Урок русского языка на тему «Суффиксы чик-щик» (5 класс)
Конспект урока
в 5 классе по теме «Правописание суффиксов –чик, -щик»
Пояснительная записка
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных.-
Личностные результаты:
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей
Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.
Место урока в теме: урок «открытия нового» знания
Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, презентация, тестовое задание для самопроверки.
№ |
Этапы урока (решение учебной задачи) |
Совместная деятельность |
Ведущие УУД
|
Личностные результаты
|
Предметные результаты
|
||||||||||||
1. |
Мотивационный постановка проблемы |
По предложенным педагогом картинкам (слайды), учащиеся должны угадать, кто на них изображён.
Учащиеся проговаривают: «Фасовщик, крановщик, сварщик, фехтовальщик, компьютерщик, молотобойщик, летчик, укладчик, докладчик, грузчик, пулеметчик, ямщик». Можно ли назвать суффиксы, с помощью которых образованы эти слова? Можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова, могут ли у нас при письме появиться ошибки? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?
|
личностные формирование мотивации |
Развитие познавательного интереса |
Осознание проблемы:
Не знаем правило написания суффиксов –чик, -щик в существительных.
|
||||||||||||
2. |
Принятие цели планирование деятельности |
Формулируем тему урока и цель: Тема: «Правописание суффиксов –чик, -щик в существительных. Цель: научиться грамотно писать существительные, правильно выбирая суффикс –чик или –щик. Записываем тему урока в тетрадь.
|
регулятивные целеполагание, действия по образцу |
Ответственность, усвоение этических норм
|
Осознание цели деятельности и планируемого результата: Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные
Пытаются сформулировать правило выбора суффикса
|
||||||||||||
3. |
Выбор способов и действий актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний |
Учитель на время предлагает превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотрев слова данные на слайде и на карточке №2, сопоставить их (докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик…) А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий) Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ? ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ». (читаем учебник) Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах) Д, з, ж, т, с - -ЧИК; Д, з,ж,т,с - -ЩИК Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила. Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила. INCLUDEPICTURE "http://a.slave.festival.1september.ru/articles/645040/img2.jpg" \* MERGEFORMATINET
|
коммуникативные работа с информацией, работа в коллективе, в группе
|
Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали
|
Осознание потребности в новом способе действий:
Предложено несколько способов запоминания данного правила.
Формулировка правила: в суффиксе существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.
|
||||||||||||
4. |
Анализ Открытие нового способа действий |
Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово: 1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик). 2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик). 3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик). 4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик). 5.Рабочий по проходке горных выработок (проходчик). 6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик). 7.Работник, ведущий учет (учетчик). 8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик) 9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик). 10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик) Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы проецируются на экран)
|
позавательные анализ |
Формирование рефлексии |
Освоение нового способа деятельности: Узнали, что для определения выбора суффикса необходимо знать его лексическое значение
Анализ ошибок:
При выполнении задания были допущены ошибки, в ходе обсуждения которые были выявлены. Исправление ошибок.
|
||||||||||||
5. |
Творческий этап применение способа к новым ситуациям |
1. Работа с упражнением учебника №120
2. Предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях): 1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
|
личностные творчество
|
Развитие креативных способностей |
Решение творческой задачи:
Выполнение заданий, связанных с изученной темой, используются различные виды деятельности
|
||||||||||||
6. |
Контроль и оценка решение заданий повышенной сложности
освоения нового способа действий |
5. Рефлексия: Работа с карточками. (ребята работают группами) Карточка № 1 Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса. Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб..., проход..., пулемет..., смаз...,, прокат...
Проводится взаимопроверка Поведение итогов Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы? Где можно применить новые знания? Проводит инструктаж домашнего задания. Предполагает право выбора учащимся Для всех - §16, правило выучить. ТПО упр.68 или 121 Дополните фразы: Я узнал… В ходе работы удалось научиться… Порадовался тому, что… Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
|
регулятивные контроль, коррекция, оценка
|
Формирование способности к самосовершенствованию |
Оценка достижения планируемого результата:
Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены творческие задания, выполнены задания, предложенные учителем
Оценка и самооценка результатов деятельности
Выдано домашнее задание (предложено выбрать уровень задания самостоятельно), проведена оценка деятельности и результат обучения учащимися.
|
Выводы о достижении целей урока: : цель урока достигнута, сформулировано правило написания суффиксов –ЧИК и –ЩИК в существительных, проведена отработка данного правила на письме, проверены полученные знания.