Конспект урока русского языка «Безударные гласные в корне слова» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (9 класс)

20
10
Материал опубликован 29 December 2023 в группе

Конспект урока русского языка 

«Безударная гласная в корне слова»

Дата проведения: 13.12.2023

Учитель: Язенина О.А.

Предмет: Русский язык

Класс: 9 (УО)

Обучающаяся: Дарья Б.

Урок №: 73

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: организация деятельности для закрепления знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи урока: 

Образовательная: уточнить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, закрепить умение использовать разные способы проверки безударных гласных в корне слова, отработать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова. 

Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение делать выводы, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, мотивировать стремление учиться, создать предновогоднее настроение.

Планируемые результаты:

Предметные: применение разных способов проверки безударных гласных в корне слова, отработка навыков грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова.

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке.

Базовые учебные действия:

Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя;  оценивание правильности выполнения действия на уроке с помощью учителя;  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок. 

Познавательные: выполнять задания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках, применять имеющиеся знания по теме в новых видах работы.

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и  объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.

 

Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь, презентация, видео “Физкультминутка "Снежинка" (Презентация для видео), колесо желаний.      

 

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающейся

Формируемые базовые учебные действия (БУД)

1. Организаци-

онный момент

(0,5 мин.)

Приветствует обучающуюся и её бабушку, настраивает на урок.

 

- Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Очень рада вас видеть! 

 

Приветствует учителя.


 

Р: формирование навыка самоорганизации.

К: формирование умения слушать и слышать, приветствовать.

Л: выражение положительного отношения к учителю, к началу урока.

2. Мотивация учебной деятельности

(0,5 мин.)

Настраивает обучающуюся на учебную деятельность.

 

- Какой праздник ждёт всех нас в конце декабря? (Новый год)

- Это самый любимый праздник всех взрослых и детей. А также это самый волшебный праздник. А что является символом Нового года? (Ёлочка)

- Сегодня мы с тобой из простой лесной ёлочки сделаем настоящую новогоднюю красавицу. 

1oKV1kOxDyxUomeSWKePPipapc37pXuZcWzSfV_eQnGPvwzeKuAaTa-T2JBxoU_LyhC0gfspN_UOeiLqTyuqHUj62nipnfzQgnVN9SKJKhLlC_33bOsRytVlEesjvyo7mNAjbXyLrMZcBOfo-646aNg

- Как ты думаешь, что для этого надо будет делать на уроке? (Выполнять задания)

 

Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему, цель и задачи урока, планирует работу на уроке.

Р: нацеливание на успешную деятельность.

К: формирование умения слушать и слышать.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое.

3. Постанов-

ка цели и задач. Планирование деятельности на уроке  

(4 мин.)

Создаёт условия для формулирования обучающейся темы, цели и задач урока и определения плана действий на уроке.

 

3leaBa_4_oDgTcBCoio18e2inP4Sgv9CtvhKAbvCPAFULLRGH8onbLVUvk75j_wnDhJ7E3ub1jr9WhzpeXE5EKgjMwSvX-0UrFiajmtaOIX23LIJDDYZ_6g8f11g8zb_C72ecCRiIXPtgBTssm-auTY

- Перед тобой первый шар. Если ты выполнишь задание, этот шарик окажется на ёлочке. Итак, слушай внимательно. Максим написал своему другу Денису записку:

qxTmwMhSFrSufLHACgTz1YyspXAr43T05QZpdBpgqTmpetmQw4R15nZ0sxKn-WokJsVtKrlfSnpOkhxRNNLJC26uGsZBXN2iRTPWkRYNdfkUO6bOX4-S4TQa4fBnw57Cjq0top211Nsa-cjc5_EmTl4

Денис записку прочитал и пообещал прийти. После уроков на поле собрались ребята.

- Мяч будет, - сказал товарищам Максим. – Денис принесёт. 

Пришёл Денис, но в руках у него вместо мяча был меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол.

