Урок русского языка в 3 классе «Безударные окончания существительных третьего склонения в единственном числе»
Тема урока: Безударные окончания существительных третьего склонения в единственном числе.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний безударных существительных III склонения единственного числа
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения определять ошибкоопасное место в слове, в предложении.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать аккуратность ведения записей.
Развивающие:
- развивать личностные качества учащихся (усидчивость, внимательность)
- развитие познавательных процессов (мышление и память в ходе овладения языковым материалом)
Предметные:
- иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;
- осуществлять сравнение и выделять устойчивые выражения, которые употреблены в переносном значении;
- осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.
Метапредметные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, М.Л. Каленчук «Русский язык», 3 кл., 3 ч.
Этапы урока, содержание (задания) |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы и приёмы обучения |
УУД |
Орг.момент |
1 |
Добрый день, ребята. Садитесь, пожалуйста. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
Словесный |
|
Повторение изученного |
5 |
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? - Какие существительные называются собственными? - А какие нарицательные? - Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными? - Как называется изменение имен существительных по падежам? - Сколько склонений в русском языке? – Какие это? - Какие существительные относятся к 1 - му склонению? - А ко 2 –му? - Какие существительные относятся к 3 –му склонению? - Молодцы. Мы повторили все про имя существительное. |
- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Собственные - это те существительные, которые обозначают названия рек, городов, имена людей и клички животных. - Нарицательные - это все остальные имена существительные. - К одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? и называющие живые существа. -Неодушевленными называются существительные, которые отвечают на вопрос что? И называют неживые предметы. - Склонение. - К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля) , а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя) . -Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день) , а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание) . -К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа. |
Словесный - беседа |
- принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; |
Анализ языкового материала Минутка чистописания |
15 |
- Откройте учебники на стр. 51. Упражнение 52. Прочитайте. - Что нам нужно сделать в этом упражнении? - Верно. Прежде чем приступим к записи упражнения в тетради, давайте разберем его. - Кто желает прочитать текст? Лялька лежит на постели, улыбаясь беззубым ртом. В лапке кусок карамели и тигр с собачьим хвостом. - Ребята, какую букву напишем на месте пропуска в слове лялька?– Почему? - А в слове лежит? - Как можно проверить, верно ли напишем букву? -Какая еще орфограмма присутствует в этом слове? - Верно. Какая буква пишется в окончании слова «постели»? - Для того, чтобы определить, какая буква пишется в конце слова «постели», нужно: определить, в каком падеже употреблено это слово. Выяснить, в какому роду относится это слово, затем определить склонение.
– Итак, в каком падеже стоит слово на «постели»? – Почему вы так думаете? - Верно. -Теперь определим, в каком роде употреблено это слово. - Как это определить? - Определили, что «постель» является женским родом. Теперь нужно выяснить, к какому склонению относится данное слово. – К какому? - Почему? - Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6. – Найдите в таблице 3 скл, предложный падеж. - Какая буква будет в окончании нашего слова? - Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «постели». – Продолжаем дальше. «З» или «С» мы напишем в слове беззубым? - Почему «З»? - Почему в слове лапка нужно писать букву «П»? - Да, правильно. – Какая буква будет в окончании слова карамели? - Что нам нужно сделать, чтобы правильно написать окончание у этого существительного? - Верно. -Теперь определим, в каком роде употреблено это слово. - Как это определить? - Определили, что «карамель» является женским родом. Теперь нужно выяснить, к какому склонению относится данное слово. – К какому? - Почему? - Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6. – Найдите в таблице 3 скл, Родительный падеж. - Какая буква будет в окончании нашего слова? - Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «карамели». - Почему слово «СОБАЧЬИМИ» пишется через О? - Какую букву вы выбрали «Ъ» или «Ь»? –Почему? - Как проверить правильность написания безударной гласной буквы в слове «ХВОСТОМ»? - Ребята, в этом упражнении вам встретились два слова с одинаковыми безударными окончаниями, но с разными падежами. Какой вывод можно сделать из этого? - Молодцы. Теперь открываем свои тетради в линейку. Отступаем от предыдущей работы 2 строчки и записываем сегодняшнее число. Классная работа. Напишите на следующей строчке заглавную букву С и строчную. Обведите ту букву, которая идентична образцу. Запишите упражнение 52 в тетрадь. |
-Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Около существительных с пропущенными окончаниями в скобках указать склонение и падеж. - Мягкий знак. - Потому что ь смягчает предыдущий согласный звук. - Е. - С помощью ударения: лег - ЖИ ШИ пиши с буквой И. - Кто – то из учащихся отвечает «И», кто – то «Е». Возникает проблема и материал урока становится актуальным. - В предложном. - Лежит на чем? На постели. - Нужно поставить слово в Им. Падеж в ед. число и связать с местоимением: мой, моя, мое. - К 3. - Потому что слово употреблено в женском роде и имеет нулевое окончание. - Буква «И». - «З». - Т.к если после приставки идет глухая согласная, то и в приставке будет глухая согласная. Если после приставки звонкая согласная, то в приставке будет писаться звонкая согласная. - Потому что проверочное слово «лапа».
