Урок – сказка «Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме»
МОУ «Амвросиевская школа №6»
Амвросиевского районного совета Донецкой области
Предмет: Окружающий мир
Возрастная категория: 2 класс
Урок – сказка
(по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»)
Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме.
Тема: Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей?
Подготовка зверей к зиме
Цель урока: Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся; выявить объем и качество знаний о подготовке к зимнему периоду диких животных и птиц. Совершенствовать умения учащихся делать логические выводы. Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений. Развивать мышление, устную речь, память и внимание младших школьников. Воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Иллюстрации, сюжетные картинки, сорока (чучело), плоды рябины, семена, шишки, текст сказки.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем мы урок.
Только мне напомнить нужно,
Что работаем мы дружно.
Как, ребята, вы согласны?
Ну, садитесь, все прекрасно.
Приветствие. Повернемся друг к другу. Улыбнемся, подмигнем: как идешь? Как бежишь? Как шалишь? Как грозишь? Как живешь?
Создание позитивной эмоциональной атмосферы. Настроимся на сегодняшний урок. В моем мире все прекрасно. Я человек, часть природы. Я люблю мир природы: растения, животных, птиц и все что меня окружает. Я живу в гармонии с этим миром. Мы все единое целое. Нам хорошо всем вместе.
Актуализация опорных знаний и умений и их коррекция
Беседа
Какое время года сейчас?
Сколько зимних месяцев?
Какие вы знаете зимние месяцы?
Какой месяц сейчас? Вспомним пословицы о зимних месяцах.
Январь – году начало, зиме – середина.
Февраль – месяц лютый: Спрашивает как обуты.
Декабрь – году конец, а зиме начало.
(отметка о погоде сегодня, в тетрадях).
алендарь – что это такое?
Календарь – расписание работы солнышка на весь год. Декабрь – хвостик года. Январь – носик года.
Мотивация обучающей и познавательной деятельности.
Ожидания. Мы сочиним свою сказку. Она будет непростая, а поучительная. Узнаем много нового о подготовке к зиме птиц и животных, и, помогут нам в этом герои украинской народной сказки «Рукавичка». Ведь сказка - это интересно, увлекательно и познавательно. И так, мы отправляемся в путешествие.
Сообщение темы и цели урока.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)
Покажите сигнальчики. С каким настроением вы отправляетесь в это путешествие.
Вступительная беседа.
Пришла календарная зима. Да и погода нас радует. Снег и мороз.
Сегодня мы поговорим о том, как звери и птицы подготовились к зиме. Работы у нас много.
А для этого мы мысленно отправимся на экскурсию в уже заснеженный лес. Белым и сверкающим пришел на землю декабрь.
(Репродукция картины «Зима в лесу» И. И. Шишкин, 1877).
А поможет нам всё разузнать одна жительница леса. Она всё знает, что делается в лесу. Кто она?
Загадка:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Сорока:
Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, скорей за мной!
Много знает зимний лес
И загадок и чудес….
Сорока, конечно, очень любит лето. Летом у неё много говорливых подружек – соседок.
Жалуется сорока, что много птиц-соседей сегодня мы не встретим в лесу.
Почему? Какие улетели первыми?
Почему? Какие улетели последними?
Почему? Как называют птиц, которые улетают на зиму, а потом возвращаются?
Где мы об этом читали? Как называется эта сказка?
А все ли птицы улетают в тёплые края? Как называют птиц, которые остаются? Что происходит с ними?
Справка: Из 10 синиц только 2 встречают весну (Опиши синицу).
Сорока хорошая хозяйка и очень любит встречать гостей.
Что это за гости? Откуда они летят к нам?
Вот что сорока запасла для них: ягоды рябины, семена, шишки, семечки.
Какие птицы выводят птенцов у нас? Почему?
Справка:
Мы видим у себя снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири. А весной они улетают на север, в родные края. (Опиши снегиря).
А как мы можем и должны помочь птицам?
Физкультпауза.
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише! Тише! Не шуметь!
Продолжение.
