Урок русского языка в 6 классе на тему «Правописание суффиксов -ек-, -ик- существительных»
Филиппова Т.И., МАОУ г. Иркутска СОШ № 63
Тема: Правописание суффиксов –ек-, -ик-
Класс: 6
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Педагогическая цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
Оборудование: презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, схемы, карточки.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Приветствие. Тема. Цель
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»
2.1.Наблюдение. Мозговой штурм
-Прочитайте предложение, записанное на доске
В природе ещё много тайн и секретов, ключик к которым нужно искать и искать.
-Как вы понимаете смысл предложения?
-Что объединяет выделенные слова? (Выделенные слова- существительные)
2.2. Составление кластера
Для того чтобы вспомнить о том, что представляет собой имя существительное, предлагаю вам нарисовать кластер. Кластер- это схема, напоминающая планету и спутники. Планета- существительное, спутники- его признаки. Работать вы будете в парах.
Самопрезентация 1 группы
-Обратите внимание на кластер (на слайде). Существительное- богатая часть речи не только на грамматические признаки, но и на орфограммы. Вот, например, и слово «ключик» из предложения содержит орфограмму в суффиксе. С этим словом столкнулся однажды известный мультипликационный герой.
3.Изучение нового материала
3.1. Эпизод мультфильма «В стране невыученных уроков»
Проблемная задача
Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?
3.2. Эксперимент. Прием «Мозговой штурм». Работа в парах
– Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Для того чтобы выяснить, от каких условий зависит выбор суффикса, поставьте существительное в форму родительного падежа
И.п. лучик, орешек
Р.п. лучика, орешка
- Какую закономерность вы увидели? Так от каких же условий зависит правописание существительных с суффиксом ек, ик?
3.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.
-Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?
Работа с учебником. Прочитайте данное орфографическое правило в учебнике.
4.Закрепление
4.1. Комментированное письмо.
Запишите слова, обозначая условия выбора орфограммы
Дожд..к, цветоч..к, еж..к, нос..к, стол..к, дом..к.
4.2. Распределительный фотодиктант. Работа в группах
Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы.
-ик |
-ек |
Сравни свою таблицу с образцом:
-ик |
-ек |
бегемотик |
львёночек |
котик |
тигрёночек |
зайчик |
котёночек |
слоник |
зайчоночек |
слонёночек |
В состав каких существительных входят два суффикса?
4.3.Что объединяет все слова, записанные в ваших таблицах? (Животные- мир природы- братья наши меньшие).
1.Составьте предложения, используя слова из таблицы. (Темой будет предложение, которое мы анализировали )
5. Итоги урока. От каких условий зависит выбор орфограммы в суффиксах ек, ик?
Рефлексия. А сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к уроку. На плакат приклейте круги (зеленый- я чувствовал себя комфортно, тему усвоил хорошо, было интересно; синий- урок не понравился, чувствовал себя некомфортно )
Грибанова Ирина Эдуардовна
Сафонова Елена Валерьевна