- Буква «И». - Выяснить, в каком падеже и склонении употреблено слово и выбрать в таблице окончание. - в Родительном. – Поставили вопрос: Нет чего? Карамели. – Связать с местоимениями: мой, моя, мое. - К 3. Т.к является существительным женского рода с нулевым окончанием. - Буква «И» - Это словарное слово. - «Ь». - для отделения в произношении согласной от следующей за ней буквы «и») - Поставить под ударение. - Можно сделать вывод, что у имен существительных 3 скл в Р. И П.п в окончании пишется буква «И». |
Словесный – беседа Фронтальный -опрос |
- определять грамматические признаки имен существительных – род, падеж, склонение; - осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы. |
Физминутка |
1 |
- Ребята, выйдите из – за парт. Встаньте ровно. Сделайте глубокий вдох, медленный выдох. Еще раз. Вдох, медленный выдох. Повернитесь направо, улыбнитесь. Повернитесь налево, улыбнитесь своему соседу. Теперь тихо садятся девочки. Теперь мальчики. Продолжаем работу. |
Выполняют упражнения за учителем |
||
Анализ языкового материала |
6 |
Упражнение 54. - Прочитайте задание к упражнению 54. – Что нам нужно сделать? - Как определить склонение у имен существительных? - Запишите упражнение в тетрадь. – Проверим. – К какому склонению относится слово «вести». – Почему вы так думаете? – В каком падеже стоит это слово? - Верно. – К какому склонению относится словосочетание «на свете?» – Почему? - В каком падеже стоит? - Отлично. - «На месте» имеет какое склонение? – Как вы это определили? - В каком падеже стоит? - Продолжаем. Словосочетание «в газете» относится к какому склонению? – В каком падеже стоит? – Молодцы. - Ребята, все ли окончания выделенных словосочетаний были одинаковые? - Какое словосочетание было не похоже на все остальные? - Почему? -Что общего у остальных словосочетаний? – Какой падеж и окончание? - В каком склонении были употреблены они? – Какой вывод можно сделать? - В упражнении 52 мы с вами сделали вывод. – Кто мне напомнит, какой? |
- Списать текст. Определить и записать склонение и падеж выделенных слов. - Нужно поставить слово в ед. число в Им. падеж и связать с местоимением: мой, моя, мое. - К 3. - Потому что оно стоит в женском роде и имеет нулевое окончание. - В Р.п. - Ко 2. - Т.к оно употреблено в мужском роде и имеет нулевое окончание. - В Предложном. На чем? На свете. - 2. - Существительное имеет средний род и окончание «о», поэтому оно относится ко 2 скл. – В Предложном. - К 1, т.к. стоит в женском роде и имеет окончание «а». В предложном. - Не все. - «Вести» - Оно было употреблено в Р.п 3 скл. - Имеют одинаковый падеж и окончание. - Предложный, окончание «Е». - в 1 и 2 скл. - Можно сделать вывод, что у существительных 1 и 2 скл в П.п. пишется окончание «Е» - У имен существительных 3 скл в Р. и П.п в окончании пишется буква «И» |
Фронтальный - опрос |
- участвовать в элементарных диалогах; - осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы. |
Общий вывод, формулировка признаков грамматического понятия |
1 |
- Исходя из вывода по упражнению 52, какой еще вывод можно сделать?
|
- Можно сделать вывод о том, что в 1 и во 2 – ом склонении в П.п пишется окончание «е», а у 3 – его склонения в П.п. пишется окончание «и». |
||
Уточнение формулировки по учебнику |
2 |
- Ребята, на стр. 53 представлен вывод. – Прочитайте его. – На месте 1 –го пропуска какое склонение напишем? - А на 2 – ом месте? – А на 3 –ем месте пропуска какое склонение будет? - Молодцы! Запишите этот вывод к себе в тетрадь. |
- 1 скл. - 2 скл. - 3 скл. |
Фронтальный – беседа Письменная работа |
|
Тренировочные упражнения |
4 |
Упражнение 55. - Ребята, прочитайте задание к упражнению 55. – Что нам нужно сделать? - Выражение «куда глаза глядят» не стоит понимать буквально. Это выражение означает идти в неизвестном направлении, без определенного пути. - По –разному ли понимают выражение «куда глаза глядят» Светлана и ее отец? - Кто из них понял это выражение буквально? - А кто имел ввиду выражение «идти неизвестно куда»? - Ребята, в каком числе стоят выделенные слова? - А в форме какого падежа употреблены все эти слова? - Что общего вы обнаружили в этих словах? - Чем отличаются? - Одинаковое ли склонение у них? - Какой вывод можно из этого сделать?
|
- Прочитать отрывок из рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка». - Да. - Светлана. - Отец Светланы. - В единственном. - В форме В.п - Эти выражения употреблены в ед. числе и имеют форму В.п. - Имеют разные окончания. - В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания. |
Словесный – объяснение |
- участвовать в элементарных диалогах; |
Домашнее задание |
1 |
- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Упражнение 56. - Прочитайте задание. – Что нужно сделать в этом упражнении? |
- Записывают домашнее задание. - Определить, когда выделенные словосочетания употреблены в буквальном значении, а когда – как устойчивые выражения. |
Словесный |
|
Итог урока |
2 |
- Ребята, что нового мы узнали с вами на уроке? Спасибо за урок. Вы отлично поработали. |
- Мы узнали, что в окончаниях имен существительных 1 и 2 скл в П.п ед. ч. пишется буква «е», в окончаниях имен существительных 3 скл в П.п ед.ч. пишется буква «и»; - В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания. |