Что-то наша сорока забеспокоилась. Ах вот, оно, что! Идет по лесу дед, да не один, а со своей верной собакой. Полетит сорока, оповестит весь лес. Обронил дед рукавичку да пошел дальше.
Что за сказка? Как называется?
Попробуем рассказать сказку.
Бежит мышка - норушка.
Загадка: Маленькие зверьки, серенькие шубки.
Черненькие глазки, остренькие зубки.
(Мышь)
Как это животное готовится к зиме? Какие еще маленькие животные впадают в спячку? Расскажите о них.
Кто прибежал следующим?
За ней зайка - попрыгайка.
Загадка: Зимой белый, летом серый
Прыгает ловко, любит морковку.
Угадайте, что за шапка?
Меха целого охапка.
Шапка бегает в бору,
И стволов грызет кору.
(Заяц)
Есть ли у него свой дом? Как зайка подготовился к зиме? Какие еще животные меняют цвет шерсти? Почему зайца ноги спасают, а пятки выдают? Когда выводят зайчат?
Кто прибежал следующим?
Лисичка-сестричка бежит.
Загадка: Рыжая хозяйка
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
С собою унесла.
(Лиса)
Что вы знаете о ней? Что значит «лиса мышкует»? Что это такое?
Кто прибежал следующим?
Волчик-братик бежит.
Загадка: Серовато, зубовато по полю рыщет
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Что это за зверь? Чем он питается? Как мы его называем?
Кто прибежал следующим?
Идет медведь-батюшка.
Загадка: Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
Он зверь мохнатый, косолапый
Он сосет в берлоге лапу.
(Медведь)
Что делает зимой медведь? Почему он сосет лапу? Когда рождаются медвежата?
Кого бы вы еще хотели пригласить в рукавичку? Послушайте письмо, которое нам пришло. И вы узнаете, что это за зверь. (Чтение письма).
Письмо:
«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Я подумал и твердо сказал: Дятел!
Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
Ага! Ты птица-осоед!
Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!
Дрозд-птица.
А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосем рога.
Тогда ты, наверное, лесная мышь.
И вовсе я не мышь. Бывает, я сама ем мышей!
Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
То мышка, то кошка! И совсем не угадал.
Покажись!
Покажусь, если признаешь себя побежденным!
Рано!
Иногда я ем ящерицу. А изредка рыбу.
Может ты цапля?
Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
Похоже, что ты куница.
Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
Сдаешься?!
А чтобы вам было легче узнать это животное, отгадайте загадку:
Загадка:
Не птица, а с дерева на дерево летает.
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у нее рост,
Но зато пушистый хвост.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Запомните! Кошки едят не только мышей. А белки грызут не только орешки.
Справка: Белочка заготавливает 2000 грибов-маслят н
Работа с учебником.
Чтение статьи.
Ответы на вопросы к тексту.
Подробно о красной книге.
Работа у доски.
Кроссворд.
Загадка 1:
Тут стрекочет, там стрекочет.
Все новости знать хочет.
Черногруда, белобока. Дети, кто это? (Сорока).
Загадка 2:
Кричит «Кар». Червякам враг. (Ворона).
Загадка 3:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки подбирает. (Воробей).
Сквозные - оро-
Запись на доске в столбик отгадок на загадки:
спят |
меняют цвет |
хищники |
Мышь Медведь ------//------ Ёж Летучая мышь |
Заяц Белка ------//------ ласка |
Волк Лиса ------//------ куница |
По каким признакам собраны звери?
Итог урока
Увидел дед, что потерял рукавичку, решил возвратиться. А собачка вперед побежала. Увидела рукавичку, подняла шум, залаяла. Звери – в рассыпную! Вот, так! Взял дед рукавичку да и дальше пошел…
Метод «Микрофон»:
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Каким получился урок?
- Что больше всего понравилось в путешествии?
9. Рефлексия
Покажите сигнальчики с каким настроением вы вернулись из путешествия.
0. Домашнее задание:
Чтение, пересказ статьи, ответы на вопросы к тексту.