Урок в 6 классе «Буквы ч,щ в суффиксах -чик, -щик- имён существительных»
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Буквы ч-щ в суффиксах-чик-щик- имён существительных » (6 класс)
УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс
Тема урока: Буквы ч-щ в суффиксах существительных -чик- - щик-
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цели:
Предметные:
знакомство учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик- щик-, со способами действия при выборе таких написаний;
формирование умения правильно писать существительные с данными суффиксами.
Познавательные УУД: развитие умения работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД: совершенствование умений выделять проблему, формулировать вопросы, умение работать в парах,
осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи
Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в парах, умения оценивать ответы своих
одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, , воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся правильно писать слова с суффиксами –чик- - щик- ; определять способ действия при выборе
данных суффиксов
Ход урока
Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная, индивидуальная
Оборудование: учебник, презентация, карточки, лист самоконтроля
Технологическая карта предметного занятия по русскому языку
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
I. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку Здравствуйте, ребята, садитесь. В жизни каждого человека бывают события. Они связаны с праздниками, рождением покупкой чего-либо. События происходят в школе и городе. Одним из ярких событий в городе будет открытие новой школы-сада в пятом микрорайоне. Знаете об этом.Как вы думаете, жители нашего города ждут это событие(СЛАЙД1) А задумывались ли вы сколько людей задействовано в строительстве этого объекта? Люди каких специальностей трудятся на строительстве такого замечательного школы-сада. Я предлагаю называть и записывать . Если сомневаетесь какую букву писать-ставьте многоточие. (У МЕНЯ ЗАПИСАНЫ на доске тоже с многоточием) Предлагаю посмотреть слова, выявить ошибки. Какое слово вызывает интерес и не относится к профессии (ПЕРЕБЕЖЧИК). Это задание поручим Алёше – дома поработать с толковым словарём, записать значение слова «перебежчик» и составить с ним предложение. Все ли слова мы можем объяснить? Нет, лексическое значение многих слов нам не известно. Это будет одним из домашних заданий. Поднимите руки , кто испытал трудности при написании слов. Надо нам решить эту проблему? Как мы обозначим тему нашего урока, (СЛАЙД 2) |
Учащиеся отвечают учителю, Комментируют , что ждут так как это удобно будет и сад и школа в одном здании Выходят к доске и записывают: Стропольщик, каменщик ,грузчик, экскаваторщик. стекольщик, крановщик, кровельщик, бетонщик, сварщик, облицовщик, (Работа с документами) переводчик, учётчик, укладчик, водопроводчик, наладчик, смазчик, , газопроводчик |
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
II. Проверка домашнего задания |
Предлагает сформулировать тему урока. Открыть тетради и записать число и классную работу..(Cлайд 2 ) |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль знаний |
|
III. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. |
Предлагается решить проблему. Да, В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. А как нам научиться правильно писать суффиксы –чик- и –щик-? |
самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока. Поставить цель: научиться правильно писать суффиксы чик и щик Ребята предлагают обратиться к учебнику Создать в удобной форме алгоритм |
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: постановка, формулирование и решение проектной задачи
|
IV. Актуализация знаний.- Открытие новых знаний. Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик. Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. . |
Предлагает создать алгоритм. (Можем ли мы разбить по группам слова в один столбик слова с –ЩИК-, в другой с –ЧИК-. Посмотрите внимательно, какая закономерность выявлена ( 5 букв) Итак, буквы обозначены Я предлагаю поработать в парах и создать алгоритм правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- ( на столах у каждой паре по листу бумаги, фломастеры а представить одноклассникам) удобной для запоминания форме. Можете использовать при этом учебник. параграф 52 на стр. И по результатам готовности выйти к доске и представить его для одноклассников
Сколько букв нам надо запомнть. Спасибо , теперь каждый из вас может разместить понравившийся алгоритм в своём справочнике или придумать свой. С чем ассоциируется цифра 5 (показываю руку-в кулачок сжимать и показываю слайд звезда 3) |
Рассматривают слова, вставляют буквы и видят , что пишется перед чик , а что перед щик. Ещё раз называют 5 согласных. Учащиеся ( по желанию выходят к доске и пробуют составить алгоритм Если перед ч стоят буквы З,С, Д,Т,Ж-пиши Ч Учащиеся называют руку Работают над материалом учебника ( параграф 52 на стр.153), , отвечают на вопросы, читают правило, работают с таблицей, приводят примеры. (ЛИСТЫ КРЕПЯТ при помощи магнитов на доску) Представители групп выходят к доске представлять свой алгоритм. Остальные выполняют задание на слайде ПРОВЕРКА, вывод Учащиеся у доски выполняют упражнение, объясняя орфограмму и отвечая на вопросы. |
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
V. Закрепление учебного материала Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-. Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся; воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи. Задачи: - развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей. Методы: репродуктивные |
Закрепление учебного материала А сейчас я снова предлагаю поработать в парах или объединиться в группы и выполнить задания на выбор. (Задания у вас на партах) -Дать объявление о вакансии специальностей для строительства развлекательного центра в городе. (перед вами листы бумаги. Также оформить и представить. Дать бегущую строку на телевидение о том . какие специальности требуются срочно. - записать профессии людей по описанию их рода деятельности (задание на партах) Яне, Алёше, Никите- поискать в толковом словаре учебника, есть ли название профессии с суффиксом –чик-, -щик- и его ЛЗ (слово «приказчик») Внимание слайд (СЛАЙД4-проверка)выполните и прокомментируйте |
Выполняют первое задание упражнения, отвечая на вопросы. Работают в парах, составляют алгоритм Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. Определяют слово по лексическому значению, записывают в тетрадь, выделяя орфограмму и комментируя её. |
Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке. |
Самостоятельно выполняют разноуровневые задания. Комментируют |
пишут тест, производят самопроверку, |
Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка. |
VII. Итог урока (рефлексия деятельности). Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
|
Пора подвести итоги урока. Всё ли у нас получилось на первом уроке Перед вами карточки трёх цветов. Пожалуйста , оцените себя Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Оценивание будет отсроченное. Оценки вы получите на следующем уроке после выполнения тестов и ряда упражнений на закрепление и после выполнения домашней работы |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Выставляют оценки. |
Личностный результат УУД: способность к самооценке
|
VIII. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. |
Проводится инструктаж домашнего задания. Предлагается право выбора. (слайд 6). Домашнее задание 1. В газете «Наш город», других источниках найти информацию о строительных профессиях, востребованных в нашем городе. (Источник информации подтвердить). 2. Написать лексическое значение незнакомых перечисленных слов, обозначающих профессии. 3. Сформулировать правило о случаях употребления суффиксов –чик (-щик) . Привести примеры. 4.задание связано с профессиональными праздниками. Найдите информацию в разных источниках о профессиях с суффиксами чик, щик, связанных с профессиональными праздниками в декабре. Мы в начале урока говорили о событии, которое намечается в нашем городе. А профессиональные праздники-это событие? Оценки |
Выбирают и записывают домашнее задание. |
Личностный результат УУД: формировать привычку к самоконтролю. Познавательные УУД: применение полученных знаний на практике |
Максимова Ирина Леонидовна
Galina76