12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Леонидовна679
Шамрай Лариса Леонидовна учитель начальных классов Казахстан Алматинская обл, Карасайский район КГУ " Средняя школа-гимназия с.Алмалыбак с ДМЦ"
Карасайский район с.Алмалыбак

Урок русского языка 5 класс

Тема: Самостоятельные и служебные части речи

Цель: обобщение  знаний  о    самостоятельных и служебных частях речи,

Задачи:

-отработать умения различать части речи по вопросам и значению

-знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.  

-развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать,  делать выводы, память, внимание, связную речь

-воспитывать умение работать в коллективе, уважение к языку и предмету.

Оборудование: проектор, экран, компьютеры, карточки с заданием

1.Орг момент

2. Актуализация знаний

Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома- то, из чего мы будем строить. А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ?

Выполнив задание, вы сможете правильно и точно ответить на этот вопрос.

Работа в парах:

Задание: Прочитайте загадки, запишите отгадки.

1. Кто и что вокруг растет,
     Что лежит и кто живет:
     Имя удивительное!
     Это...?

 

2. Вам подробно все расскажут.
     Чей, какой тебе покажут.
     С существительным всегда,
     Словно не разлей вода.

 

3.  Быстро предметы оно сосчитает,
       Строгий порядок при счёте их знает.
       На два вопроса ответит вам только,
       Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
       Как его звать, кто скорей догадается?

 

4. Применяем все мы это
      Вместо имени предмета,
      Нам на всё оно укажет,
      Но имён ничьих не скажет.
      Часто очень применяется,
      Без него, как ни крутись,
      В речи нам не обойтись

 

5. Он предметы оживляет,
     Всех их в дело вовлекает,
     ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
     Строго сам за тем следит.
     Он три времени имеет
     И спрягаться он умеет.
     Детям строят много школ,
     Чтоб все знали про…

 

6. Признаки действий оно означает,
    Всем любопытным оно отвечает
    КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
    ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
   Очень не любит оно изменяться,
   Род не имеет, не хочет склоняться.
   Как его имя, скорее ответь!

 

7. НА дороге пёс сидит,
       ЗА дорогой столб стоит.
       ДО дороги добегу,
       ПОД дорогой пробегу.
       Там подземный переход.
       Нам В рассказе О дороге
       Очень помогли…

 

8. Объединять и связывать стараюсь
       Я равных и неравных в нужный час.
       Порою я совсем не повторяюсь,
       Порою повторяюсь много раз.


 

9. Могу оттенки придавать значеньям,
       Могу усилить их без напряженья.
       Могу помочь я форм образованью,
       Когда Глагол на службу призовёт,
       Могу вообще подвергнуть отрицанью
      Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Разделите полученные слова на группы, по какому-либо признаку.
 

Формулирование темы и цели урока. (Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока.)

Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотели бы ещё узнать или чему хотите научиться. Заполните 1 и 3 столбик таблицы. Заслушиваются ответы учащихся.

знал

узнал

хочу узнать

     
     
     

 

Проверка и оценивание работы.

3 Работа по теме урока

- Давайте по признакам попробуем определить, какие части речи являются самостоятельными, а какие служебными.

Работа в группах:

Задание: заполнить таблицу, ориентируясь на признаки частей речи.

Карточка № 1

1.Называет предмет (действие, признаки, число)

2.Помогает соединяться словам в сложное предложение или простым предложениям в сложное

3.Добавляет разные оттенки к значениям слов и предложений

4.К слову можно задать вопрос

5. К слову нельзя задать вопрос

6.Слово является членом предложения

7.Слово не может быть членом предложения

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

 

 

 

 

   
   
   

- Проверка.

- Почему одни части речи называются самостоятельными, а другие – служебными?

Задание для класса:

Определить роль самостоятельных и служебных частей речи. Распределить слова по частям речи из следующего высказывания:

«Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь » — к доске один ученик, работает с интерактивной доской.

 Мы уже говорили, что самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку. При исключении их из предложения смысл теряется.

А что произойдет при исключении из предложения служебных частей?

Возьмите карточку № 2

Восстановите текст

голубыми небесами  

Великолепными коврами,  

Блестя  ….      солнце, снег  лежит;

Прозрачный  лес  один  чернеет,  

ель сквозь  иней  зеленеет,  

речка      льдом, блестит.

С  помощью,   каких    слов    можно  восстановить     стихотворение? Какова роль служебных частей речи?

4.Закрепление.

А) Самостоятельная работа: обозначь самостоятельные и служебные части речи.

Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и глине; дождевые капли не проникали до его корня, но цветок жил. Он поднимал листья против холодного ветра, и ветер утихал возле него. Ветер приносил с собой пылинки с черной тучной земли, и в них находилась полезная для цветка пища.

Б)

1 вариант работа на компьютерах (Проверочный тест)

2 вариант работает по карточкам

Карточка №3

Назовите самостоятельные части речи. Запишите их названия и рядом 3 примера.

Назовите служебные части речи. Запишите их названия и рядом 3 примера.

Ниже даны слова, относящиеся к четырём частям речи. Определите части речи. Запишите слова в таблицу.

Радостно, здесь, ширина, синева, висеть, висячий, льняной, имеет, вперёд, беготня, был, заботливый, ходьба, пятёрка, наверху, расширяется.

       
       
       
       

На какие вопросы отвечают наречия? Приведите 3 примера.

Образуйте глаголы от слов крик, светлый, охотник.

5. Итог урока

Вернемся к нашей таблице и заполним 2 столбик
 

знал

узнал

хочу узнать

     
     
     

Учащиеся зачитывают свои ответы.

6 Домашнее задание: придумать сказку : «Почему дружат части речи»

Список использованной литературы:

1.Веселая грамматика. В. Волина Знание.М.1995г

2.Занимательный русский язык Г.Александрова Тригон. С-П.1998 г

3.Ин­тер­нет-пор­тал School-collection.edu.ru (Ис­точ­ник).

4.Ин­тер­нет-пор­тал Oldskola1.narod.ru (Ис­точ­ник).

5.Интернет-портал testedu.ru (источник)

Примечание: Тексты использованных в конспекте стихотворений и тестовых заданий размещены на сайте http://www.festival.mggu-sh.ru/works/item/780 /

Опубликовано


Комментарии (1)

Екатерина, 10.02.16 в 14:45 0Ответить Пожаловаться
не увидела использования современных технологий на уроке
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.