Тест к уроку русского языка в 8 классе «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
Тест по итогам темы
«Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
для контрольного урока в 8классе
Учитель Фирсова Н.М. (г.Сердобск, МОУ лицей №2)
1.Какие утверждения являются ошибочными? Выпишите соответствующие номера.
1)Обращения, вводные слова и междометия находятся в границах простого осложнённого предложения.
2)В современном языке для обращения используется местоимение ты.
3)Вводные конструкции грамматически связаны с подлежащим.
4)Междометия выражаются различными чувствами.
______________________________________________________
2.Выпишите цифры предложений, в которых нет вводного слова. Знаки препинания не расставлены.
1)Казалось снег идти хотел.
2)Очертание строившегося дома казалось похожим на корабль.
3)Развитие их должно быть одновременным.
4)Зверей в лесу заставляет насторожиться должно быть даже шорох падающих листьев.
_________________________________________
3.Какие слова являются грамматической основой в предложении
Около Константинова росла (да и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща .
__________________________________________________
4.В какой строке все вводные слова указывают на последовательность изложения? Выпишите эти примеры.
1)по словам, по-твоему, сообщают
2)во-первых, итак, таким образом
3)к счастью, к огорчению, к удивлению
4)кажется, вероятно, очевидно
___________________________________
5.В каком предложении используется распространённое обращение?
1) Сын мой Петруша! Ты просишь нас о родительском нашем благословении.
2) О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
3) В каждом сердце возникает, -
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!
4)Зачем вы здесь?
____________________________________________________
6.В каком предложении слово ТАТЬЯНА употреблено как подлежащее?
1)Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью.
2)Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
3)Итак, она звалась Татьяной.
4) Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит.
________________________________________________________________
7.Каким примером можно проиллюстрировать следующее утверждение:
« Если междометие О употреблено вместе с обращением, то знак препинания после междометия не ставится»?
1) Он думает о сцене.
2) Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
3) Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
4) В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою..
___________________________________________________
8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прощай (1) моя родина! Север(2)прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки(3) останусь я сыном твоим!
Прощайте(4) вершины под кровлей снегов,
Прощайте(5)долины и скаты лугов,
Прощайте(6)поникшие в бездну леса,
Прощайте(7) потоков лесных голоса.
(С. Маршак)
_____________________________________________________________________________
9.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.
Прочитайте текст. Выполните задания после текста
(1)Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(2) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
(3) Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. (4) Больше того… (5) Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. (6)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.
(7) Интеллигентность, несомненно, не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (8) Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
(9) Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (10) Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
(11) Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
(По Д.С.Лихачёву)
10.Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Напишите заглавие на свободной строчке.
__________________________________________________
11.Укажите правильное суждение о тексте.
1) Тип речи –повествование.
2) Цель данного текста - воздействие на читателя.
3) Стиль речи -официально-деловой.
4) В тексте поднимается социальная проблема.
______________________________________________________
12.На какой вопрос в тексте НЕТ ответа?
1) Почему интеллигентность связана с заповедью долголетия?
2) Может ли необразованный человек быть интеллигентным?
3) В чём проявляется интеллигентность?
4) Как крестьяне на русском Севере относились к чужой радости?
______________________________________
13.Из предложений №№ 7 – 8 выпишите вставные конструкции.
_______________________________________
14.В четвёртом абзаце найдите предложение, в котором есть вводное слово. Напишите номер этого предложения.
______________________________________
15. Они соблюдали УДИВИТЕЛЬНУЮ чистоту в своих домах…
Как называется средство выразительности, использованное в этом предложении?
_______________________________________
16.Выполните только одно из предложенных ниже заданий.
А) Как вы понимаете высказывание лингвиста Н.С. Валгиной:
«Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом» ? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (50-80 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
Б) Как вы понимаете смысл последнего предложения: «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям ». Напишите небольшое рассуждение (50 – 80 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.
В) Напишите небольшое рассуждение (50 – 80 слов) на тему «Что такое интеллигентность?» Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
Ответы
1. 2,3
2.2,3
3. росла роща
4. во-первых, итак, таким образом
5.1
6.4
7.3
8.1,2,4,5,6,7
9. 1.2
10.Что такое интеллигентность
11.2
12.1
13. именно незаметно,
это тоже мусор, и еще какой!
14.7
15.Эпитет