12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина730

Служебные части речи. Союзы.

Цел урока: систематизирование знания о служебных частях речи, союзах.

Задачи урока:

Образовательные:

расширить  знания обучающихся о служебных частях речи, союзе;

развивать умение обучающихся распознавать в текстах союзы, выделять простые и составные союзы, выявлять их функцию;

формировать языковые компетенции обучающихся;

закрепить навыки правописания.

 

Развивающие:

развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;

развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

формировать лингвистическую и языковую компетенцию;

развивать общую культуру, кругозор обучающихся.

Воспитательные: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Тип урока: открытие новых знаний, урок применения и закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

Умение определять союз как служебную часть речи.

 

Уметь узнавать союз, доказывая свое мнение, отличать от других словоформ.

 

Видеть строение союзов.

 

Знать роль союза в предложении.

 

 

Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

 

 

Воспитание интереса к родному языку.

 

Расширение кругозора, логического мышления.

 

Осознание значимости данного умения для грамотного письма.

 

Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

 

Методы обучения

Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

 

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах

Межпредметные связи

Русский язык, литература

 


 

 

Ход урока

Орг.момент.

Слово учителя: Здравствуйте. Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!

- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.

 

- Разгадайте ребус.

 

Запишите тему урока: «Служебные части речи. Союзы».

2. Повторение ранее изученного материала. Фронтальный опрос.

- Назовите служебные части речи, вами изученные. Почему они так называются?

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

-Какова их (служебные части речи) роль в предложении?

Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это? (предлог)

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз)

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы)

– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

– Составим схему: «Служебные части речи».

Не имеют лексического и грамматического значения

Не изменяются

Не употребляются без самостоятельных частей речи

Не являются членами предложения


 

3. Какую часть речи мы называем союзом? Для ответа на этот вопрос давайте с вами решим одну лингвистическую задачу.

- Почему ответы на вопрос: «Что такое союз?» могут быть разными.

(Это слово имеет несколько значений) проанализируем две словарные статьи по слову СОЮЗ. Посмотрите, оба слова пишутся и произносятся одинаково. Но имеют разные лексические значения. Как называются такие слова? Это слова –омонимы. Первый союз имеет несколько лексических значений, это многозначное слово. А второе слово союз- это грамматический термин.

 

-Как вы думаете, какое определение союза может интересовать нас на уроке русского языка, если мы повторяем морфологию?

-Союз как служебная часть речи.

Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова:

Союз-

1.тесное единение, связь отдельных лиц, групп.

2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей

3. Государственное объединение.

4.Общественное объединение, организация.

Или

Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.

Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

Учитель: союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А.С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И.  А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)

– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая  связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).

– Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.

 

Слово учителя: - Давайте вспомним разряды союзов.

 

4. Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).

 

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.

(В. А. Сухомлинский)

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.

(Л.Н.Толстой)

Образец: если, и, или, или; и, или, или, и, и, и; чтобы.

 

5. Физминутка

Учитель: А теперь прошу обратить внимание на комплекс для улучшения мозгового кровообращения и выполнить их:

1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4–6 раз.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.

Повторить 6–8 раз в медленном темпе.

Спасибо. Продолжим урок.

 

6. Правописание союзов. Слово учителя: давайте с Вами вспомним правописание союзов. Просмотр видео. Зафиксируйте правило в тетрадь. Создание кластера (слабым обучающимся раздается кластер).

-А теперь потренируемся. Попробуем полученные знания закрепить на практике.

 

Несколько обучающихся работают у доски.

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1 (образец)

Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже  сливаются капли. 2. Все те же берега, поля и  холмы, то же прекрасное небо.

 

7. Работа в группах

 

Слово учителя: выполним тест. Тест обучающиеся выполняют на компьютере (в разделе Орфография найдите Правописание предлогов, союзов, частиц, 11-16 Правописание союзов). Остальные обучающиеся выполняют задание по карточкам.

Карточка №2

– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.

1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод  и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к рекено  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

Карточка №2 (образец)

1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод  и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод  и (сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный)  могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.

 

Карточки для слабых обучающихся

Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.

1. Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

Образец: а- простой, сочинительный, противительный.

Но –простой, сочинительный, противительный.

Что –простой, подчинительный, изъяснительный.

Как…так и… - составной, сочинительный, соединительный.

Однако – простой, сочинительный, противительный.

 

 

Дополнительные задания

Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?

А) шарады

Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.

 

Пример:

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ: «Кар-тина».)

 

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы…

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

(Пирог)

 

Предлоги эти – просто чудо!

Один – туда, другой – оттуда,

А целое – у наших ног,

Пушистый, ласковый зверек.

(Кот)

Первое на карте

Водой окружено,

Второе в азбуке читаем

И третьим шар в игре толкаем,

А в целом драматурга знаем. (Остров-с-кий)

 

Союз и два предлога - первый слог,

Вторая часть — нечетное число.

Местоимение — конец шарады.

Ответ в Европе поискать вам надо. (А-в-с-три-я)


 

Первые два слога - ноты,
Третий - противительный союз,
А вместе - настольная игра.(До-ми-но)

Раз – союз и два союз.

Заключили мы союз.

К нам пришел еще предлог,

Получился порошок

Если этот порошок молочком разбавим

Удовольствие большое всем друзьям доставим. (Какао)

 

Начало слова — лес,

Конец — стихотворение,

А целое — растет, хотя и не растение.(Бор-ода)

Мой первый слог —

Союз известный и предлог.