QCyJHefU2SNskCBR9AhvtGzXPcPH5GHSJM-tu1-uSmqTaVNZgMwllUUTfQt5Jv9PMuf9vXxjZwqd-E8PtB112UnAQRnVNRdKWuW9ZQMR7ZuvCWL4OPhmQX_TeKzecYR6dG7uzC-K-dWeqPEGKYw8uys           0mWFm0kz9JbSLOW3WRhTFIv5dHRWckqaVpIV-ouNTmLpzWhoGGTfqAFEkHT2WEeYjdlrL97e9qQovom39OjwLMjXFDapV6TNUcjBwxMIQgJOyf6uD6Bw0edLVqUKvy5EVoIOIEWFcCwv2-utFmLT6FI

- Почему так получилось? (Максим не правильно написал слово “мяч”)

- Какое правило не знал Максим? (Максим не знал правила проверки безударной гласной)

- Какова же тема сегодняшнего урока? (Безударные гласные в корне слова)

- Попробуй сформулировать цель урока. (Вспомнить и применить разные способы проверки безударных гласных в корнях слов)

- Как мы построим работу на уроке? Что сделаем сначала, что потом, а что в конце урока?

  • Выполним задания. (2)

  • Подведём итоги урока. (3)

  • Вспомним правила проверки безударных гласных в корне слова. (1)

- Ну что ж, первое задание выполнено. На нашей ёлочке первая игрушка.

pPYkHezOma9kAf8c-3kgLkUGER5WBrdHWployOj7jTfWnSQfXqNs5NJmXLFbQ6RAqcCVkhucNpwS9Lq7-CcF1xx1fxXAkE0kz2HY7zUVtyJbN1BvOVaFkZXeegIUsB7p2wWIUgVAFy4X5-F-k3MDUQk

 

Р: постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, составление последовательности действий.

П: постановка и решение проблемы.

К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

4. Актуализация знаний (3 мин.)

Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания.

 

-FJCs-Rvfi7_1ZwUHtoqKG-czfReu-kuFDx3VN2y78jwR0VLs_48deETrItQnXErrS1CrKCzJ9vlM_uEoZV73_4R11oGIwfxhjmX-BYmyKpboESBVpfj3MuHAd4ZauuWC1K2Ia49BS6Q6gN_lvNULwI

- На очереди вторая игрушка. 

Начнём работу с повторения,

Ведь повторенье - мать учения.

- Посмотри, кто к нам пришёл.

 jLnWpTsQnNNiI8HUNUjErnrrjDJ1Rrid_sA9_L5Wmb2hsdFdDT-SSa5G_xNcB18hCe02IO1rsDxvbwBkq3eDhidRXREJUteWUpVCPrn8T7yyDDvUZhUAzaPS-1z3W8Rjf5m-TVckhoiTmvTHcqf9RoA

- Кто это? (Волшебник Наоборот)

- Как же он поможет нам на уроке? (Он поможет правильно писать безударные гласные в словах)

- Почему его зовут Наоборот? (Если он видит один предмет, он превращает его в много предметов; если видит много предметов, превращает их в один)

- Волшебник Наоборот, если видит один предмет, превращает его во много предметов. (Трава - травы) 

RyCvU9cTvcy66Ou2lKX8XoPVjEFRLWEvJTWpWGCjRD_zzxBcUKphHx6XxfWetLl9iXkqkmpmNw22kngk0QnlGVzkhZS_D9aRaUSWvkwg9bBgE-6IYcKSlJe-iFVxdqyrAgKQZo9Gw8njhVpmc-YokIU               RyCvU9cTvcy66Ou2lKX8XoPVjEFRLWEvJTWpWGCjRD_zzxBcUKphHx6XxfWetLl9iXkqkmpmNw22kngk0QnlGVzkhZS_D9aRaUSWvkwg9bBgE-6IYcKSlJe-iFVxdqyrAgKQZo9Gw8njhVpmc-YokIURyCvU9cTvcy66Ou2lKX8XoPVjEFRLWEvJTWpWGCjRD_zzxBcUKphHx6XxfWetLl9iXkqkmpmNw22kngk0QnlGVzkhZS_D9aRaUSWvkwg9bBgE-6IYcKSlJe-iFVxdqyrAgKQZo9Gw8njhVpmc-YokIU                                                    

