Технологическая карта урока по окружающему миру «Осенние явления в жизни животных. Что изменилось у животных осенью» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 17 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока по окружающему миру. 3 «б» класс

УМК "Гармония"

Тема: Осенние явления в жизни животных. 

Что изменилось у животных осенью.

 

Учитель: Себетеева А.В. 2015 г.

 

Тема: Осенние явления в жизни животных. Что изменилось у животных осенью.

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

Задачи:

Образовательная:

- Продолжать формирование представлений о взаимосвязях неживой и живой природы.

- Формировать представления о взаимосвязи растений, птиц и насекомых.

- Сформировать представление о классификации птиц (перелетные, оседлые, кочующие).

- Познакомить с новой классификацией животных (теплокровные и холоднокровные).

- Познакомить с видами стай перелетных птиц, местами их зимовок.

- Нацелить на выполнение поставленной задачи;

- Учить контролировать свои действия, сравнивая их с образцом.

- Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

- Продолжать учить решать задачи в проблемных ситуациях, а также формировать умение самостоятельно применять имеющие знания.

- Упражнять в умении выступать перед классом, участвовать в обсуждении.

Развивающая:

- Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.

- Развивать устную речь, воображение.

- Развивать умение слушать и слышать.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

- Формировать умение работать в группе, в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению) и самостоятельно.

- Воспитывать коммуникативные умения, чувство ответственности, трудолюбие, аккуратность.

- Продолжать прививать интерес к предмету окружающий мир, расширять кругозор обучающихся.

- Развивать деловую речь обучающихся, общеучебные умения.

Оборудование:

- Учебник Окружающий мир 3 класс О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012.

- Рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.

- Мультимедийный проектор, экран.

- Компьютер.

- Презентация в слайдах.

- Музыкальная физкультминутка.

- Картинки животных, птиц и насекомых, схемы.

План урока:

1. Организационный момент. Мотивация.

2. Запись в дневнике наблюдений.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка темы и задач урока.

5. Работа по теме урока.

        - Насекомые.

        - Физкультминутка.

        - Птицы.

        - Животные. Линька. Спячка.

        - Физкультминутка для глаз.

6. Обобщение и подведение итогов.Рефлексия.

         Домашнее задание.

 

       «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.

В.А. Сухомлинский.

Ход урока.

Этапы урока, деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент. Мотивация.

Цель: подготовить учащихся к работе. Создать   положительную эмоциональную атмосферу.

Ребята, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших знаний

Мы начинаем наш урок!

- Добрый день, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас буду проводить я, напоминаю, меня зовут Анастасия Вячеславовна. Не забываем про активность, внимательность, дополняем друг друга.

Запись в дневнике наблюдений.

1. А начнём мы урок, как всегда с записи в дневнике наблюдений. Открываем рабочую тетрадь, стр.61. Ребята, отмечаем погоду. Сегодня, напомню, 9 октября.

2. Скажите, какие изменения в неживой природе вы заметили?

Актуализация знаний.

- Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

1. Ребята, а какая сейчас осень, т.е. сейчас начало, середина или конец осени? (Конец осени, но так не говорят, говорят поздняя осень).

2. Я хочу показать вам небольшой видеоролик, который посвящен как раз осени.

3. Назовите мне, пожалуйста, один из главных признаков осени.

4. Ребята, какие изменения произошли в жизни растений?

- А что меняется в жизни человека с приходом осени?

4. Постановка цели и задач урока.

1. Ребята, осенью изменяется не только жизнь растений и человека. Есть ещё живые существа, которым приходится нелегко с приходом осенней поры. Как вы думаете, о ком идёт речь?

2. Молодцы, вот о них мы сегодня и будем говорить.

3. Поставьте задачу на сегодняшний урок.

5. Работа по теме урока.

- Ребята, на нашей земле очень много животных, ученые разделили их на группы.

- А на какие, знаете ли вы?Слайд 1.

