Урок русского языка на тему «Служебные части речи. Союзы»
Служебные части речи. Союзы.
Цел урока: систематизирование знания о служебных частях речи, союзах.
Задачи урока:
Образовательные:
расширить знания обучающихся о служебных частях речи, союзе;
развивать умение обучающихся распознавать в текстах союзы, выделять простые и составные союзы, выявлять их функцию;
формировать языковые компетенции обучающихся;
закрепить навыки правописания.
Развивающие:
развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
формировать лингвистическую и языковую компетенцию;
развивать общую культуру, кругозор обучающихся.
Воспитательные: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока: открытие новых знаний, урок применения и закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал.
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умение определять союз как служебную часть речи.
Уметь узнавать союз, доказывая свое мнение, отличать от других словоформ.
Видеть строение союзов.
Знать роль союза в предложении.
|
Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.
|
Воспитание интереса к родному языку.
Расширение кругозора, логического мышления.
Осознание значимости данного умения для грамотного письма.
Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
|
Методы обучения |
Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания. |
|
Формы организации деятельности учащихся
|
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах |
|
Межпредметные связи |
Русский язык, литература
|
Ход урока
Орг.момент.
Слово учителя: Здравствуйте. Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
- Разгадайте ребус.
Запишите тему урока: «Служебные части речи. Союзы».
2. Повторение ранее изученного материала. Фронтальный опрос.
- Назовите служебные части речи, вами изученные. Почему они так называются?
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
-Какова их (служебные части речи) роль в предложении?
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
– Составим схему: «Служебные части речи».
Не имеют лексического и грамматического значения
Не изменяются
Не употребляются без самостоятельных частей речи
Не являются членами предложения
3. Какую часть речи мы называем союзом? Для ответа на этот вопрос давайте с вами решим одну лингвистическую задачу.
- Почему ответы на вопрос: «Что такое союз?» могут быть разными.
(Это слово имеет несколько значений) проанализируем две словарные статьи по слову СОЮЗ. Посмотрите, оба слова пишутся и произносятся одинаково. Но имеют разные лексические значения. Как называются такие слова? Это слова –омонимы. Первый союз имеет несколько лексических значений, это многозначное слово. А второе слово союз- это грамматический термин.
-Как вы думаете, какое определение союза может интересовать нас на уроке русского языка, если мы повторяем морфологию?
-Союз как служебная часть речи.
Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова:
Союз-
1.тесное единение, связь отдельных лиц, групп.
2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей
3. Государственное объединение.
4.Общественное объединение, организация.
Или
Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
Учитель: союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А.С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).
– Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
Слово учителя: - Давайте вспомним разряды союзов.
4. Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(В. А. Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
(Л.Н.Толстой)
Образец: если, и, или, или; и, или, или, и, и, и; чтобы.
5. Физминутка
Учитель: А теперь прошу обратить внимание на комплекс для улучшения мозгового кровообращения и выполнить их:
1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4–6 раз.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.
Повторить 6–8 раз в медленном темпе.
Спасибо. Продолжим урок.
6. Правописание союзов. Слово учителя: давайте с Вами вспомним правописание союзов. Просмотр видео. Зафиксируйте правило в тетрадь. Создание кластера (слабым обучающимся раздается кластер).
-А теперь потренируемся. Попробуем полученные знания закрепить на практике.
Несколько обучающихся работают у доски.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1 (образец)
Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже сливаются капли. 2. Все те же берега, поля и холмы, то же прекрасное небо.
7. Работа в группах
Слово учителя: выполним тест. Тест обучающиеся выполняют на компьютере (в разделе Орфография найдите Правописание предлогов, союзов, частиц, 11-16 Правописание союзов). Остальные обучающиеся выполняют задание по карточкам.
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к рекено там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и (сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Карточки для слабых обучающихся
Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.
1. Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
Образец: а- простой, сочинительный, противительный.
Но –простой, сочинительный, противительный.
Что –простой, подчинительный, изъяснительный.
Как…так и… - составной, сочинительный, соединительный.
Однако – простой, сочинительный, противительный.
Дополнительные задания
Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
А) шарады
Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.
Пример:
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ: «Кар-тина».)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы…
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
(Пирог)
Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек.
(Кот)
Первое на карте
Водой окружено,
Второе в азбуке читаем
И третьим шар в игре толкаем,
А в целом драматурга знаем. (Остров-с-кий)
Союз и два предлога - первый слог,
Вторая часть — нечетное число.
