Урок русского языка в 6 классе на тему «Правописание суффиксов -ек-, -ик- существительных»

2
2
Материал опубликован 21 February 2018

Филиппова Т.И., МАОУ г. Иркутска СОШ № 63

Тема: Правописание суффиксов –ек-, -ик-

Класс: 6

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Педагогическая цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично - поисковый;


 

Оборудование: презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, схемы, карточки.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Приветствие. Тема. Цель

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1.Наблюдение. Мозговой штурм

-Прочитайте предложение, записанное на доске

В природе ещё много тайн и секретов, ключик к которым нужно искать и искать.

-Как вы понимаете смысл предложения?

-Что объединяет выделенные слова? (Выделенные слова- существительные)

2.2. Составление кластера

Для того чтобы вспомнить о том, что представляет собой имя существительное, предлагаю вам нарисовать кластер. Кластер- это схема, напоминающая планету и спутники. Планета- существительное, спутники- его признаки. Работать вы будете в парах.

Самопрезентация 1 группы

-Обратите внимание на кластер (на слайде). Существительное- богатая часть речи не только на грамматические признаки, но и на орфограммы. Вот, например, и слово «ключик» из предложения содержит орфограмму в суффиксе. С этим словом столкнулся однажды известный мультипликационный герой.

3.Изучение нового материала

3.1. Эпизод мультфильма «В стране невыученных уроков»

Проблемная задача

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

3.2. Эксперимент. Прием «Мозговой штурм». Работа в парах

Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Для того чтобы выяснить, от каких условий зависит выбор суффикса, поставьте существительное в форму родительного падежа

И.п. лучик, орешек

Р.п. лучика, орешка

- Какую закономерность вы увидели? Так от каких же условий зависит правописание существительных с суффиксом ек, ик?

3.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

-Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

Работа с учебником. Прочитайте данное орфографическое правило в учебнике.

4.Закрепление

4.1. Комментированное письмо.

Запишите слова, обозначая условия выбора орфограммы

Дожд..к, цветоч..к, еж..к, нос..к, стол..к, дом..к.

4.2. Распределительный фотодиктант. Работа в группах

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы.

-ик

-ек

   
   
   
   
   
   
   

 

 

       

Сравни свою таблицу с образцом:

-ик

-ек

бегемотик

львёночек

котик

тигрёночек

зайчик

котёночек

слоник

зайчоночек

 

слонёночек

В состав каких существительных входят два суффикса?

4.3.Что объединяет все слова, записанные в ваших таблицах? (Животные- мир природы- братья наши меньшие).

1.Составьте предложения, используя слова из таблицы. (Темой будет предложение, которое мы анализировали )

5. Итоги урока. От каких условий зависит выбор орфограммы в суффиксах ек, ик?

Рефлексия. А сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к уроку. На плакат приклейте круги (зеленый- я чувствовал себя комфортно, тему усвоил хорошо, было интересно; синий- урок не понравился, чувствовал себя некомфортно )


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Внимание! Файл на сайте не соответствует документу для скачивания. Там в документе статья, а не урок.

26 March 2018

Ваша разработка уже была опубликована здесь: https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-suffiksi-ekik-2679215.html По правилам, она не может участвовать в конкурсе

29 March 2018

Похожие публикации