Урок русского языка во 2 классе «Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"»
Презентация к уроку 2 кл Сочинение по картине А.К. Саврасова
PPTX / 8.16 Мб
/data/files/c1591775690.pptx (Презентация к уроку 2 кл Сочинение по картине А.К. Саврасова)УМК «Школа России»
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок развития речи
Цель урока:
Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.
Задачи:
Личностные: Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные
Познавательные: развитие умения производить простые логические операции: анализ, сравнение, классификацию и обобщение;
Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия, инициативно и самостоятельно выполнять работу.
Коммуникативные: формирование умения использовать речевую деятельность, развитие умения контролировать свои действия.
Предметные: формирование умения писать сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» с использованием плана и опорных слов.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (2 часть) – П: «Школа России», презентация; карточки; толковый словарь; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март»;
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
I. Орг.момент | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
| Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. - Ребята, какие правила работы на уроке мы будем соблюдать? Организует проговаривание правил поведения на уроке. Слайд 2 | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | ||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и постановка проблемы. | Дети отвечают на вопросы учителя. Работают со словарем Проталины – места, освещённые солнцем, открытые участки земли. Составляют предложения со словами: урок, весна, картина, грачи Составляют слова Дети, при помощи учителя формулируют тему урока и ставят задачи -Мы будем писать сочинение. Научимся составлять текст по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», вспомним приметы весны. Будем развивать свою речь. | Слайд 3 -Какое время года наступило? -Какая весна в этом году? -Почему вы так считаете? -Какой снег?
Слайд 4 -Какие краски преобладают ранней весной, когда нет яркой зелёной травы – зелёных листочков на деревьях? -В народе, ребята, март называли протальник. -Как вы думаете, почему? -Что такое проталины? Найдите толкование в словаре Учитель организует работу со словарем Ожеговва Слайд 5 Приём «найди 2 слова» ысилбинкартинащвтуроклыорсл ыствеснажлоыдграчилыфмыжд Ребята, составьте предложение с этими словами. Учитель направляет детей на формулировку темы урока Можно использовать прием «Собери слова» Чтобы узнать название картины надо собрать буквы, которые у меня рассыпались. 2 1 3 5 4 2 3 7 4 6 5 8 1 9 Р Г А И Ч Р И Е Л Т Е Л П И Слайд 6 Весна – любимое время года многих художников. Я предлагаю вам увидеть приметы весны в картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность? | (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других. (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Учиться работать по предложенному учителем плану | ||||||||||||||||||||||||||||||
III. Развитие речи | Словарная работа Работают с таблицей, в ходе обсуждения заполняют ее.
Отвечают на вопросы -Крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд -Ремонтом старых гнезд, постройкой новых. -Грачи, которые летают над гнездами. | Слайд 7 Орфографическая работа: -Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Б_ рёзы (словарн.слово), б_рё_ки, в_сна, в_да, сне_, д_рев_я, гн_здо. Обратите внимание на написание слов: вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные. Организует работу по учебнику упр. 127(с. 73). — Какое время года на картине? - Перечислите все, что вы видите на картине? К каждому слову, обозначающему предмет, давайте подберем слова – описания (им.прил.) и слова – действия (глаг.) Работа с таблицей Слайд 8 Совершим путешествие в картину: Закройте на минуту глаза, представьте, что вы около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Март»; -Чем птицы заняты? - Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? -Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений. | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану. | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Физ. минутка | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
V. Организация познавательной деятельности. Составление рассказов по данному плану | План. Художник и его картина. Описание картины. -Что изображено на переднем плане. -Что изображено на заднем плане. 3.Мое отношение к картине. Дети составляют план текста. Устно коллективно составляют текст по данному плану. Самостоятельно записывают текст в рабочие блокноты (черновики). | Слайд 9 - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. - Как начать сочинение по картине? - О чем скажем в основной части? - Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? - При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать по-своему.
| (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану (Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме. Договариваться с одноклассниками. (Регулятивные УУД). Учиться работать по предложенному плану. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины | ||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия | Дети отвечают на вопросы. Учащиеся анализируют свою деятельность по | Слайд 10 Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. - Какое задание было самым интересным? - Что показалось трудным? - Чему сегодня научились? - Какое впечатление оставила картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Домашнее задание: отредактировать текст, записать окончательный вариант | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Используемые источники:
Литература:
1. Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2016 (Школа России)
2.Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Интернет ресурсы: картина https://yandex.ru/images/search?text=%20%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&lr=100538
Карточки
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Художник, живописец, мастер кисти | Известный, знаменитый | Изобразил, показал |
Весна | Ранняя, тёплая | Наступила |
Снег | Серый, грязный | Лежит, посерел, подтаял |
Березки | | |
Небо | | |
Грачи | | |
Домишки | | |
Церквушка | | |
Поля | | |
8
Богданова Ольга Николаевна