Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обособленными членами»
Урок-исследование.
Предложения с обособленными членами.
Цели:
1. образовательная: дать понятие обособления; показать, что обособление – один из способов смыслового выделения; учить выделять интонационно обособленные члены;
2. развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся;
3. воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока.
1. По следам домашних заданий.
1) Фронтальная работа.
В любой привычный нам предмет
Запрятан сказочный секрет.
Стакан, и роза, и метла,
И тюбик из-под краски,
И ножка старого стекла
Хранят кусочек сказки.
- Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
- Построить схему второго предложения.
- Выполнить синтаксический разбор первого предложения (индивидуально).
- Объяснить подчёркнутые написания (индивидуально).
2) Индивидуальные карточки, задание в компьютере ( диск «Фраза»).
3) Слово учителя.
Конечно же, я понимаю, что вы уже слишком взрослые, чтобы верить в сказки и чудеса! Но творить сказку в своей жизни никогда не поздно! И чудеса случаются только с теми, кто в них искренне верит.
Сегодня мы вместе попробуем сотворить маленькое чудо: познать новое. Точнее иже имеющиеся знания перевести на новый уровень.
2. Интрига.
1) Задание на развитие.
1. ду…щий ветер
2. терп…щий боль
3. крас…щий стены
4. стро…щий дом
- Решить тест.
- Каким должно быть задание?
3. Движение темы.
1) Анализ примеров.
- Ввести первое словосочетание в состав предложения. (Дующий ветер подгонял лодку)
- Каким членом предложения является слово дующий? (нераспространённое согласованное определение)
- Распространить это согласованное определение. ( Дующий с севера ветер подгонял лодку. Ветер, дующий с севера, подгонял лодку).
- При каком условии необходимо поставить знаки препинания? Как интонационно выделяем причастный оборот?
- Перестроить предложение так, чтобы получилось предложение с однородными сказуемыми. (Ветер дул с севера и подгонял лодку).
- Как перестроить предложение, чтобы было основное и добавочное действие? (Ветер дул с севера, подгоняя лодку).
- Каким членом предложения является деепричастный оборот? При каком условии выделяется запятыми? Как выделяется интонационно?
2) Выводы.
- Как понимаете смысл слова обособленный?
- Какие члены предложения могут являться обособленными? (все второстепенные).
- Как обособление обозначается на письме? Интонационно?
-Что говорит по этому поводу учебник?
3) Тренировочное упражнение.
1. На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать верхние их очертания.
2. Неожиданно застучали крупные капли дождя, заставившие нас искать убежище.
3. Дорожка, покрытая песком, вела на террасу.
4. Вдруг мимо меня, поднимая пыль, промчался табун.
4. Итоги. Д/З.
1) Итоги.
Сегодня мы затронули, как говорится, лишь вершину айсберга. Нам предстоит ещё очень много работы!
2) Д/З.
- стр.149-150;
-упр. 296.
Карточка №1.
В любой привычный нам предмет
Запрятан сказочный секрет.
Стакан, и роза, и метла,
И тюбик из-под краски,
И ножка старого стекла
Хранят кусочек сказки.
- Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
Карточка №2.
В любой привычный нам предмет
Запрятан сказочный секрет.
Стакан, и роза, и метла,
И тюбик из-под краски,
И ножка старого стекла
Хранят кусочек сказки.
- Объяснить подчёркнутые написания.
Карточка №3.
1. Спорт музыка чтение книг всегда увлекали меня.
2. А звёзды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под звёздами льют.
3. В лесу и на полях всё было занесено снегом.
4. Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация клён зеленели приветливо и свежо.
5. Синицы скворцы живущие в наших лесах истребители вредных насекомых.
- Расставить недостающие знаки препинания. Построить схемы.
Карточка №4.
1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы ржи и овса.
2. Лоси и медведи волки и лисицы водятся здесь.
3. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.
4. Гимнастика обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.
5. Со всех сторон из-за забора из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.
- Расставить недостающие знаки препинания. Построить схемы.
Карточка №5.
1. Она хорошо знала языки немецкий английский французский и учила этому своих детей.
2. Белые облака бор поля всё радовало глаз.
3. Жёлтая акация сирень растущие в наших лесах декоративные кустарники.
4. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал или уходил в театр.
5. Весною в садах поют мастера птичьих песен дрозды жаворонки соловьи.
- Расставить недостающие знаки препинания. Построить схемы.