12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонтьева Лидия Геннадьевна188
Россия, Ханты-Мансийский АО, Каменное
3

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик -щик»

Урок русского языка в 6 классе по теме
«Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик)»

По учебнику М. Т. Баранова, Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: урок смешанного типа.

Цели урока:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания обучающихся через новый материал урока.

Используемая технология:

Технология развития критического мышления

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик);

Уметь: правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик); графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса; распознавать слова с суффиксом -чик (-щик) по данному толкованию; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний.

Метапредметные

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Личностные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация для учащихся; раздаточный материал: кластеры, таблицы «Фишбоун», тесты, карточки с заданиями.

Структура урока

1.Мотивационный этап

2.Актуализация знаний

3.Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия

4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение вариантов, поиск оптимального решения

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения – «открытие» нового знания.

6.Первичное закрепление нового знания

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону

8.Включение в систему знаний и умений

9.Рефлексия

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Структурный компонент урока

Время

(мин.)

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивационный этап

(Задача: создать мотивацию к действиям на уроке, проверить усвоение предыдущих знаний и умений).

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать имя существительное. Мы узнаем новое правило правописания имен существительных. Давайте запишем в тетрадях дату и начнём работать!

Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний.

Учитель предлагает разгадать лингвистическую задачу. Слайд 1.

Лингвистическая задача

После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе.

Ученики читают задачу и дают ответ. (СУФФИКС)

2.Актуализация знаний.

(Задача: закрепить знания о суффиксе)

5мин.

Работа в парах.

Учитель даёт задание:

Заполнить кластер

Слайд 2 (приложение 1),

проанализировав слова с суффиксами. Слайд 3 Беленький, думал, бельчонок, сладковатый, слонёнок, каменщик, зашёл, библиотекарь, карандашик.

(заготовки кластера разложены на каждой парте)

Ученики заполняют кластер и проверяют правильность его заполнения, исправляют допущенные ошибки. Слайд 4 (говорят о месте, функциях, словообразовательной и формообразующей, значениях суффиксов)

3.Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия

4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение вариантов, поиск оптимального решения

(Задача: создание проблемной ситуации )

7мин.

Учитель задаёт вопрос: в какой части слова пропущены буквы? Слайд 5

Серьёзный доклад…ик Лихой пулемёт…ик Вежливый груз…ик Разнос…ик газет Отчаявшийся перебеж…ик

Усталый забой…ик

Индивидуальная работа.

Учитель даёт задание: списать словосочетания, вставив в слова пропущенные буквы.

Учитель просит 2-3 учеников прочитать выполненную работу, назвать, какие буквы написали в словах.

Используя приём «Фишбоун», учитель создаёт проблемную ситуацию выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик)».

Учитель записывает проблему в «голову» .Слайд 6 (приложение 2)

Ученики дают ответ.

Ученики списывают словосочетания, вставляют в слова пропущенные буквы.

Ученики читают работы и называют, какие буквы написали в словах.

Ученики заполняют таблицу «Фишбоун», записав проблему.

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения – «открытие» нового знания

6.Первичное закрепление нового знания

(Задача: выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик), научить обобщать, делать выводы)

15

мин.

Учитель просит ребят сформулировать тему урока и, опираясь на тему, сформулировать цель урока (чему мы должны научиться?)

Нацеливание на решение обозначившейся на предыдущем этапе проблемы.

Работа в группах.

Учитель предлагает провести исследование слов, Слайд 7

(1 группа

Разведчик,

лётчик,

смазчик,

переносчик,

перебежчик.

2 группа

Обойщик,

фонарщик,

спорщик,

танцовщик,

съёмщик.)

проанализировав их по схеме.

Учитель просит каждую группу объяснить написание ч и щ в суффиксе –чик(-щик).

Учитель просит сформулировать правило написания ч и щ в суффиксе _чик(-щик).

Учитель предлагает обратиться к учебнику и сравнить свои выводы с выводами учёных (орфограмма 33 стр. 153 )

Учитель задаёт вопрос: от чего зависит написание ч и щ в суффиксе –чик(-щик)?

После выполнения задания учитель предлагает ученикам проверить получившиеся таблицы.

Слайд 8.

Ученики формулируют тему урока «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)», определяют цель урока: научиться правильно писать ч и щ в суффиксе –чик(-щик). Записывают тему урока в тетрадь.

Ученики работают в группах, исследуют слова, анализируя их по предложенной схеме.

Ученики заполняют таблицу «Фишбоун» после выступления каждой группы.

Ученики формулируют правило написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик).

Ученики читают правило «Буквы чи щ в суффиксе –чик(-щик)».





Ученики отвечают на вопрос, записывая ответ в «хвост» таблицы «Фишбоун».

Ученики проверяют таблицу, исправляют ошибки (если есть).

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону

8.Включение в систему знаний и умений

(Задача: закрепить понимание нового материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником).

10 мин.

Учитель предлагает выполнить работу над ошибками в словосочетаниях, предложенных в начале урока (на этапе № 3). Слайд 9

Серьёзный докладчик

Лихой пулемётчик

Вежливый грузчик

Разносчик газет

Отчаявшийся перебежчик

Усталый забойщик

Учитель предлагает выполнить упражнение 292 в тетради.

Учитель даёт дифференцированное задание:

выполнить тест «ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»; Слайд 10 (приложение 3)

образовать от слов существительные с суффиксом –чик(-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности. Слайд 11. (приложение 4)

Учитель просит учащихся проверить и оценить работу одноклассника по предложенному ключу.

Слайд 12

Тест

1. 3

2. 1

3. 2

4. 4

5. 2

6. 4

7. 3

8. 2

Критерии оценки:

«5» -8;

«4»-7;

«3»- 6-5;

«2» – 4 и меньше

Образование слов

Смазчик, спорщик,

возчик, грузчик,

перебежчик, лётчик,

разносчик, укладчик.

Критерии оценки:

«5» – 8;

«4» - 6;

«3» – 4;

«2» - 3 и меньше

Ученики выполняют работу над ошибками.

Ученики выполняют упражнение 292 в тетради, применяя образец рассуждения (стр. 153)

Ученики выполняют два задания.

Взаимопроверка.

Ученики проверяют правильность выполнения работы по ключу, оценивают работу по критериям, данным учителем.

9. Итог урока. Рефлексия.

(Задача: проверить усвоение темы, коррекция, оценка)

Домашнее задание.

(Задача: дать установку на отработку определённых умений)

3 мин.

Учитель просит учащихся продолжить фразы:

«Сегодня на уроке мы вместе…», «Сегодня на уроке я:

научился…

понял…

узнал …»

- благодарит учащихся за работу.

Учитель оценивает работу учеников на уроке, выставляет оценки в дневники.

Ученики отвечают.

«Сегодня на уроке мы вместе…», «Сегодня на уроке я:

научился…

понял…

узнал …»

2 мин.

Учитель даёт домашнее задание. Слайд 15

1.Выучить правило (§ 52, орфограмма № 33). Попробовать создать свой способ запоминания данной орфограммы (в виде таблицы, рисунка, схемы).

2.Выполнить упр. 295 стр.154.

Ученики записывают домашнее задание.

Приложения

Кластер

2. Таблица «Фишбоун»

тест

 

Задание

Образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом

чик (-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности

Смазать, спорить, возить, грузить, перебежать, летать, разносить, укладывать.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.