Урок по русскому языку «Антонимы»
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток, Приморский край Антонимы Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой
Назовите антонимы
. Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово хорошо, А ты ответишь: Скажу я слово великан, А ты ответишь: Скажу я слово потолок, А ты ответишь: Скажу я слово потерял, И скажешь ты: плохо. кроха. пол. нашёл.
Запишите пословицу Сколько в ней антонимичных пар? Ученье - свет, а неученье – тьма. Выполните синтаксический разбор предложения Ученье – неученье; свет – тьма.
Вставьте нужные антонимы Любишь брать, люби … . Сытый … не разумеет. Иди вперёд, а оглядывайся …. Корень учения горек, да плод его … . Чему служат антонимы в этих пословицах? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Противопоставлению положительного отрицательному.) (Почти все!)
Подберите к прилагательному несколько антонимов Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.) Как называются группы этих слов? (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов?
В каких предложениях употреблены антонимы, а в каких синонимы? Эта задача несложная, простая. Он сделал это не случайно, а намеренно. Он сделал это неслучайно, намеренно. Эта задача не сложная, а простая. Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.
Устно подберите антонимы к приведённым словам Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий. С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное). Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле). Высокая скамья – низкая.
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). (Тяжёлый, трудный, сильный).
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая. Царевна была добрая, а царица злая. Герасим был хороший, а барыня плохая. Эта речка не широкая, а узкая. Проверь:
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Подведём итоги Что такое антонимы? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? Что нужно учитывать при подборе антонимов? Какова роль антонимов в речи?