Урок русского языка в 6 классе по теме
«Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик)»
По учебнику М. Т. Баранова, Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока: урок смешанного типа.
Цели урока:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания обучающихся через новый материал урока.
Используемая технология:
Технология развития критического мышления
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик);
Уметь: правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик); графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса; распознавать слова с суффиксом -чик (-щик) по данному толкованию; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний.
Метапредметные
Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Личностные
Интерес к изучению языка; способность к самооценке.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация для учащихся; раздаточный материал: кластеры, таблицы «Фишбоун», тесты, карточки с заданиями.
Структура урока
1.Мотивационный этап
2.Актуализация знаний
3.Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия
4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение вариантов, поиск оптимального решения
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения – «открытие» нового знания.
6.Первичное закрепление нового знания
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону
8.Включение в систему знаний и умений
9.Рефлексия
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Структурный компонент урока
|
Время
(мин.)
|
Действия учителя
|
Действия учеников
|
1.Мотивационный этап
(Задача: создать мотивацию к действиям на уроке, проверить усвоение предыдущих знаний и умений).
|
2 мин.
|
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать имя существительное. Мы узнаем новое правило правописания имен существительных. Давайте запишем в тетрадях дату и начнём работать!
Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний.
Учитель предлагает разгадать лингвистическую задачу. Слайд 1.
Лингвистическая задача
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
|
Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе.
Ученики читают задачу и дают ответ. (СУФФИКС)
|
2.Актуализация знаний.
(Задача: закрепить знания о суффиксе)
|
5мин.
|
Работа в парах.
Учитель даёт задание:
Заполнить кластер
Слайд 2 (приложение 1),
проанализировав слова с суффиксами. Слайд 3 Беленький, думал, бельчонок, сладковатый, слонёнок, каменщик, зашёл, библиотекарь, карандашик.
(заготовки кластера разложены на каждой парте)
|
Ученики заполняют кластер и проверяют правильность его заполнения, исправляют допущенные ошибки. Слайд 4 (говорят о месте, функциях, словообразовательной и формообразующей, значениях суффиксов)
|
3.Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия
4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение вариантов, поиск оптимального решения
(Задача: создание проблемной ситуации )
|
7мин.
|
Учитель задаёт вопрос: в какой части слова пропущены буквы? Слайд 5
Серьёзный доклад…ик Лихой пулемёт…ик Вежливый груз…ик Разнос…ик газет Отчаявшийся перебеж…ик
Усталый забой…ик
Индивидуальная работа.
Учитель даёт задание: списать словосочетания, вставив в слова пропущенные буквы.
Учитель просит 2-3 учеников прочитать выполненную работу, назвать, какие буквы написали в словах.
Используя приём «Фишбоун», учитель создаёт проблемную ситуацию выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик)».
Учитель записывает проблему в «голову» .Слайд 6 (приложение 2)
|
Ученики дают ответ.
Ученики списывают словосочетания, вставляют в слова пропущенные буквы.
Ученики читают работы и называют, какие буквы написали в словах.
Ученики заполняют таблицу «Фишбоун», записав проблему.
|
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения – «открытие» нового знания
6.Первичное закрепление нового знания
(Задача: выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик), научить обобщать, делать выводы)
|
15
мин.
|
Учитель просит ребят сформулировать тему урока и, опираясь на тему, сформулировать цель урока (чему мы должны научиться?)
Нацеливание на решение обозначившейся на предыдущем этапе проблемы.
Работа в группах.
Учитель предлагает провести исследование слов, Слайд 7
(1 группа
Разведчик,
лётчик,
смазчик,
переносчик,
перебежчик.
2 группа
Обойщик,
фонарщик,
спорщик,
танцовщик,
съёмщик.)
проанализировав их по схеме.
Учитель просит каждую группу объяснить написание ч и щ в суффиксе –чик(-щик).
Учитель просит сформулировать правило написания ч и щ в суффиксе _чик(-щик).
Учитель предлагает обратиться к учебнику и сравнить свои выводы с выводами учёных (орфограмма 33 стр. 153 )
Учитель задаёт вопрос: от чего зависит написание ч и щ в суффиксе –чик(-щик)?
После выполнения задания учитель предлагает ученикам проверить получившиеся таблицы.
Слайд 8.
|
Ученики формулируют тему урока «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)», определяют цель урока: научиться правильно писать ч и щ в суффиксе –чик(-щик). Записывают тему урока в тетрадь.
Ученики работают в группах, исследуют слова, анализируя их по предложенной схеме.
Ученики заполняют таблицу «Фишбоун» после выступления каждой группы.
Ученики формулируют правило написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик).
Ученики читают правило «Буквы чи щ в суффиксе –чик(-щик)».
Ученики отвечают на вопрос, записывая ответ в «хвост» таблицы «Фишбоун».
Ученики проверяют таблицу, исправляют ошибки (если есть).
|
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону
8.Включение в систему знаний и умений
(Задача: закрепить понимание нового материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником).
|
10 мин.
|
Учитель предлагает выполнить работу над ошибками в словосочетаниях, предложенных в начале урока (на этапе № 3). Слайд 9
Серьёзный докладчик
Лихой пулемётчик
Вежливый грузчик
Разносчик газет
Отчаявшийся перебежчик
Усталый забойщик
Учитель предлагает выполнить упражнение 292 в тетради.
Учитель даёт дифференцированное задание:
выполнить тест «ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»; Слайд 10 (приложение 3)
образовать от слов существительные с суффиксом –чик(-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности. Слайд 11. (приложение 4)
Учитель просит учащихся проверить и оценить работу одноклассника по предложенному ключу.
Слайд 12
Тест
1. 3
2. 1
3. 2
4. 4
5. 2
6. 4
7. 3
8. 2
Критерии оценки:
«5» -8;
«4»-7;
«3»- 6-5;
«2» – 4 и меньше
Образование слов
Смазчик, спорщик,
возчик, грузчик,
перебежчик, лётчик,
разносчик, укладчик.
Критерии оценки:
«5» – 8;
«4» - 6;
«3» – 4;
«2» - 3 и меньше
|
Ученики выполняют работу над ошибками.
Ученики выполняют упражнение 292 в тетради, применяя образец рассуждения (стр. 153)
Ученики выполняют два задания.
Взаимопроверка.
Ученики проверяют правильность выполнения работы по ключу, оценивают работу по критериям, данным учителем.
|
9. Итог урока. Рефлексия.
(Задача: проверить усвоение темы, коррекция, оценка)
Домашнее задание.
(Задача: дать установку на отработку определённых умений)
|
3 мин.
|
Учитель просит учащихся продолжить фразы:
«Сегодня на уроке мы вместе…», «Сегодня на уроке я:
научился…
понял…
узнал …»
- благодарит учащихся за работу.
Учитель оценивает работу учеников на уроке, выставляет оценки в дневники.
|
Ученики отвечают.
«Сегодня на уроке мы вместе…», «Сегодня на уроке я:
научился…
понял…
узнал …»
|
2 мин.
|
Учитель даёт домашнее задание. Слайд 15
1.Выучить правило (§ 52, орфограмма № 33). Попробовать создать свой способ запоминания данной орфограммы (в виде таблицы, рисунка, схемы).
2.Выполнить упр. 295 стр.154.
|
Ученики записывают домашнее задание.
|
Приложения
Кластер
2. Таблица «Фишбоун»
тест
Задание
Образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом
–чик (-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности
Смазать, спорить, возить, грузить, перебежать, летать, разносить, укладывать.