Урок русского языка «Синосимы и антонимы»
Русский язык.
Тема: Синонимы и антонимы.
Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о синонимах и антонимах.
Задачи:
Образовательные: формировать умения подбирать синонимы и антонимы.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
развивать внимание, память, мышление, речь;
расширять кругозор и словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к иному мнению, толерантность.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивных: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник «Русский язык», автор Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, тетрадь на печатной основе №2, автор Н.В.Нечаева, Н.Е.Воскресенская; презентация, компьютер, проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
I. Этап мотивации учебной деятельности. | Приветствие. Улыбнёмся мы друг другу, - Вы готовы открывать что-то новое? - Тогда вперед! | Дети проверяют готовность к уроку. | 1. Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося | |
II. Этап актуализации учебного материала. | - С какого этапа начинается урок русского языка? - Для чего проводим гимнастику для пальцев? 1. Пальчиковая гимнастика. «Помощники» Вот помощники мои, Как их хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Поработали немного, Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.) - С какой целью мы проводим минутку чистописания? 2. Минутка чистописания: Св Вс свс всв Старый друг лучше новых двух. - Слова какой части речи употребляются здесь дважды? (Слайд №2) 3. Сравните между собой слова в группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются? Большой, огромный, громадный, гигантский. - Как называются такие слова? (синонимы) Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и мы. 4.Притча о добре и зле: Добро и зло с далеких пор Ведут свой древний, давний спор, Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на земле. - О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) - Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый). - Какие эти цвета по отношению друг к другу? - Как называются слова в русском языке противоположные по своему значению? | Фронтально-индивидуальная работа. - С гимнастики для пальцев. Списывание с образца. - Старый и новый. – Это антонимы.
Работа в паре. Обсуждение предложенных вариантов. Определение и обоснование темы урока Выборочные ответы. - Совершенно противополож- ные. - Антонимами. – Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания ( регулятивные УУД) 2.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата ( регулятивные УУД) 1.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом ( регулятивные УУД). 1.Прогнозировать предстоящую работу (определять основной вопрос урока) ( регулятивные УУД). 2.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД) 1. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении (коммуникативные УУД). | |
III. Постановка цели и задач урока. | - О чем будем говорить на уроке? - Какую цель поставим? - Что нам необходимо для достижения цели? - Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке? | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы.
| 1.Принимать участие в обсуждении и формулирование цели конкретного задания ( регулятивные УУД) | |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | Работа по учебнику. Упражнение 193, стр. 110. - Назовите пример антонимов. - Пятерка – двойка.
| Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. 2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию (познавательные УУД) | |
V.Динамическая пауза. | Комплекс для расслабления кистей рук и мышц туловища Солнце спит, небо спит, (кладут голову на руки) (встают руки вверх с разведенными пальцами) (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) (круговые движения руками влево, затем вправо) (барабанят пальцами по столу) (постепенно садятся и кладут голову на руки). | Выполнение упражнений.
| Личностные УУД
| |
VI . Первичная проверка понимания. | Работа с синонимами. Маленький, малюсенький, крошечный. Крутой, обрывистый, отвесный. - Как называются слова в каждой группе? (синонимы) Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы: смелый, храбрый. Работа с антонимами Мелкий пруд - ………………………. пруд. Мелкий дождь - …………………. дождь. Свежий хлеб - …………………….. хлеб. Свежий огурец - ……………...…. огурец. Сладкое яблоко -………………… яблоко. Сладкое лекарство -……………лекарство. | Работа в парах. Самостоятельная работа
Выполняют задание на карточках. | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (регулятивные УУД). 2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию (познавательные УУД) | |
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
| Работа в группах. Каждой группе даны слова, записанные в три столбика: неряшливый - ... смирный - … быстрый - … душистый - … ласковый - … ветхий - … мудрый - … грустный - … косматый - … злой - … влажный - … сильный - … липкий - … аккуратный - … отважный - … - Составьте предложение с одним из слов. - Запишите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное. - Проверьте правильность выполнение работы по эталону. | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. | 1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом) (коммуникативные УУД). 2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД)
| |
VIII Этап включения в систему знаний и повторения. | - О чем мы говорим сегодня на уроке? Что нового узнали? -А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое. Дифференцированное задание: 1. Составьте кластер к понятиям «Синоним», «Антоним». 2. Упражнение 79, стр. 37, рабочая тетрадь №2.
| Работают в группе. Выполняют творческое задание, составляют кластер. Выполняют задание в рабочей тетради. | 1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД). 2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД). | |
Домашнее задание | На выбор: упражнение 195 или №55 (Рабочая тетрадь) | Самостоятельный выбор | Регулятивные УУД | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Оцените свою работу. Сегодня на уроке я убедился в том, что синонимы…. Я вспомнил о том, что антонимы… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен своей работой на уроке, потому что… Самый большой мой успех – это… Я не умел, а теперь умею… На следующем уроке я хочу… Возьмите свою «лесенку успеха» и отметьте результат своей работы на этапах « я знаю», « я умею». | Высказывают свое мнение. Оценивание себя на «лесенке успеха» | 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
Приложение
|
|
|
Работа с антонимами. Мелкий пруд - ………………………. пруд. Мелкий дождь - …………………. дождь. Свежий хлеб - …………………….. хлеб. Свежий огурец - ……………...…. огурец. Сладкое яблоко -………………… яблоко. Сладкое лекарство -……………лекарство. |
Работа в группах. неряшливый - ... ласковый - … мудрый - … грустный - … злой - … влажный - … сильный - … аккуратный - … отважный - … - Составьте предложение с одним из слов. - Запишите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное. |
Карточки для индивидуальной работы. 1. Вставьте подходящий антоним Дерево высокое, а куст ______________________. Шарик лёгкий, а тыква ______________________. Грач чёрный, а снег _________________________. Чай горячий, а мороженое ___________________. | |||||||||||||||||||||
2. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы: ___________________слава лежит, а ___________________бежит. ___________________ дело лучше _____________________безделья. ___________________ всегда становится ___________________. На _________________собака лает, а ______________________кусает. Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая, | |||||||||||||||||||||
3. Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
|
Источники:
- http://sch771s.mskobr.ru/conditions/sport_v_shkole/pal_chikovaya_gimnastika_dlya_mladshih_shkol_nikov/ - гимнастика для пальцев «Помощники».
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Физкультминутки.doc - динамическая пауза