Урок русского языка в 11 классе «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Пояснительная записка к презентации
Цели:
повторить и обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»;
закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
воспитывать у учащихся любовь к родному языку, бережное к нему обращение, культуру речи.
Задачи урока:
развитие навыков грамотной речи;
развитие пунктуационной зоркости.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
раздаточный материал;
компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
учебник «Русский язык». – В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.
I. Оргмомент
Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вас люблю и горжусь. Надеюсь, что сегодня вы будете работать не только хорошо, как и отлично.
Понравилось вам моё приветствие? Что не так? (грамматические ошибки)
С чем связаны данные грамматические ошибки? (неправильное управление при одн. чл., неправильное употребление двойных союзов при одн.чл.)
II. Актуализация
1. Начнём урок с лексической разминки (распечатки на столах; у компьютера - 1 ученик решает тест )
В некоторых предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно. Можете совещаться в парах.(1 у ИД исправляет) – распечатки на столах (Приложение 1).
Самопроверка и самооценивание
Проверьте свои записи (2 тетради проверяются учителем, у ИД - сл. 1-2) гарантийное, удачливые, царский, действенный)
Оцените по критериям (сл. 3), поставьте себе отметку на полях тетради.
2. Словарная работа
Предлагаю повторить значения встретившихся нам паронимов. – сл.4-6
Речь каждого человека должна быть грамотной, без речевых, грамматических и прочих ошибок. А для чего ещё нам нужно знание паронимов? (5 задание)
Верно. Следовательно, мы чуть-чуть приблизились к успешной сдаче ЕГЭ?
Надеюсь, и ещё приблизимся сегодня.
2. Беседа об однородных членах предложения.
Вернёмся к нашим предложениям. (сл.7) Объясните знаки препинания в последнем предложении (при однородных членах).
А что такое однородные члены предложения? (члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и связанные с одним и тем же словом, являющиеся одним и тем же членом предложения, чаще всего выражаются словами одной части речи)
- Какая пунктуационная задача связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания).
И какова тема нашего урока? (Знаки препинания в предложениях с однородными членами).
Целеполагание (Сл. 8).
Запишите тему. А цели какие перед собой поставим?
- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать над этой темой? (задания 15, написание эссе – задание 26).
III. Работа по теме урока.
1. Анализ схем
Вспомним основные схемы расстановки знаков препинания при однородных членах. На экране схемы (сл. 9). Нравятся они вам? Что не так? Запишите схемы в тетрадях без ошибок, а 1 ученик - у ИД поправит.
Устно составьте предложения к данным схемам (фронтально)
Какие группы сочинительных союзов вы знаете? (соед, разд, против)- сл.10
Какие из этих союзов не вызывают затруднения? (противит, всегда запятая)
Рассмотрим внимательнее схемы. Разбор схем.
2. Работа с учебником
Давайте проверим, всё ли мы с вами вспомнили. Проверим? Откройте учебник на стр. 262-263. Просмотрите: ничего не забыли? (фразеологизмы)
IV. Закрепление
1. Выведем правило постановки запятых при однородных членах. – сл.11
Когда же при однор.чл. не ставится запятая? (одиночные соед. или разделит.)
2. Упр. 406 – устно по цепочке преобразуйте предложения, употребив в них двойные союзы. Запятая нужна? Сколько?
Физминутка Думаю, стоит немного отдохнуть. Все встали. Я называю однородные члены, а вы хлопаете весело в ладоши, если запятая нужна, машете руками (нет-нет!), если запятая не нужна.
(Последние: Пели птицы, и светило солнце; в саду пели птицы и шумели деревья).
3. Выведение алгоритма
Продолжаем работать. Какую ещё проблему я сейчас обозначила? (простое или сложное предложение)
А в 15 задании ЕГЭ только простые предложения? (нет)
Каков же должен быть алгоритм решения этой задачи? (На доске учитель пишет – дети в тетрадях)
Сколько ГО? – Сложное? – Есть общий член? – Нет – ставим запятую/Да -не ставим запятую
Простое – Союз одиночный? Да - запятая ставится, Нет – не ставится.
Оцените свою работу со схемами и алгоритмом: 3 – записывал, 4 – участвовал, 5 – активно участвовал. Отметку себе поставьте на поля тетради.
4. Работа с тренажёром.
Потренируемся? Называем правильный ответ и комментируем. Меня интересует не столько правильный ответ, сколько ход ваших рассуждений.
5. Тестирование.
Думаю, мы в достаточном объёме вспомнили все правила, нужные нам для решения задания 15. И я вам предлагаю самостоятельно решить тест. (Приложение 2, 1 ученик решает тест у компьютера)
Самооценивание по ключу – сл.12 (4 тетради проверяются учителем)
V. Итоги
Что мы сегодня повторили? В достаточном объёме? С целями, поставленными в начале урока, справились? И средства были достойные, не списывали?
Рефлексия – сл. 13 – Оцените сегодняшний урок и свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание: сл. 14 с. 264 – теория (тире и двоеточие при обобщ слове), у. 408
Озвучивание отметок за урок.
Всем спасибо за работу. Урок закончен.
Приложение 2. Тест
DOCX / 14.53 Кб
Презентация
PPT / 268 Кб
Приложение 1
DOCX / 13.2 Кб
Использованные ресурсы:
2. Открытый банк заданий ЕГЭ. Лексика и фразеология
4. Тренажёр
Никитина Людмила Анатолиевна
Надежда Владимировна Кучмина
Кирилл Александрович Ш.