Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о синонимах и антонимах.
Задачи:
Образовательные: формировать умения подбирать синонимы и антонимы.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
развивать внимание, память, мышление, речь;
расширять кругозор и словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к иному мнению, толерантность.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивных: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник «Русский язык», автор Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, тетрадь на печатной основе №2, автор Н.В.Нечаева, Н.Е.Воскресенская; презентация, компьютер, проектор.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I. Этап мотивации учебной деятельности.
Приветствие.
Улыбнёмся мы друг другу, Пожелаем: «В добрый час!» И учиться снова будем, Постараемся сейчас!
- Вы готовы открывать что-то новое?
- Тогда вперед!
Дети проверяют готовность к уроку.
1. Личностные УУД:
принятие и освоение социальной роли обучающегося
II. Этап актуализации учебного материала.
- С какого этапа начинается урок русского языка?
- Для чего проводим гимнастику для пальцев?
1. Пальчиковая гимнастика.
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
- С какой целью мы проводим минутку чистописания?
2. Минутка чистописания:
Св Вс свс всв
Старый друг лучше новых двух.
- Слова какой части речи употребляются здесь дважды?
(Слайд №2)
3.Сравните между собой слова в группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
- Как называются такие слова? (синонимы)
Слова, близкие по смыслу, называются
с и н о н и мы.
4.Притча о добре и зле:
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.)
- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее).
К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый).
- Какие эти цвета по отношению друг к другу?
- Как называются слова в русском языке противоположные по своему значению?
Фронтально-индивидуальная работа.
- С гимнастики для пальцев.
Списывание с образца.
- Старый и новый. – Это антонимы.
Работа в паре.
Обсуждение предложенных вариантов.
Определение и обоснование темы урока
Выборочные ответы.
- Совершенно противополож-
ные.
- Антонимами.
– Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
1.Принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания
( регулятивные УУД)
2.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата
( регулятивные УУД)
1.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом
( регулятивные УУД).
1.Прогнозировать предстоящую работу
(определять основной вопрос урока)
( регулятивные УУД).
2.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД)
1. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении
(коммуникативные УУД).
III. Постановка цели и задач урока.
- О чем будем говорить на уроке?
- Какую цель поставим?
- Что нам необходимо для достижения цели?
- Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке?
Фронтально-индивидуальная работа.
Выборочные ответы.
1.Принимать участие в обсуждении и
формулирование цели конкретного задания
( регулятивные УУД)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику.
Упражнение 193, стр. 110.
- Назовите пример антонимов.
- Пятерка – двойка.
Фронтально-индивидуальная работа.
Выборочные ответы.
1.Принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания.
2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию
(познавательные УУД)
V.Динамическая пауза.
Комплекс для расслабления кистей рук и мышц туловища
Солнце спит, небо спит,
(кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало
(встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок
(махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок
(круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше
(барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик
(постепенно садятся и кладут голову на руки).
Выполнение упражнений.
Личностные УУД
VI . Первичная проверка понимания.
Работа с синонимами.
Маленький, малюсенький, крошечный.
Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
Слова, близкие по смыслу, называются
с и н о н и м ы: смелый, храбрый.
Работа с антонимами
Мелкий пруд - ………………………. пруд.
Мелкий дождь - …………………. дождь.
Свежий хлеб - …………………….. хлеб.
Свежий огурец - ……………...…. огурец.
Сладкое яблоко -………………… яблоко.
Сладкое лекарство -……………лекарство.
Работа в парах.
Самостоятельная работа
Выполняют задание на карточках.
1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания
(регулятивные УУД).
2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом
регулятивные УУД).
3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию
(познавательные УУД)
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Работа в группах.
Каждой группе даны слова, записанные в три столбика:
неряшливый - ... смирный - …
быстрый - … душистый - …
ласковый - …
ветхий - …
мудрый - …
грустный - …
косматый - …
злой - …
влажный - …
сильный - …
липкий - …
аккуратный - …
отважный - …
- Составьте предложение с одним из слов.
- Запишите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное.
- Проверьте правильность выполнение работы по эталону.
Фронтально-индивидуальная работа.
Выборочные ответы.
1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом)
(коммуникативные УУД).
2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом
(регулятивные УУД)
VIIIЭтап включения в систему знаний и повторения.
- О чем мы говорим сегодня на уроке? Что нового узнали?
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое.
Дифференцированное задание:
1. Составьте кластер к понятиям «Синоним», «Антоним».
2. Упражнение 79, стр. 37, рабочая тетрадь №2.
Работают в группе.
Выполняют творческое задание, составляют кластер.
Выполняют задание в рабочей тетради.
1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом
(регулятивные УУД).
2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей
(познавательные УУД).
Домашнее задание
На выбор: упражнение 195 или №55 (Рабочая тетрадь)
Самостоятельный выбор
Регулятивные УУД
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Оцените свою работу.
Сегодня на уроке я убедился в том, что синонимы….
Я вспомнил о том, что антонимы…
Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен своей работой на уроке, потому что…
Самый большой мой успех – это…
Я не умел, а теперь умею…
На следующем уроке я хочу…
Возьмите свою «лесенку успеха» и отметьте результат своей работы на этапах « я знаю», « я умею».
Высказывают свое мнение.
Оценивание себя
на «лесенке успеха»
1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата
(регулятивные УУД)
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
(регулятивные УУД).
Приложение
Карточка №1
Сравните между собой слова в группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
Карточка №2
Притча о добре и зле:
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?
Работа с синонимами
Маленький, малюсенький, крошечный.
Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе?
Работа с антонимами.
Мелкий пруд - ………………………. пруд.
Мелкий дождь - …………………. дождь.
Свежий хлеб - …………………….. хлеб.
Свежий огурец - ……………...…. огурец.
Сладкое яблоко -………………… яблоко.
Сладкое лекарство -……………лекарство.
Работа в группах.
неряшливый - ...
ласковый - …
мудрый - …
грустный - …
злой - …
влажный - …
сильный - …
аккуратный - …
отважный - …
- Составьте предложение с одним из слов.
- Запишите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное.