12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Критинина Елена Анатольевна294
Учитель начальных классов.
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Русский язык.                    

Тема:  Синонимы и антонимы.

Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о синонимах и антонимах.  

Задачи:

Образовательные:  формировать умения подбирать синонимы и антонимы.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

 развивать внимание, память, мышление, речь;

 расширять кругозор и словарный запас обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к иному мнению, толерантность.

Формирование универсальных учебных  действий:

Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивных: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник «Русский язык», автор Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, тетрадь на печатной основе №2, автор Н.В.Нечаева, Н.Е.Воскресенская; презентация, компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность  учителя


Деятельность  обучающихся

 Формируемые  УУД

I. Этап мотивации учебной деятельности.


Приветствие.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

- Вы готовы открывать что-то новое?

- Тогда вперед!

 Дети проверяют готовность к уроку.

1. Личностные УУД:

принятие и освоение социальной роли обучающегося

II. Этап актуализации  учебного материала.


- С какого этапа начинается урок русского языка?

- Для чего проводим гимнастику для пальцев?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Помощники»

Вот помощники мои,

 Как их хочешь поверни.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

 Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

- С какой целью мы проводим минутку чистописания?

2. Минутка чистописания:

Св Вс свс всв

Старый друг лучше новых двух.

- Слова какой части речи употребляются здесь дважды?

 (Слайд №2)


3. Сравните между собой слова в группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

Большой, огромный, громадный, гигантский.

- Как называются такие слова? (синонимы)

Слова, близкие по смыслу, называются

 с и н о н и мы.

4.Притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.)

- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее).

К какой части речи относятся эти слова?  (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый).

- Какие эти цвета по отношению друг к другу?

- Как называются слова в русском языке противоположные по своему значению?  

Фронтально-индивидуальная работа.

- С гимнастики для пальцев.















Списывание с образца.

- Старый и новый. – Это антонимы.

 


Работа в паре.

Обсуждение предложенных вариантов.



Определение и обоснование темы урока

Выборочные ответы.












- Совершенно противополож-

ные.

- Антонимами.

– Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.


1.Принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания

( регулятивные УУД)

2.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

( регулятивные УУД)




1.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом

( регулятивные УУД).




1.Прогнозировать предстоящую работу

(определять основной вопрос урока)

( регулятивные УУД).

2.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД)






1. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

(коммуникативные УУД).

III. Постановка цели и задач урока. 

- О чем будем говорить на уроке?

- Какую цель поставим?

- Что нам необходимо для достижения цели?

- Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке?

Фронтально-индивидуальная работа.

Выборочные ответы.

  


1.Принимать участие в обсуждении и

формулирование цели конкретного задания

( регулятивные УУД)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику.

Упражнение 193, стр. 110.

-  Назовите пример антонимов.

- Пятерка – двойка.

 

 


Фронтально-индивидуальная работа.


Выборочные ответы.




1.Принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания.

2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию

(познавательные УУД)

V.Динамическая пауза.

Комплекс для расслабления кистей рук и мышц туловища

Солнце спит, небо спит,

(кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце вс
тало,
Всем лучи свои послало

(встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок

 (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок

(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам засту
чал.
Барабанит дождь по крыше

(барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось з
а тучи,
Ни один не виден лучик

(постепенно садятся и кладут голову на руки).

Выполнение упражнений.

 


Личностные УУД

 

VI . Первичная проверка понимания.

Работа с синонимами.

Маленький, малюсенький, крошечный.

Крутой, обрывистый, отвесный.

- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

Слова, близкие по смыслу, называются

с и н о н и м ы: смелый, храбрый.

Работа с антонимами

Мелкий пруд - ………………………. пруд.        

Мелкий дождь - …………………. дождь.                 

Свежий хлеб -  …………………….. хлеб.

Свежий огурец - ……………...…. огурец.

Сладкое яблоко -………………… яблоко.

Сладкое лекарство -……………лекарство.

Работа в парах.









Самостоятельная работа


 





Выполняют задание на карточках.

1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания  

(регулятивные УУД).

2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом

регулятивные УУД).

3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию

(познавательные УУД)

VII.   Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

 


Работа в группах.

Каждой группе даны  слова, записанные в три столбика:

неряшливый - ...              смирный - …

быстрый - …                    душистый - …

ласковый - …                   

ветхий - …

мудрый - …                   

грустный - …

косматый - …                 

злой - …

влажный - …

сильный - …

липкий - …

аккуратный - …

отважный - …

- Составьте предложение с одним из слов.

- Запишите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное.

- Проверьте правильность выполнение работы по эталону.

Фронтально-индивидуальная работа.

Выборочные ответы.

1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом)

(коммуникативные УУД).

2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом

(регулятивные УУД)

 

VIII Этап включения в систему знаний и повторения.


- О чем мы говорим сегодня на уроке? Что нового узнали?

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое.


Дифференцированное задание:

1. Составьте кластер к понятиям «Синоним», «Антоним».

2. Упражнение 79, стр. 37, рабочая тетрадь №2.

 

 

Работают в группе.




Выполняют творческое задание, составляют кластер.  

Выполняют задание в рабочей тетради.

1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом

(регулятивные УУД).

2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

(познавательные УУД).

Домашнее задание

На выбор: упражнение 195  или №55 (Рабочая тетрадь)

Самостоятельный выбор

Регулятивные УУД

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


  - Оцените свою работу.

Сегодня на уроке я убедился в том, что синонимы….

Я вспомнил о том, что антонимы…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Самый большой мой успех – это…

Я не умел, а теперь умею…

На следующем уроке я хочу…

Возьмите свою «лесенку успеха» и отметьте результат своей работы на этапах « я знаю», « я умею».

Высказывают свое мнение.

Оценивание себя

 на «лесенке успеха»


1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

(регулятивные УУД)

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

(регулятивные УУД).



Приложение

Карточка №1


Сравните между собой слова в группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

Большой, огромный, громадный, гигантский.



Карточка №2

Притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?


Работа с синонимами

Маленький, малюсенький, крошечный.

Крутой, обрывистый, отвесный.

- Как называются слова в каждой группе?




Работа с антонимами.


Мелкий пруд - ………………………. пруд.        

Мелкий дождь - …………………. дождь.                 

Свежий хлеб -  …………………….. хлеб.

Свежий огурец - ……………...…. огурец.

Сладкое яблоко -………………… яблоко.

Сладкое лекарство -……………лекарство.


Работа в группах.

неряшливый - ...               

ласковый - …                  

мудрый - …                   

грустный - …

злой - …

влажный - …

сильный - …

аккуратный - …

отважный - …

- Составьте предложение с одним из слов.

- Запишите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное.


Карточки для индивидуальной работы.


1. Вставьте подходящий антоним

Дерево высокое, а куст ______________________.

Шарик лёгкий, а тыква  ______________________.

Грач чёрный, а снег  _________________________.

Чай горячий, а мороженое  ___________________.

2. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

___________________слава лежит, а  ___________________бежит.

___________________ дело лучше    _____________________безделья.

___________________ всегда становится ___________________.

На  _________________собака лает, а  ______________________кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

3. Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» 

Слово

Синоним

Антоним

знойный

 

 

быстрый

 

 

    скрытный

 

 

древний

 

 

тяжёлый

 

 

пустой

 

 



Источники:

  1. http://sch771s.mskobr.ru/conditions/sport_v_shkole/pal_chikovaya_gimnastika_dlya_mladshih_shkol_nikov/  - гимнастика для пальцев «Помощники».
  2. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Физкультминутки.doc - динамическая пауза




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.