- Молодцы, ребята! А сможете ли вы сказать, какие отличительные признаки защитного покрытия тела животных есть? Слайд 2.

-Ребята, а каким из этих видов животных труднее всего перенести осеннее похолодание?

- А что с ними происходит осенью?

- Ребята, откройте учебник на стр. 57, прочитаем текст. А теперь прочитаем рассказ К. Д. Ушинского на стр. 61.

- Ребята, почему многие насекомые погибают осенью?

- Какие насекомые и где укрываются на зиму?

- Какие насекомые запасают на зиму пищу?

- Как готовятся к зиме муравьи?

- Ребята, температура тела насекомых непостоянна. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние сна. Другие насекомые зимуют в стадии личинки или куколки, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.

- Сделаем вывод: Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветов, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветы не цветут. Насекомые – животные хладнокровные. При снижении температуры воздуха и почвы они теряют свою подвижность и цепенеют или застывают до весеннего тепла (мухи, муравьи) или погибают (некоторые бабочки).

Жуки, чтобы пережить холода, зарываются глубже в землю. Пчёлы в ульях питаются всю зиму накопленным за лето мёдом. Постоянно двигаясь, они согревают друг друга своим теплом.

- Ребята, какое интересное явление мы с вами увидели в рассказе Ушинского?

Осенью насекомых может «разбудить» тепло в редкие уже солнечные деньки.

- С жизнью насекомых тесно связана и жизнь следующей группы животных. Как вы думаете, какой? (Слайд 17)

Каким образом? Чем питаются птицы?  Почему и куда улетают птицы? Какие птицы улетают первыми? Как называют их?

        —Найдём и прочитаем более точную информацию в учебнике на странице 58-59, (коллективная работа)

Откройте рабочие тетради на стр. 15, упр.9, будем читать текст и сразу выполнять задание в тетради.

- Ребята, видите, как тяжело приходится птицам с приходом осени. Очень мало пищи остается птицам в лесу, с наступлением холодов насекомые тоже приспосабливаются к зиме или погибают, и птицы, которые питаются этими насекомыми улетают от нас первыми.

- Ребята, улетают ли некоторые лесные птицы, такие как воробьи, синицы, вороны?

Они приучились на зиму не улетать далеко, а перебираться южнее или ближе к жилью человека, где они находят тепло на чердаках домов и пищу.

- Ребята, те птицы, которые раньше других осенью улетают в тёплые края, позже других возвращаются оттуда весной.

- Как летят перелетные птицы? (Слайд23) 

(С криком, длинной цепью, углом или просто группой).

- Приходилось ли видеть в этом году отлет птиц?

- Почему летят птицы не стаей, а клином или цепью?

Крупным птицам труднее лететь, чем мелким, поэтому они выстраиваются при перелетах в цепочку или угол. Птицы по очереди становятся впереди всех, где труднее преодолевать сопротивление воздуха. Как первому лыжнику в походной колонне, пробивающему для всех лыжню. А потом первые перемещаются в самый хвост стаи для отдыха (там, за всеми птицами, лететь легче).

- Почему улетают птицы? Сделаем вывод. (Слайд 22)

        - Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают от нас. Слайд 25.Как называют этих птиц? Почему они не улетают от нас?Чем они питаются зимой?

(Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло (на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Нужно ли помогать этим птицам? Как мы можем им помочь? Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

        —Каких птиц называют кочующими?

К кочующим относят многие виды птиц, живущих на далёком севере. Некоторые прилетают в наши края с севера, где еще холоднее и голоднее, чем у нас и зимуют здесь. Весной они улетят от нас обратно на север.

Физкультминутка.

- А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка — физкультурная разминка!

- Ребята, а теперь мы с вами поговорим о животных.

Подумайте, что вам известно о подготовке к зиме животных?

У меня опорные слова. Дети их угадывают, я их вешаю на доску.

На доске появляются слова:

ПОДГОТОВКА ЖИЛИЩА

ЛИНЬКА

СПЯЧКА

ЗАПАСЫ

- У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? Линяют ли домашние животные?