- И, наоборот, если видит много предметов, превращает их в один предмет. (Мячи - мяч)

d5dZRc9Zr2Ua6SgcwdwYnWBiXR77RY7Ju7iU3iYyl2JiSVPnI6uXJpLHgxlg2CZW1-Nl6B7d8-9KBYIkRWfU9MwYrazHS-9WPQ8BOph6IWunoEXBWBVqiVdaJ1hu4HAOu9RqTcfvz-eTIBTZafngLaUd5dZRc9Zr2Ua6SgcwdwYnWBiXR77RY7Ju7iU3iYyl2JiSVPnI6uXJpLHgxlg2CZW1-Nl6B7d8-9KBYIkRWfU9MwYrazHS-9WPQ8BOph6IWunoEXBWBVqiVdaJ1hu4HAOu9RqTcfvz-eTIBTZafngLaU         d5dZRc9Zr2Ua6SgcwdwYnWBiXR77RY7Ju7iU3iYyl2JiSVPnI6uXJpLHgxlg2CZW1-Nl6B7d8-9KBYIkRWfU9MwYrazHS-9WPQ8BOph6IWunoEXBWBVqiVdaJ1hu4HAOu9RqTcfvz-eTIBTZafngLaU  





 

Выполняет задание, строит высказывания с опорой на имеющиеся по теме знания.

Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний.

П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; обобщение и классификация по признакам, проявление желания узнать больше.

К: умение слушать и говорить, строить полные предложения, ясно выражать свои мысли.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания. 

5. Закрепление знаний (5 мин.)

Проверяет уровень понимания материала.

 

- Хорошо, давай проверим действие волшебника Наоборот на практике. Посмотри на таблицу. Предположи, какое задание тебе надо будет выполнить. 

Проверяемое слово

Проверочное слово

                ГР__ЧИ

 

                Р__КА

 

                ЗМ__Я

 

                В__ДА

 

- Напиши проверочные слова, используя это правило правило. 

- Ты справилась ещё с одним заданием. Давай посмотрим на ёлочку.

_vdhF0xOTqBSnN4FxDIrUufOjbkU0rW_sp3-pbCcaPFAPmJtPk2oWjvgI-OGaDj79NOEU7ee23XckifdXIC5KKN-fKUqylqaeKo8d5WPawTjc9EN4kBfUF18Bv4gr5eCzFOe2iUzxwDCQa2NPE-3Lhc

 

Отвечает на вопросы, выполняет задание, строит высказывания с опорой на имеющиеся по теме знания.

Р: развитие умения 

высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний.

П: выдвижение гипотез,

обобщение и классификация по признакам.

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания. 

6. Физкультми-

нутка  (1 мин.)

Предлагает отдохнуть.

 

- Ты, наверное, устала…

   Ну тогда мы отдохнём.

   Гимнастику для глазок 

   С тобой мы проведём. 

Видео Физкультминутка "Снежинка"



 

Выполняет движения глазами.

 

7. Продолжение работы над закреплением знаний

(9 мин.)


 

Проверяет уровень закрепления материала.

 

C18pLryZSbJORqoYuNqRLSYJvPWSKK9ZFmwzz2iU_TcYUQiM0uHcmOIGhopw0axuDnHkmRm2g8x5rQmklxJ8Oe6N9i0RUOA4OalMkxTD1dk-IywSGWlLdcDi0zJ6IL_mDDJ83XQeET_y_wHnHxaMqVQ

- Продолжим работу. Ты убедилась, что волшебник Наоборот очень хорошо помогает. Но он рассказывал и другие способы проверки безударных гласных. Какие? (Подобрать уменьшительно-ласкательное слово или подставить слово “нет”)

- Выдели синим цветом проверочные слова из правого столбика.

К__ТЫ

КОТ

КОТИКИ

НЕТ КОТИКА

ЗВ__ЗДА

ЗВЁЗДЫ

ЗЗВЁЗДОЧКИ

НЕТ ЗВЕЗДЫ

К__ЗА

КОЗЫ

КОЗОЧКА

НЕТ КОЗЫ

 

- Очередное задание выполнено, значит, на ёлочке появился красный шарик.

qzThqL52BnDOlk_qqQvMj0q6r5xc67-NRgipJKc_AEObXuSNDm-DZauz-0Is0NGaaQWNucQ-WfBVNw2qPJE6bmMfAhrYWm7ppS1c5qgeIAuHa_xPuAtb5R1o0jCuFVAGGxzPa9Tj0-6DP8LMWcEywd8

ZsinCyQVccIMFrWnkwBXntcXy8HHtetH8vzIdREg02WCMvRr0Sfm201lwt-iTVYGjgte9n4WoLJe-ogiVESR8tkumpwpf4t_GoF8rbIhq9MsnxOaPV5YV8YHr9nXZ7kRg9YLR5Q30EwzB-kYymvIyjoЗадание повышенной сложности.