Ищи другие в огороде,

А целое — в стрелковом взводе.(А-в-томат)

 

Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог — союз,

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь.(Сук-но)

 

Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (Затор)

Б) Разгадайте кроссворд

Кроссворд по теме «Союз»

По горизонтали:

2. К какой группе относятся союзы "или, а, и"? (Сочинительные) 4. Союзы, состоящие из двух и более слов. (Составные)7. К какому разряду союзов по значению относится союз "либо"? (Разделительный) 8. К какой группе относятся союзы "чтобы, потому что, если, как будто"? (Подчинительные) 9. Союзы, состоящие из одного слова. (Простые)

По вертикали:

1. Укажите разряд союза по значению в предложении "Щи да каша - пища наша". (Соединительный) 3. Укажите разряд союза по значению в предложении "Мал золотник, да дорог". (Противительный) 5. Какой соединительный союз можно перепутать с сочетанием местоимения и частицы?(Также) 6. Служебная часть речи, связывающая между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. (Союз)

 

Графический диктант с взаимопроверкой

Обучающиеся составляют только схемы предложений (схемы для проверки на слайде, взаимоконтроль).

Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.

Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.

Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.

Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.

Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

 

8. Подведение итогов

Слово учителя:  

заполните пропуски словами.

1. В русском языке есть самостоятельные и………части речи.

2.Союз-это…

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются…, из двух и более….

4. Союзы не являются... и не…

5. Союзы связывают……………

6. Союзы делятся на две группы:……

или

Какую часть речи мы называем союзом?

(Союз – это служебная часть речи, которая служит для  связи однородных членов или частей сложного предложения.)

– Чем отличаются служебные части речи  от самостоятельных, знаменательных?

(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).

– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?

(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)

 

Рефлексия

 Продолжите высказывания по уроку

я выполнял задания…

у меня получилось …

я понял, что теперь могу…

я научился…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Домашняя работа: сочинить сказку о роли служебных частей речи в русском языке.

Для слабых обучающихся. Подобрать текст со служебными частями речи. Текст переписать в тетрадь. Выделить в тексте союзы.

 

 

 

Приложение

Тест

1. В каждом столбике укажи союз:

а) то же;      г) и так;

б) так что;   д) также;

в) что же;    е) так же;

2. В каждом ряду выдели сочинительный союз:

а) тоже, так как, что;

б) если, то…то, будто;

в) едва, потому что, но;

3. Определи причинный союз: как будто, словно, потому что

временной: чтобы, пока, точно

изъяснительный: как скоро, что, оттого что

4. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?

а) Что легко достается, то дёшево ценится.

б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.

в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.

г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.

5. Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.

а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады.

б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест.

в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.

г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.

 

Ключ к тесту: 

1) б, д

2) тоже, то..то, но

3) потому что, пока, что

4) б

5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1; д)-2;

Оцените по шкале:

«5» – нет ошибок 

«4» – одна ошибка

«3» – две ошибки

«2» – более двух ошибок

 

 

 

Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.

 

Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

 

Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.

 

Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

 

Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.

 

Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

 

Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.

 

Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

 

Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.

 

Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

 

Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.

 

Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

 

Задание: по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.

 

Задание: Выполните полный синтаксический разбор предложения.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

- Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

 

Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова:

Союз-

1.Тесное единение, связь отдельных лиц, групп.

2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей

3. Государственное объединение.

4.Общественное объединение, организация.

Или

Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.

 

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

 

-Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

-Какова рольслужебных частей речи в предложении?

 

Стихотворения-загадки

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это?

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это?

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это?

– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

 

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая  связь предложений в тексте?

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).

 

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.

(Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский)

 

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.

(Л.Н.Толстой)

 

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая  связь предложений в тексте?

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

 

 

Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.

(Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский)

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.

(Л.Н.Толстой)

 

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая  связь предложений в тексте?

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

 

Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.

 

Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.

Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.

 

 

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №1

– Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы, то(же) прекрасное небо.

 

Карточка №2

– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.

1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод  и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

 

Карточка №2

– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.

1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод  и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

 

Карточка №2

– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.

1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод  и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

 

Карточка №2

– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.

1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод  и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

 

Карточка №2

– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.

1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод  и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.


 

Карточка №2

– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.

1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод  и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке но  там тоже колыхались и дрожали звёзды

Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.

1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

 

Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.

1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.


 

Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.

1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

 

Выпишите из данных предложений союзы и определите, простой он или составной, сочинительный или подчинительный, разряд союза. Пользуйтесь правилом.

1.Дело знай, а правду помни. 2.Не для школы, но для жизни учимся. 3.Не откусывай больше того, что ты в состоянии прожевать. 4.Как аукнется, так и откликнется.5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

 

 

 

Разряды союзов по значению

 

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

В свою очередь, сочинительные союзы разделяются на три разряда, а подчинительные – на восемь.

 

Сочинительные союзы

соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения

Подчинительные союзы

соединяют части сложноподчиненного предложения

Соединительные:

и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и

Изъяснительные:

что, чтобы, будто и др.

Временные:

когда, лишь, едва и др.

Целевые:

чтобы, дабы, с тем чтобы и др.

Противительные:

а, но, да (в значении но), зато, однако,

однако же, все же

Условные:

если, если бы, раз и др.

Уступительные:

хотя, хоть, пускай и др.

Сравнительные:

как, как будто, словно и др.

Разделительные:

или, или…или, либо, либо…либо, то…то,

то ли…то ли, не то…не то

Причинные:

так как, потому что, ибо и др.

Следственные:

так что

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.