Направление « Познавательное развитие»
Раздел: Ознакомление с миром природы
Проектировочный компонент
Конспект познавательного занятия для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Как лесные звери подготовились к зиме»
Образовательная область: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: ознакомление детей среднего дошкольного возраста с условиями жизни диких зверей зимой.
Задачи:
1. Образовательная:
Закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания.
Познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в морозы.
2. Развивающая:
Развивать речь, внимание, память, воображение, мышление, любознательность.
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог, расширять словарь детей.
3. Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Образовательная область «Речевое развитие»: отгадывание загадок о времени года «Зима», диких животных, чтение художественной литературы «Рукавичка», «Зимовье зверей».
Образовательная область «Познавательное развитие»: просмотр презентации «Как звери готовятся к зиме».
Образовательная область «Физическое развитие»: подвижная игра «Лиса и зайцы».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: лепка «Зайчик».
Словарная работа: дикие животные, зимний лес, запасы.
Материалы и оборудование: панно «Зимний лес», иллюстрации животных, иллюстрация домиков животных (нора, берлога, куст, дупло, логово), зайчик, сугроб, музыкальное сопровождение.
Организационный компонент.
В соответствии с СанПиНом.
Мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся.
Я вам загадаю загадку о том, кто к нам еще пришел в гости.
Зимой белый –
Летом серый
(Заяц)
Здравствуй зайчик!
Что случилось зайчик, почему ты весь дрожишь?
Зайчик:
Срочно приходите! Срочно помогите!
Злой волшебник всех зверей заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть, где нам жить и что нам есть.
Срочно приходите. Помогите! Помогите!
Воспитатель: Вы хотите помочь лесным зверям? А как это можно сделать?
Воспитатель: Давайте отправимся в лес на лыжах.
Не спешим, не отстаем,
Мы на лыжах в лес идем.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, вот мы с вами и пришли в зимний лес. В лесу нельзя кричать, трясти деревья, разорять место ночевки и зимовки зверей.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Присядьте ребята на пенечки. Посмотрите, какая красивая зима в лесу. В лесу лежит пушистый …. (снег). Деревья стоят укутанные … (снегом) словно белым одеялом. На снегу точки и строчки это…. (следы зверей и птиц).
Ой, ребята, посмотрите что это?
Дети: Это корзина.
Воспитатель: Интересно, что там внутри. Хотите посмотреть?
Дети: Да.
Воспитатель: А в корзине лежат снежинки, на которых написаны загадки. Отгадав загадку, вы поможете лесным зверям вспомнить какой у них зимний домик, чем питаются, как подготовились звери к холодной зиме.
Воспитатель: Слушайте внимательно загадку, про какого зверя здесь говорится.
Дидактическая игра: « Кто где живет»
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята?
Дети: Белка.
Воспитатель: Верно. А как называется домик белки?
Дети: Дупло.
Воспитатель: Найдем среди зверей белку и покажем ей свой зимний домик. В вершинах густых елок у белок теплые гнезда. Готовясь к зиме, белочка устилает глубокое дупло листочками, мхом. В дупле белки воспитывают своих детенышей. Кто детеныши у белки? К зиме белки меняют свои красные платьица на серые зимние шубки. Делает запасы на зиму. Какие запасы приготовила белочка?
Дети: Белочка насушила грибов, собрала шишек, орехов, желудей.
Воспитатель: А вот еще одна загадка.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Верно, это медведь. Как называется зимний домик медведя?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Найдем медведя и вернем его в свою берлогу. Зимой медведь всю зиму спит не выходит из своей берлоги. Готовясь к зиме, медведь устилает свою берлогу опавшими листочками и усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы побольше накопить жирку на долгую зиму. Чем медведь питается в теплое время?
Дети: рябину, орехи, желуди, рыбу, мед, ягоды.
Кто детеныши у медведя?
А кто еще из зверей зимой спит в своей норке?
Дети: Еж, барсук.
Воспитатель: А сейчас с вами зайчик с вами будет играть.
Физкультминутка.
Сейчас в лесу холодно, часто дует ветер.
Девочки будут зайчатами, а мальчики - ветром. Как только подует ветер, зайчата будут прыгать, чтобы не замерзнуть.
Дети изображают звуки ветра в-в-в, зайчат прыгая на двух ногах на месте.
Ветер затих, и зайчата возвращаются в норки.
Воспитатель: У какого зверя самая красивая шубка зимой? Про этого зверя в народе говорят: «Лиса - всему лесу краса. Зимой лисичка не спит. Запасы на зиму не делает. Зимой питается мышами – полевками да за зайцами охотится.
Кто детеныши у лисы?
Воспитатель: А кто из зверей зимой холодной бродит злой и голодный?
Дети: Волк.
Воспитатель: Как называется домик волка?
Дети: Логово.
Кто детеныши у волка?
Воспитатель: Найдем волка и вернем его в свое логово. К зиме у волка шуба становится пышней и гуще, но цвет свой не меняет, так и остается серой. Запасы на зиму волк не делает. Его сильные ноги и острые зубы помогают пережить зиму. Зимой волки собираются в волчьи стаи, охотятся они на лосей, кабанов, зайцев.
Рефлексивный компонент
Воспитатель: Зайчик, вот мы и выручили всех лесных зверей.
Зайчик: Спасибо вам ребята. Вы помогли лесным зверям. Примите от белочки угощенье.
Спасибо.
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес с зайчиком. Нам пора возвращаться в детский сад.
Не спешим, не отстаем,
Мы на лыжах в сад идем.
Молодцы ребята, вы сегодня хорошую проявили смекалку и сообразительность, помогли лесным жителям.
Вам понравилась прогулка в лес?
Каких зверей вы встретили в лесу?
Давайте поблагодарим наших гостей за внимание и скажем до свидания!
Использованная литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Беседы о диких и домашних животных. М.: ТЦ Сфера,2017.-128с. Шорыгина Т.А.
«Юный эколог» Программа экологического воспитания дошкольников М.: - Мозайка –Синтез,2014 С.Н.Николаева.
Любовь Витальевна