- Проверь, правильно ли подобраны проверочные слова. Выдели правильные варианты.

Ч__СЫ – ЧАСИКИ

ГР__БНИК – ГРЕБЛЯ

В__ДА - ВОДИТ

- Задание выполнено. Давай глянем на ёлочку.

frEnkK81jwAI7AC0bGOHV9TfrSM0bMKOgnyY2G0AUiNpl5xdXr7Ewjw0SqtYGEpIGO_MzBW9N7zv94uIrV1N6wfXFclWLMZptLwOYPGXbIIdqTmYoJA3QMMYv_9hnfeymYxfUYBImjSD0r1LJ2j2mFs

- Ты справилась со всеми заданиями. Поэтому на нашей ёлочке висят все шарики, связанные с заданиями. Но урок у нас с тобой волшебный, значит, ёлочка должна стать по-настоящему нарядной и по-новогоднему красивой. Фокус - покус - телепокус:

IrIIRleIWvDoOoi3X4qwnyHE3OxYIjLQx8qtf9pjLkC6xAweqAPh6oTd4KKxBSvYpI95dIdpDymjgJ8zAAbChuNhbpwdkQHKeLXd67c1KU_0ekF_AvXY7ZSwo7ZmMUK7Y2G7nrjDhlW2ij4AKRssJhs

- Чтобы увидеть ёлочку во всей красе, наведи на неё курсор, щёлкни по ней, а потом нажми на картинку, которая появилась внизу (картинка). 

- Теперь нажми на крестик, чтобы картинка исчезла.

- Ну вот, ты уже почти готова к Новому году. Ведь один из главных символов Нового года - ёлочка - у тебя уже есть.








 

Слушает учителя, выполняет задание, отвечает на вопросы,

строит высказывания с опорой на полученные по теме знания.

















 

Выполняет задание, отвечает на вопросы,

строит высказывания с опорой на полученные по теме знания.



 

Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний.

П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез,

обобщение и классификация по признакам.

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений

Л: выражение положительного отношения к процессу познания. 

8. Подведение итогов урока, оценка работы 

(7 мин.)

Создаёт условия для подведения итогов урока и оценивания работы.

 

- Нам осталось подвести итог урока. Как называются гласные, которые мы сегодня проверяли? (Безударные)

- Как мы их проверяли? (Подбирали проверочные слова)

- Кто помог нам в этом? (Волшебник Наоборот)

- Какими правилами ты пользовалась на уроке? (Меняла форму слова: один - много, подбирала уменьшительно-ласкательную форму и подставляла слово “нет”)

- Получился ли урок, каким мы его задумали? Выполнили ли мы цель урока? (Да)

- Мы, действительно, вспомнили правила, которые помогают правильно писать безударные гласные, применили эти правила при написании слов. А зачем мы всё это изучаем на уроке? (Для того, чтобы грамотно писать)

- Оцени свою работу на уроке. Для этого выбери ту ступеньку, на которую надо поставить ёлочку. Если ты в большинстве случаев правильно применяешь все способы проверки безударных гласных в корне, ёлочка должна оказаться наверху - то есть на жёлтой ступеньке. Если ты поняла, как применять разные способы проверки, но иногда делаешь ошибки, то разместим ёлочку на розовой ступеньке. Если ты не совсем поняла, как применять изученные способы проверки безударных гласных в корнях слов, и поэтому допускаешь много ошибок, значит, ёлочку поставим на зелёную ступеньку. А Итак, твоё решение.

