатт,
Поскольку местами наш дом темноват.

Алина- И, как и положено каждой квартире,
Имеется в ней Кладовая Сибири:
Хранится там ягод различных запас,
И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой - Курильской грядою –
Находятся краны с горячей водою,
У сопки Ключевской клокочут ключи
(Пойди и горячую воду включи!)

Кирилл- Еще есть в квартире три классные ванны:
Северный, Тихий и Атлантический океаны.
И мощная печка системы «Кузбасс»,
Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием «Арктика»,
Прекрасно работает в нем автоматика.
И справа от древних кремлевских часов
Идут еще семь часовых поясов.

Диана- Все есть в Русском доме для жизни удобной,
Но нету порядка в квартире огромной:
Тут вспыхнет пожар, там труба потекла.
То громко соседи стучат из угла.

То стены трещат, то посыпалась краска,
Лет двести назад отвалилась Аляска,
Поехала крыша, пропал горизонт...
Опять перестройка и снова ремонт.

Настя- Что строят, строители сами не знают:
Сначала построят, а после сломают.
Всем хочется - сразу построили чтоб
Избу-Чум-Ярангу-Дворец-Небоскреб!

Мы все в нашем доме соседи и жители:
Простые жильцы, управдомы, строители.
И что мы построим теперь на Руси?..
Об этом ты папу и маму спроси!


 

Поиск ответа на проблемный вопрос. Рассуждение. Формулируют ответы.


 


 

Работа  с текстом учебника. Поиск информации на с.6-7.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа  с текстом учебника. Поиск информации на с.6-7.


 

Личностные умения: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные умения: воспринимать новую тему, перерабатывать и преобразовывать полученную информацию.

Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

Личностные умения: расширение кругозора, словарного запаса.

Регулятивные умения: работать по плану (заданию), давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Предметные умения: работать с разными источниками получения информации.

Коммуникативные умения: сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результатСамостоятельно определять важность или  необходимость выполнения заданий в учебном  процессе

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Физминутка

Предлагает муз.минутку

Дети выполняют движения под музыку

Регулятивные: контроль, коррекция.

Диагностика качества освоения темы.

Цель: Установить степень усвоения темы.

Работа в группах.

Работа с пословицами. Работа в парах.

Самостоятельная творческая работа учащихся.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Итог урока.

Домашнее задание.

Устанавливает осознанность восприятия.

-Что нового вы узнаете из текста?

Отмечайте новую информацию.

Даёт задания, направленные на выяснение смысла слов, словосочетаний, выражений.

Объясните смысл пословицы. с.10,зад. 3 (учебник)

Прочитайте и объясните, как произошли названия Русь, русские.

Закончите фразу «Моя национальность -….»

Игра «Собери пословицу»

Слайд 20

Продолжи фразу
Моя Родина – это …
Когда вырасту, я хочу …
Я не хочу, чтобы моя Родина …
Я благодарен своей Родине, за то что …

Россиянами называют…

Мне больше всего… слайд 21

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Объясните значения однокоренных слов. с.10, зад.1.(учебник);

с.10, зад.2, слайд 22


 

Работа  с текстом учебника Поиск информации.(с. 6-10.)

Осмысливают прочитанные задания.

Делятся на группы.

Осуществляют работу в группах.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание:  учащиеся работают  с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны. Находят информацию в тексте.

Выясняют значение фраз, выражений и объясняют их.

Работа с текстом учебника на с.11 учебника

Формулируют ответы.

Формулируют ответы.

Дети работают в парах.

Делают выводы.

Формулируют ответы.

Делают выводы.

Формулируют ответы.

 

Познавательные: смысловое чтение, поиск информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск информации; анализ, синтез. Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли,.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания,выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение договариваться, умение работать в группе.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: рефлексия.

             

Ресурсы:
1.    Толковый  словарь С.И. Ожегова.
2.Учебник М.Т.Студеникин.основы светской этики.М. «Русское слово» .2014 г.

3. Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики». М.Т. Студеникин «Основы светской этики М.: «Русское слово», 2011


Интернет-ресурсы:
 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298880/img14.jpg - писатели

https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298880/img15.jpg -композиторы

http://obshinakryliaduha.ru/_fr/4/4402148.jpg полководцы

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/09c8/0002a1d7-3de610d5/img10.jpg учёные

http://bigslide.ru/images/8/7598/831/img2.jpg родина особенно звучит..

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0746/0006d18d-708ac395/img0.jpg-россия- родина моя

http://bigslide.ru/images/39/38739/831/img32.jpg -один рыбак с рождения..

http://uslide.ru/images/25/31951/960/img10.jpg- флаг России

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a14/0000a653-2ecce141/img6.jpg- широка страна...

https://arhivurokov.ru/multiurok/d/6/4/d649621b4d62690d36fbc2ac4d9b273b87ca5756/img2.jpg- уральские горы камчатка

http://kirmayak.ru/wp-content/uploads/2015/04/nebo1331.jpg многонацон

http://fs3.ppt4web.ru/images/161248/207023/640/img9.jpg- наша родина россия много

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0926/000302dd-18477066/img4.jpg россия многонац

http://5klass.net/datas/okruzhajuschij-mir/Prirodnye-zony-Rossii-4-klass/0005-005-Prirodnye-zony-Rossii.jpg - пртрдные зоны россии

http://mypresentation.ru/documents/35780fd8d697e4c0c4368297c272666a/img4.jpg- родина слово большое..

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0723/00075a22-11726dd3/img2.jpg патриотизм

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0083/0001fc52-7e5aa5e2/img9.jpg - собери пословицу

http://cbs-efremov.tls.muzkult.ru/efr.krai/

https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/57/57036/img2.jpg

https://www.metod-kopilka.ru/urok-po-kursu-orkise-na-temu-...dinaklass-67736.html

https://m.nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/201...kt-uroka-moya-rodina

https://oknakrizis.ru/dlya-shkolnika/nachalnaya-shkola/uro...miru-po-teme-rodina/

https://www.metod-kopilka.ru/urok-po-kursu-orkise-na-temu-...dinaklass-67736.html

https://m.nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/librar


урок по теме ОРКСЭ "Россия-Родина моя"
PPTX / 3.34 Мб
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.