Местоимение — конец шарады.
Ответ в Европе поискать вам надо. (А-в-с-три-я)
Первые два слога - ноты,
Третий - противительный союз,
А вместе - настольная игра.(До-ми-но)
Раз – союз и два союз.
Заключили мы союз.
К нам пришел еще предлог,
Получился порошок
Если этот порошок молочком разбавим
Удовольствие большое всем друзьям доставим. (Какао)
Начало слова — лес,
Конец — стихотворение,
А целое — растет, хотя и не растение.(Бор-ода)
Мой первый слог —
Союз известный и предлог.
Ищи другие в огороде,
А целое — в стрелковом взводе.(А-в-томат)
Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог — союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь.(Сук-но)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (Затор)
Б) Разгадайте кроссворд
Кроссворд по теме «Союз»
По горизонтали:
2. К какой группе относятся союзы "или, а, и"? (Сочинительные) 4. Союзы, состоящие из двух и более слов. (Составные)7. К какому разряду союзов по значению относится союз "либо"? (Разделительный) 8. К какой группе относятся союзы "чтобы, потому что, если, как будто"? (Подчинительные) 9. Союзы, состоящие из одного слова. (Простые)
По вертикали:
1. Укажите разряд союза по значению в предложении "Щи да каша - пища наша". (Соединительный) 3. Укажите разряд союза по значению в предложении "Мал золотник, да дорог". (Противительный) 5. Какой соединительный союз можно перепутать с сочетанием местоимения и частицы?(Также) 6. Служебная часть речи, связывающая между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. (Союз)
Графический диктант с взаимопроверкой
Обучающиеся составляют только схемы предложений (схемы для проверки на слайде, взаимоконтроль).
Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
8. Подведение итогов
Слово учителя:
заполните пропуски словами.
1. В русском языке есть самостоятельные и………части речи.
2.Союз-это…
3. Союзы, состоящие из одного слова, называются…, из двух и более….
4. Союзы не являются... и не…
5. Союзы связывают……………
6. Союзы делятся на две группы:……
или
Какую часть речи мы называем союзом?
(Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных?
(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)
– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?
(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).
– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?
(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)
Рефлексия
Продолжите высказывания по уроку
я выполнял задания…
у меня получилось …
я понял, что теперь могу…
я научился…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Домашняя работа: сочинить сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Для слабых обучающихся. Подобрать текст со служебными частями речи. Текст переписать в тетрадь. Выделить в тексте союзы.
Приложение
1. В каждом столбике укажи союз:
а) то же; г) и так;
б) так что; д) также;
в) что же; е) так же;
2. В каждом ряду выдели сочинительный союз:
а) тоже, так как, что;
б) если, то…то, будто;
в) едва, потому что, но;
3. Определи причинный союз: как будто, словно, потому что
временной: чтобы, пока, точно
изъяснительный: как скоро, что, оттого что
4. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
а) Что легко достается, то дёшево ценится.
б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.
в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.
г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.
5. Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.
а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады.
б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест.
в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.
г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.
Ключ к тесту:
1) б, д
2) тоже, то..то, но
3) потому что, пока, что
4) б
5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1; д)-2;
Оцените по шкале:
«5» – нет ошибок
«4» – одна ошибка
«3» – две ошибки
«2» – более двух ошибок
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).
- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?
Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова:
Союз-
1.Тесное единение, связь отдельных лиц, групп.
2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей
3. Государственное объединение.
4.Общественное объединение, организация.
Или
Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
-Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
-Какова рольслужебных частей речи в предложении?
Стихотворения-загадки
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это?
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это?
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это?
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
(Л.Н.Толстой)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
(Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский)
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
(Л.Н.Толстой)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №1
– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №2
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но там тоже колыхались и дрожали звёзды
Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.
1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.
1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.
1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.
1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
Разряды союзов по значению
По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
В свою очередь, сочинительные союзы разделяются на три разряда, а подчинительные – на восемь.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения |
Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения |
Соединительные: и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и |
Изъяснительные: что, чтобы, будто и др. |
Временные: когда, лишь, едва и др. |
|
Целевые: чтобы, дабы, с тем чтобы и др. |
|
Противительные: а, но, да (в значении но), зато, однако, однако же, все же |
Условные: если, если бы, раз и др. |
Уступительные: хотя, хоть, пускай и др. |
|
Сравнительные: как, как будто, словно и др. |
|
Разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то |
Причинные: так как, потому что, ибо и др. |
Следственные: так что |