Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»
Этап |
Содержание |
Примечания |
|||||||||
Орг./момент (1 мин) |
Внимание, ребята, подравняйтесь! Здравствуйте, присаживайтесь! |
||||||||||
Сообщение целей и задач урока (1 – 2 мин) |
На сегодняшнем уроке мы закрепим все, что знаем об имени прилагательном, а так же узнаем о правописании безударных падежных окончаний. Откройте тетради, запишите число, классная работа |
||||||||||
Актуализация знаний (словарно-орфографическая работа) (5 – 7 мин) |
Ребята, поиграем в «прятки» - по именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму: 1. прекрасная, солнечная, морозная 2. сладкий, яблочный, шоколадный 3. белые, легкие, кучевые, пушистые 4. новое, меховое, дорогое, теплое 5. свежая, интересная, ежедневная А теперь я вам предлагаю существительное, а вы подбираете к ним прилагательные, следуя схеме: х Прил. + сущ. , кстати, что она обозначает? - она обозначает , что нужно придумать словосочетание, в котором существительное – главное слово, а прилагательное – зависимое - хорошо, первое существительное метро, далее шампунь, маска, дети. Проверяем варианты: Отдаленное метро (какое?) Ароматный шампунь (какой?) Карнавальная маска (какая?) Веселые дети (какие?) Хорошо, давайте разберем прилагательные как часть речи Отдаленное (метро) – какое? Н.ф. - отдаленный, прил., ед.ч., ср.р., Им.п., опр. Ароматный (шампунь) какой? Н.ф. - ароматный, прил., ед.ч., м.р., Им.п., опр. Карнавальная (маска) – какая? Н.ф. – карнавальный, прил., ед.ч., ж.р., Им.п., опр. Веселые (дети) – какие? Н.ф. – веселый, мн.ч., Им.п., опр. Почему определено именно так? Почему в прилагательном веселые не определены род и число? -потому что имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится. А во множественном числе род и число у прилагательного не определяется - хорошо, все верно! А теперь все внимание на доску:
Соедините стрелками подходящие по смыслу графы таблицы, так, чтобы у вас получился рассказ |
Погода Пирог Облака Пальто Газета На доске появляется плакат «Слово. Словосочетание. Предложение» Кто-то делает у доски с объяснением |
|||||||||
Новое знание (5 – 7 минут) |
Откроем учебник на странице 40. Прочитайте название 12 раздела. Давайте ответим на вопросы раздела: Расскажите, как нужно действовать, чтобы правильно написать гласную в безударном окончании прилагательного? Сколько шагов будет в алгоритме? Составим алгоритм: Сначала находим сущ. (ГС) и зависимое от него прилагательное (ЗС) Задаем вопрос от сущ. к прил. Выделяем окончание в слове-вопросе Пишем соответствующее окончание в прилагательном Хорошо, но почему в некоторых прилагательных, несмотря на то, что в вопросе окончание – им, пишется окончание –ым? В этом случае, ребята, нужно обращать внимание на согласный, который предшествует окончанию! Если звук мягкий – то пишем -им в окончании, если звук твердый, то окончание – ым! Следующий вопрос: Можно ли сказать, что безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных пишутся одинаково? - безударные гласные в окончаниях существительных нужно проверять ударными в том же склонении (н/п: по травинке – по луне). Безударные гласные в окончаниях прилагательных проверяются словами-помощниками (вопросами) с ударными окончаниями, значит, можно сказать. - хорошо |
Новая тема на основе имеющихся знаний об имени прилагательном и безударных окончаний имен существительных (дидактический метод) Раздаю заранее подготовленный алгоритм на каждую парту |
|||||||||
Закрепление (15 минут) |
Теперь применим все, что мы вспомнили и узнали на уроке, выполним упражнение 216 на стр.40. Внимательно посмотрите на образец 1.настоящим (каким?) летом 2.красноватым (каким?) цветом 3.чешуйчатым (каким?) цветом Вывод: в первом случае окончание такое же как и в слове-помощнике, а в двух других окончание отлично, так как оно стоит после твердого – т Внимание на доску Объясните, что значит эта схема: М.р. – ого ! – ово Р.п. ср.р. – его ! - в прилагательных м.р. и ср.р. Р.п. пишутся окончания – ого, - его , но не – ово !! - Хорошо, запишите словосочетания хороший день и глубокое озеро в Р.п. 1. хорошего дня 2.глубокого озера Следующее упражнение 217, выполняем устно (по алгоритму) Упражнение 218 ( как в образце 216) 1.узкие (какие) улицы 2. татарского (какого) базара 3.темно-синюю (какую) тень 4.зубчатым (каким) узором 5. в лунном (каком) свете 6. низкими (какими) стенами 7. на дальних (каких) окраинах -хорошо, молодцы! |
||||||||||
Итог урока (2-3 минуты) |
1. Ребята, с какой орфограммой мы работали на уроке? Как её выделяют в тексте? - мы работали с орфограммой безударная гласная в падежном окончании имени прилагательном. Нужно выделить окончание и подчеркнуть безударную гласную 2. Что нужно сделать ,чтобы не сомневаться какую гласную писать в окончании имени прилагательного? - Для этого нужно задать вопрос, он будет являться словом-помощником Хорошо! Ребята, которые сегодня работали у доски, дневники мне на стол. Запишите домашнее задание: Стр. 49, упр.6 Спасибо за урок, до свидания |