12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Максимова Ирина Леонидовна17

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Буквы ч-щ в суффиксах-чик-щик- имён существительных » (6 класс)

УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс

Тема урока: Буквы ч-щ в суффиксах существительных -чик- - щик-

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цели:

Предметные:

знакомство учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик- щик-, со способами действия при выборе таких написаний;

формирование умения правильно писать существительные с данными суффиксами.

Познавательные УУД: развитие умения работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Коммуникативные УУД: совершенствование умений выделять проблему, формулировать вопросы, умение работать в парах,

осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи

Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в парах, умения оценивать ответы своих

одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, , воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно писать слова с суффиксами –чик- - щик- ; определять способ действия при выборе

данных суффиксов

Ход урока

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник, презентация, карточки, лист самоконтроля

Технологическая карта предметного занятия по русскому языку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята, садитесь. В жизни каждого человека бывают события. Они связаны с праздниками, рождением покупкой чего-либо.

События происходят в школе и городе.

Одним из ярких событий в городе будет открытие новой школы-сада в пятом микрорайоне. Знаете об этом.Как вы думаете, жители нашего города ждут это событие(СЛАЙД1)

А задумывались ли вы сколько людей задействовано в строительстве этого объекта? Люди каких специальностей трудятся на строительстве такого замечательного школы-сада. Я предлагаю называть и записывать .

Если сомневаетесь какую букву писать-ставьте многоточие.

(У МЕНЯ ЗАПИСАНЫ на доске тоже с многоточием)

Предлагаю посмотреть слова, выявить ошибки.

Какое слово вызывает интерес и не относится к профессии (ПЕРЕБЕЖЧИК). Это задание поручим Алёше – дома поработать с толковым словарём, записать значение слова «перебежчик» и составить с ним предложение.

Все ли слова мы можем объяснить? Нет, лексическое значение многих слов нам не известно. Это будет одним из домашних заданий.

Поднимите руки , кто испытал трудности при написании слов. Надо нам решить эту проблему?

Как мы обозначим тему нашего урока, (СЛАЙД 2)

Учащиеся отвечают учителю,

Комментируют , что ждут так как это удобно будет и сад и школа в одном здании

Выходят к доске и записывают:

Стропольщик, каменщик ,грузчик,

экскаваторщик.

стекольщик, крановщик,

кровельщик, бетонщик, сварщик, облицовщик, (Работа с документами) переводчик, учётчик, укладчик, водопроводчик, наладчик, смазчик, , газопроводчик

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.

II. Проверка домашнего задания

Предлагает сформулировать тему урока.

Открыть тетради и записать число и классную работу..(Cлайд  2   )

 

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль знаний

III. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

Предлагается решить проблему.

 Да, В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок.

А как нам научиться правильно писать суффиксы –чик- и –щик-?

самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока.

Поставить цель: научиться правильно писать суффиксы чик и щик

Ребята предлагают обратиться к учебнику

Создать в удобной форме алгоритм

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

постановка, формулирование и решение проектной задачи

 

IV. Актуализация знаний.- Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.

Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .

 Предлагает создать алгоритм.

(Можем ли мы разбить по группам слова в один столбик слова с –ЩИК-, в другой с –ЧИК-.

Посмотрите внимательно, какая закономерность выявлена ( 5 букв)

Итак, буквы обозначены

Я предлагаю поработать в парах и создать алгоритм правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- ( на столах у каждой паре по листу бумаги, фломастеры а представить одноклассникам) удобной для запоминания форме.

Можете использовать при этом учебник.  параграф 52 на стр.

И по результатам готовности выйти к доске и представить его для одноклассников

 

Сколько букв нам надо запомнть.

Спасибо , теперь каждый из вас может разместить понравившийся алгоритм в своём справочнике или придумать свой.

С чем ассоциируется цифра 5 (показываю руку-в кулачок сжимать и показываю слайд звезда 3)

Рассматривают слова, вставляют буквы и видят , что пишется перед чик , а что перед щик.

Ещё раз называют 5 согласных.

Учащиеся ( по желанию выходят к доске и пробуют составить алгоритм

Если перед ч стоят буквы З,С, Д,Т,Ж-пиши Ч

Учащиеся называют руку

Работают над материалом учебника ( параграф 52 на стр.153), , отвечают на вопросы, читают правило, работают с таблицей, приводят примеры.

(ЛИСТЫ КРЕПЯТ при помощи магнитов на доску)

Представители групп выходят к доске представлять свой алгоритм.

Остальные выполняют задание на слайде

ПРОВЕРКА, вывод

Учащиеся у доски выполняют упражнение, объясняя орфограмму и отвечая на вопросы.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Закрепление учебного материала

Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения  выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;

воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.

 Задачи:

- развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.

Методы: репродуктивные

Закрепление учебного материала

А сейчас я снова предлагаю поработать в парах или объединиться в группы и выполнить задания на выбор. (Задания у вас на партах)

-Дать объявление о вакансии специальностей для строительства развлекательного центра в городе. (перед вами листы бумаги. Также оформить и представить.

Дать бегущую строку на телевидение о том . какие специальности требуются срочно.

- записать профессии людей по описанию их рода деятельности (задание на партах)

Яне, Алёше, Никите- поискать в толковом словаре учебника, есть ли название профессии с суффиксом –чик-, -щик- и его ЛЗ (слово «приказчик»)

Внимание слайд (СЛАЙД4-проверка)выполните и прокомментируйте

Выполняют первое задание упражнения, отвечая на вопросы.

Работают в парах, составляют алгоритм

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Определяют слово по лексическому значению, записывают в тетрадь, выделяя орфограмму и комментируя её.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Самостоятельно выполняют разноуровневые задания.

Комментируют

пишут тест, производят самопроверку,

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

 

Пора подвести итоги урока. Всё ли у нас получилось на первом уроке

Перед вами карточки трёх цветов. Пожалуйста , оцените себя Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Оценивание будет отсроченное. Оценки вы получите на следующем уроке после выполнения тестов и ряда упражнений на закрепление и после выполнения домашней работы

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки.

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

 

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Проводится инструктаж домашнего задания. Предлагается право выбора. (слайд 6). Домашнее задание

1. В газете «Наш город», других источниках найти информацию о строительных профессиях, востребованных в нашем городе. (Источник информации подтвердить).

2. Написать лексическое значение незнакомых перечисленных слов, обозначающих профессии.

3. Сформулировать правило о случаях употребления суффиксов –чик (-щик) . Привести примеры.

4.задание связано с профессиональными праздниками. Найдите информацию в разных источниках о профессиях с суффиксами чик, щик, связанных с профессиональными праздниками в декабре.

Мы в начале урока говорили о событии, которое намечается в нашем городе. А профессиональные праздники-это событие?

Оценки

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике

Опубликовано


Комментарии (2)

Максимова Ирина Леонидовна, 24.02.17 в 14:25 0 Ответить Пожаловаться
слайды к уроку "Буквы Ч, Щ в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК- имён существительных"
Galina76, 18.03.17 в 16:45 0 Ответить Пожаловаться
А где презентация?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.