12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хайрова Р.Х.173
Работаю учителем начальных классов. Педагогический стаж - 2 года.
Россия, Самарская обл., Самара

Тема урока: Безударные окончания существительных третьего склонения в единственном числе.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний безударных существительных III склонения единственного числа

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умения определять ошибкоопасное место в слове, в предложении.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать аккуратность ведения записей.

Развивающие:

- развивать личностные качества учащихся (усидчивость, внимательность)

- развитие познавательных процессов (мышление и память в ходе овладения языковым материалом)

Предметные:

- иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;

- осуществлять сравнение и выделять устойчивые выражения, которые употреблены в переносном значении;

- осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, М.Л. Каленчук «Русский язык», 3 кл., 3 ч.

Этапы урока,

содержание (задания)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приёмы обучения

УУД

Орг.момент

1

Добрый день, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Словесный

 

Повторение изученного

5

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

- Какие существительные называются собственными?

- А какие нарицательные?

- Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными?

- Как называется изменение имен существительных по падежам?

- Сколько склонений в русском языке? – Какие это?

- Какие существительные относятся к 1 - му склонению?

- А ко 2 –му?

- Какие существительные относятся к 3 –му склонению?

- Молодцы. Мы повторили все про имя существительное.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Собственные - это те существительные, которые обозначают названия рек, городов, имена людей и клички животных.

- Нарицательные - это все остальные имена существительные.

- К одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? и называющие живые существа.

-Неодушевленными называются существительные, которые отвечают на вопрос что? И называют неживые предметы.

- Склонение.

- К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля) , а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя) .

-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день) , а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание) .

-К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Словесный - беседа

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Анализ языкового материала

Минутка чистописания

15

- Откройте учебники на стр. 51.

Упражнение 52. Прочитайте.

- Что нам нужно сделать в этом упражнении?

- Верно. Прежде чем приступим к записи упражнения в тетради, давайте разберем его.

- Кто желает прочитать текст?

Лялька лежит на постели, улыбаясь беззубым ртом. В лапке кусок карамели и тигр с собачьим хвостом.

- Ребята, какую букву напишем на месте пропуска в слове лялька?– Почему?

- А в слове лежит?

- Как можно проверить, верно ли напишем букву?

-Какая еще орфограмма присутствует в этом слове?

- Верно. Какая буква пишется в окончании слова «постели»?

- Для того, чтобы определить, какая буква пишется в конце слова «постели», нужно: определить, в каком падеже употреблено это слово. Выяснить, в какому роду относится это слово, затем определить склонение.

 

Итак, в каком падеже стоит слово на «постели»?

Почему вы так думаете?

- Верно.

-Теперь определим, в каком роде употреблено это слово.

- Как это определить?

- Определили, что «постель» является женским родом. Теперь нужно выяснить, к какому склонению относится данное слово. – К какому?

- Почему?

- Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6.

Найдите в таблице 3 скл, предложный падеж. - Какая буква будет в окончании нашего слова?

- Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «постели».

Продолжаем дальше. «З» или «С» мы напишем в слове беззубым?

- Почему «З»?

- Почему в слове лапка нужно писать букву «П»?

- Да, правильно.

Какая буква будет в окончании слова карамели?

- Что нам нужно сделать, чтобы правильно написать окончание у этого существительного?

- Верно.

-Теперь определим, в каком роде употреблено это слово.

- Как это определить?

- Определили, что «карамель» является женским родом. Теперь нужно выяснить, к какому склонению относится данное слово. – К какому?

- Почему?

- Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6.

Найдите в таблице 3 скл, Родительный падеж. - Какая буква будет в окончании нашего слова?

- Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «карамели».

- Почему слово «СОБАЧЬИМИ» пишется через О?

- Какую букву вы выбрали «Ъ» или «Ь»?

Почему?

- Как проверить правильность написания безударной гласной буквы в слове «ХВОСТОМ»?

- Ребята, в этом упражнении вам встретились два слова с одинаковыми безударными окончаниями, но с разными падежами. Какой вывод можно сделать из этого?

- Молодцы. Теперь открываем свои тетради в линейку. Отступаем от предыдущей работы 2 строчки и записываем сегодняшнее число. Классная работа. Напишите на следующей строчке заглавную букву С и строчную. Обведите ту букву, которая идентична образцу.

Запишите упражнение 52 в тетрадь.

-Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Около существительных с пропущенными окончаниями в скобках указать склонение и падеж.

- Мягкий знак.

- Потому что ь смягчает предыдущий согласный звук.

- Е.

- С помощью ударения: лег

- ЖИ ШИ пиши с буквой И.

- Кто – то из учащихся отвечает «И», кто – то «Е». Возникает проблема и материал урока становится актуальным.

- В предложном.

- Лежит на чем? На постели.

- Нужно поставить слово в Им. Падеж в ед. число и связать с местоимением: мой, моя, мое.

- К 3.

- Потому что слово употреблено в женском роде и имеет нулевое окончание.

- Буква «И».

- «З».

- Т.к если после приставки идет глухая согласная, то и в приставке будет глухая согласная. Если после приставки звонкая согласная, то в приставке будет писаться звонкая согласная.

- Потому что проверочное слово «лапа».

 

- Буква «И».

- Выяснить, в каком падеже и склонении употреблено слово и выбрать в таблице окончание.

- в Родительном. – Поставили вопрос: Нет чего? Карамели. – Связать с местоимениями: мой, моя, мое.