IrIIRleIWvDoOoi3X4qwnyHE3OxYIjLQx8qtf9pjLkC6xAweqAPh6oTd4KKxBSvYpI95dIdpDymjgJ8zAAbChuNhbpwdkQHKeLXd67c1KU_0ekF_AvXY7ZSwo7ZmMUK7Y2G7nrjDhlW2ij4AKRssJhs  LR2vjNj8aHWNeDHw5s8AAkFQRbelKIMfKyQkgx3ty1ep22YFLQztiLsa0LxdttZfcjQcAgVOycZU7lFm0VJZJu49PAKjSXRAhvrPoCeG_Y_dwE2-vLTPkUFhOwmPWkzqnrPgiR9u5PhfUoP_7FXL04Q

TRescZpI7-BGy4x9mdVok5YfFbwtEPqB4D2zSrto5FU8xwdmNJKZja9We0xXWIzDo4cEpNzc30KtaW0Sk_TcRF84MO-htuLxnVng6VPgbTe8A9Xjx-JstxhMHS_wZrQkgNNnWGFr5PuggqXRQZRLj8g40mplZNlcBARYbGWXmeusSFCXS5_67ue2dNAjpRGbaXU_dkwRsJucMvhfCZrKaHY5W-ucQWngczgEBpPPy_kgbe89PLWJA0pclk4rUXz-9pkIK8_MTynvYViix4gPLOg24uE-FTvysH3vzgvw0LQ8lUF7Pio_sjn8qK5fCisD8o0HDiHmAeubWDa8tb2KvZ1GDueYk1oiCmH6MaQw002IQFVsC5GFP-7OESYyvr3Jpi0cRKw6DD3uwzjwSlU6Whpl7UT8LVIyhARni6oX12PZLa3alZR2tOXHWz1z6srec6ud8

- Ты сегодня проделала большую работу, выполнила все задания, нарядила ёлочку и заслужила исполнения желания. Я говорила, что урок у нас волшебный, поэтому сейчас ты выберешь одно желание, которое и исполнится.

Колесо желаний

- Я рада, что одно из твоих желаний скоро исполнится. Но и про остальные желания мы с тобой не забудем. И я постараюсь их исполнить в ближайшем будущем. А сегодняшний волшебный урок закончен. До встречи на следующем уроке!

 

Отвечает на вопросы, 

соотносит поставленные учебные задачи и результат урока,

оценивает свою работу на уроке.



 

Р: выделение и осознание того, что усвоено за урок.

П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

К: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем, проявлять активность в деятельности.

Л: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степени самостоятельности.


 

 13.12.2023                                                                            S_N1ZlKWCj8ZxF0NJc7HIYbjXqheNTVRfa0T79NEJSzrP4A1nOyxKbFHQZtruw-mKBSz_yF2td1xOWzu0pzLY56IWcsrVHs_-B1ReewMp5NjNaUIMm9dHbCiBYOwgitAUqXfFPrGjf4PZprS2W1Tys4 Язенина О.А.     

Комментарии

Какая прелесть! Великолепный урок по содержанию и оформлению! Столько всего интересного и полезного в одном ресурсе! Очень понравилась идея с ёлочкой и колесом желания! Вы, Ольга Анатольевна, настоящая волшебница, которая дарит исполнение желаний в Новый год всем прилежным и старательным деткам! С наступающим Новым годом! Пусть исполнятся все Ваши заветные желания!

30 December 2023

Полностью согласна!

30 December 2023

Спасибо большое, Елена Владимировна, за содержательный и позитивный отзыв! ОЧень приятно читать такие окрыляющие слова! Пусть в новом году каждый день сопровождается радостными новостями, приятными событиями! Счастья, здоровья, побед!

30 December 2023

Ольга Анатольевна! С наступающими праздниками! Отличный ресурс! Актуальный, позитивный и содержательный!

30 December 2023

Наталья Фёдоровна, большой спасибо за поддержку, которая всегда очень важна и вдохновляет на новое творчество! От души поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Пусть этот год принесёт только приятное, позитивное, вдохновляющее! Здоровья, счастья, радости!!!

30 December 2023

Благодарю за поздравление, Ольга Анатольевна!

31 December 2023

Ольга Анатольевна, поздравляю Вас с заслуженной победой в конкурсе! Все Ваши разработки уроков замечательные по содержанию и оформлению! Так держать!

1 March

Елена Владимировна, мне очень приятно Ваше поздравление!!! Спасибо за искренние слова! Если честно, не ожидала, что, кроме меня, кто-то ещё узнает о моей победе. Большое Вам спасибо за внимание!!!

1 March

Ответ #457793 был удален 1 March 2024

С победой Вас, Ольга Анатольевна! Яркий урок!

1 March

Вера Сергеевна, большое Вам спасибо за поздравление и за высокую оценку моего урока!

22 March

Похожие публикации