Урок русского языка «Служебные части речи. Союзы»
Служебные части речи. Союзы.
Цел урока: систематизирование знания о служебных частях речи, союзах.
Задачи урока:
Развивающие:
- развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
- развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
- формировать лингвистическую и языковую компетенцию;
- развивать общую культуру, кругозор обучающихся.
Воспитательные: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ход урока
Орг.момент.
Слово учителя: Здравствуйте. Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это ?
- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи. Союзы».
1. Повторение ранее изученного материала. Фронтальный опрос.
1.Назовите служебные части речи, вами изученные.Почему они так называются?
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
-Какова их (служебные части речи) роль в предложении?
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
– Составим схему: «Служебные части речи».
· Не имеют лексического и грамматического значения
· Не изменяются
· Не употребляются без самостоятельных частей речи
· Не являются членами предложения
2.Какую часть речи мы называем союзом?Для ответа на этот вопрос давайте с вами решим одну лингвистическую задачу.
- Почему ответы на вопрос: «Что такое союз?» могут быть разными.
(Это слово имеет несколько значений) увидим две словарные статьи по слову СОЮЗ. Посмотрите, оба слова пишутся и произносятся одинаково. Но имеют разные лексические значения. Как называются такие слова? Это слова –омонимы. Первый союз имеет несколько лексических значений, это многозначное слово. А второе слово союз- это грамматический термин.
-Как вы думаете, какое определение союза может интересовать нас на уроке русского языка, если мы повторяем морфологию?
-Союз как служебная часть речи.
Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова:
Союз-
1.Тесное единение, связь отдельных лиц, групп.
2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей
3. Государственное объединение.
4.Общественное объединение, организация.
Или
Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
· Учитель: Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А.С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.
· Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
· – Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)
· – Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
· – А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
· – Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
· (Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).
· – Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
2. Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
(Л.Н.Толстой)
Образец: если, и, или, или; и, или, или, и, и, и; чтобы.
Учитель: - Давайте вспомним разряды союзов.
3. Правописание союзов.Учитель: давайте с Вами вспомним правописание союзов и расстановку знаков препинания. Просмотр видео. Зафиксируйте правило в тетрадь.
-А теперь потренируемся. Попробуем полученные знания закрепить на практике.
Выполним тест. Тест обучающиеся выполняют на компьютере (в разделе Орфография найдите Правописание предлогов, союзов, частиц, 11-16 Правописание союзов). Остальные обучающиеся выполняют задание по карточкам и у доски.
Индивидуальная работа. Несколько обучающихся работают у доски.
Карточка №1
– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении. Расставьте знаки препинания.
1. Поднимается солнце и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к рекено там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №1 (образец)
1. Поднимается солнце, и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
1. Поднимается солнце, и (сочинительный, соединительный) разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и (сочинительный, соединительный) редеть. Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже (сочинительный, соединительный) сливаются капли. 2. Все те же берега, поля и (сочинительный, соединительный) холмы, то же прекрасное небо. 3. Учиться и (сочинительный, соединительный) жить есть одно и (сочинительный, соединительный) то же.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Взаимопроверка карточек №1и №2
Карточки
Задание: А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
|
|
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Проверка и оценка выполнения заданий
Физминутка
Учитель: А теперь прошу обратить внимание на комплекс для улучшения мозгового кровообращения и выполнить их:
1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4–6 раз.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.
Повторить 6–8 раз в медленном темпе.
Спасибо. Продолжим урок.
4.Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
Шарады
Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.
Пример:
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ: «Кар-тина».)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы…
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
(Пирог)
Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек.
(Кот)
Первое на карте
Водой окружено,
Второе в азбуке читаем
И третьим шар в игре толкаем,
А в целом драматурга знаем. (Остров-с-кий)
Союз и два предлога - первый слог,
Вторая часть — нечетное число.
Местоимение — конец шарады.
Ответ в Европе поискать вам надо. (А-в-с-три-я)
Первые два слога - ноты,
Третий - противительный союз,
А вместе - настольная игра.(До-ми-но)
Раз – союз и два союз.
Заключили мы союз.
К нам пришел еще предлог,
Получился порошок
Если этот порошок молочком разбавим
Удовольствие большое всем друзьям доставим. (Какао)
Начало слова — лес,
Конец — стихотворение,
А целое — растет, хотя и не растение.(Бор-ода)
Мой первый слог —
Союз известный и предлог.
Ищи другие в огороде,
А целое — в стрелковом взводе.(А-в-томат)
Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог — союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь.(Сук-но)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (Затор)
5. Закрепительные упражнения.
1) Графический диктант с взаимопроверкой
Учащиеся составляют только схемы предложений (схемы для проверки на доске, взаимоконтроль).
- Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
- Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
- Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
- Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
- Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
2) Учитель: следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
1. [ ], а [ ]
2. [ ], (потому что)
3. [ = и = ]
Задание выполняется в рабочих в тетрадях.
Подведение итогов
1) Учитель: Какую часть речи мы называем союзом?
(Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных?
(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)
– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?
(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).
– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?
(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)
Рефлексия
Продолжите высказывания по уроку
- я выполнял задания…
- у меня получилось …
- я понял, что теперь могу…
- я научился…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Учитель:Научились ли мы отличать предлоги от союзов, запомнили ли мы правописание союзов?
Домашняя работа: сочинить сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Для слабых обучающихся. Подобрать текст со служебными частями речи. Текст переписать в тетрадь. Выделить в тексте союзы.
Устинова Валентина Ивановна