- К 3. Т.к является существительным женского рода с нулевым окончанием.

- Буква «И»

- Это словарное слово.

- «Ь».

- для отделения в произношении согласной от следующей за ней буквы «и»)

- Поставить под ударение.

- Можно сделать вывод, что у имен существительных 3 скл в Р. И П.п в окончании пишется буква «И».

Словесный – беседа

Фронтальный -опрос

- определять грамматические признаки имен существительных – род, падеж, склонение;

- осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

Физминутка

1

- Ребята, выйдите из – за парт. Встаньте ровно. Сделайте глубокий вдох, медленный выдох. Еще раз. Вдох, медленный выдох. Повернитесь направо, улыбнитесь. Повернитесь налево, улыбнитесь своему соседу. Теперь тихо садятся девочки. Теперь мальчики. Продолжаем работу.

Выполняют упражнения за учителем

   

Анализ языкового материала

6

Упражнение 54.

- Прочитайте задание к упражнению 54. – Что нам нужно сделать?

- Как определить склонение у имен существительных?

- Запишите упражнение в тетрадь. – Проверим.

К какому склонению относится слово «вести».

Почему вы так думаете?

В каком падеже стоит это слово?

- Верно.

К какому склонению относится словосочетание «на свете?»

Почему?

- В каком падеже стоит?

- Отлично.

- «На месте» имеет какое склонение?

Как вы это определили?

- В каком падеже стоит?

- Продолжаем. Словосочетание

«в газете» относится к какому склонению? – В каком падеже стоит?

Молодцы.

- Ребята, все ли окончания выделенных словосочетаний были одинаковые?

- Какое словосочетание было не похоже на все остальные?

- Почему?

-Что общего у остальных словосочетаний?

Какой падеж и окончание?

- В каком склонении были употреблены они? – Какой вывод можно сделать?

- В упражнении 52 мы с вами сделали вывод.

Кто мне напомнит, какой?

- Списать текст. Определить и записать склонение и падеж выделенных слов.

- Нужно поставить слово в ед. число в Им. падеж и связать с местоимением: мой, моя, мое.

- К 3.

- Потому что оно стоит в женском роде и имеет нулевое окончание.

- В Р.п.

- Ко 2.

- Т.к оно употреблено в мужском роде и имеет нулевое окончание.

- В Предложном. На чем? На свете.

- 2.

- Существительное имеет средний род и окончание «о», поэтому оно относится ко 2 скл. – В Предложном.

- К 1, т.к. стоит в женском роде и имеет окончание «а». В предложном.

- Не все.

- «Вести»

- Оно было употреблено в Р.п 3 скл.

- Имеют одинаковый падеж и окончание.

- Предложный, окончание «Е».

- в 1 и 2 скл.

- Можно сделать вывод, что у существительных 1 и 2 скл в П.п. пишется окончание «Е»

- У имен существительных 3 скл в Р. и П.п в окончании пишется буква «И»

Фронтальный - опрос

- участвовать в элементарных диалогах;

- осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

Общий вывод, формулировка признаков грамматического понятия

1

- Исходя из вывода по упражнению 52, какой еще вывод можно сделать?

 

- Можно сделать вывод о том, что в 1 и во 2 – ом склонении в П.п пишется окончание «е», а у 3 – его склонения в П.п. пишется окончание «и».

   

Уточнение формулировки по учебнику

2

- Ребята, на стр. 53 представлен вывод.

Прочитайте его. – На месте 1 –го пропуска какое склонение напишем?

- А на 2 – ом месте?

А на 3 –ем месте пропуска какое склонение будет?

- Молодцы! Запишите этот вывод к себе в тетрадь.

- 1 скл.

- 2 скл.

- 3 скл.

Фронтальный – беседа

Письменная работа

 

Тренировочные упражнения

4

Упражнение 55.

- Ребята, прочитайте задание к упражнению 55. – Что нам нужно сделать?

- Выражение «куда глаза глядят» не стоит понимать буквально. Это выражение означает идти в неизвестном направлении, без определенного пути.

- По –разному ли понимают выражение «куда глаза глядят» Светлана и ее отец?

- Кто из них понял это выражение буквально?

- А кто имел ввиду выражение «идти неизвестно куда»?

- Ребята, в каком числе стоят выделенные слова?

- А в форме какого падежа употреблены все эти слова?

- Что общего вы обнаружили в этих словах?

- Чем отличаются? - Одинаковое ли склонение у них?

- Какой вывод можно из этого сделать?

 

- Прочитать отрывок из рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка».

- Да.

- Светлана.

- Отец Светланы.

- В единственном.

- В форме В.п

- Эти выражения употреблены в ед. числе и имеют форму В.п.

- Имеют разные окончания.

- В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.

Словесный – объяснение

- участвовать в элементарных диалогах;

Домашнее задание

1

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Упражнение 56.

- Прочитайте задание. – Что нужно сделать в этом упражнении?

- Записывают домашнее задание.

- Определить, когда выделенные словосочетания употреблены в буквальном значении, а когда – как устойчивые выражения.

Словесный

 

Итог урока

2

- Ребята, что нового мы узнали с вами на уроке?

Спасибо за урок. Вы отлично поработали.

- Мы узнали, что в окончаниях имен существительных 1 и 2 скл в П.п ед. ч. пишется буква «е», в окончаниях имен существительных 3 скл в П.п ед.ч. пишется буква «и»;

- В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.

   

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.