Какие животные запасают на зиму пищу?

Какие животные усиленно питаются осенью?

- Осенью линяет шерсть (после этого она становится более густой) у животных, которым предстоит провести зиму в лесу под открытым небом (у зайцев, лис, волков); осенью готовят себе теплое жилище те животные, которые на зиму засыпают (медведи, ежи, барсуки, лягушки, ящерицы.); усиленно питаются осенью те животные, которым предстоит зимняя спячка.

Самостоятельное выполнение задания 10 в рабочей тетради, стр.15. (По заданию № 10 ученики объединяют рисунки: хозяйка - банки с соленьями, пчела - соты с медом, конь - повозка с сеном, хомячок - спелые колоски).

- Кто из всех изображённых животных не сам заготавливает себе корм? (Лошадь не сама заготавливает себе корм, о ней заботится человек, но она помогает ему привезти сено с луга.)

Задание для работы в группах

Прочитайте текст, угадайте о каком животном в нём идёт речь?

Текст для группы 1:

"Он постоянно живет в земле. За один раз он съедает 20-30 граммов пищи; наевшись, тут же укладывается спать; просыпается через 4-5 часов голодным и снова отправляется за пищей. На зиму в спячку не залегает, так как голодать он не может. Голод для него - гибель."

(Крот) (Слайд16)

Текст для группы 2:

"У него за лето бывает три приплода: первый - в конце апреля или в мае, второй - в начале июля, третий - в конце августа или начале сентября, когда начинается листопад. Эти поздние детки так и называются - листопаднички. К зиме он белеть начинает с хвоста."

(Заяц) (Слайд15)

Текст для группы 3:

"И он готовит себе мягкую постель для зимовки. Он смешно катается по сухим листьям, накалывает их на колючки и носит к своему зимовью. Затем, свернувшись в клубок под листьями, засыпает на всю зиму."

(Ёж) (Слайд 17)

Текст для группы 4:

"Она питается лягушками, ящерицами, мышами, крупными насекомыми, может разорить птичье гнездо, а вот догнать зайца ей не просто, так как он более подвижен, да и след путает."

(Лиса) (Слайд 18)

Обобщение и подведение итогов.Рефлексия.

- Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы.

Кому из вас удалось пополнить свои знания? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на веточку:

Красный листик - "мне было интересно",

Желтый листик - "я узнал много нового",

Зеленый листик - "мне было трудно все запомнить",

После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся "Деревом Познания".

7. Домашнее задание

Дома по заданию № 11 в рабочей тетради вставить пропущенные названия животных в текст сказки, знакомясь с тем, как они собираются перезимовать, стр. 16.

Д.з. №8, №11 с. 14, 16. Рабочая тетрадь.

- Ребята, вы сегодня молодцы, встали все, урок окончен, все свободны.

Дополнительные материалы (если остаётся время):

Презентация «Самые-самые»!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

- слушают.

 

 

 

 

 

 

- один учащийся вслух комментирует отметки по сделанной записи.

- почти нет солнца, оно совсем не греет, стало холоднее, температура понижается, заморозки, изредка снег.

 

- осенью.

- поздняя осень.

 

- смотрят.

 

- понижение температуры.

 

- ответы учащихся.

 

 

- о животных и птицах.

 

 

- узнать о том, что изменилось у животных осенью и как они готовятся к зиме.

Насекомые, птицы, звери, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся или рептилии.

- ответы детей.

- Насекомым.

 

- ответы детей.

- читают.

 

- ответы учащихся.

 

 

 

- слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ответы.

 

 

 

- птицы.

- ответы учащихся.

- читают, работают с заданием.

 

 

 

 

 

 

- Нет.

- ответы учащихся.

 

 

 

 

- ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

- осёдлые.

 

- слушают.

 

- ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

- ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

- самостоятельная работа.

 

- ответы учащихся.

 

 

 

 

 

- крот.

 

 

 

 

 

 

 

- заяц.

 

 

 

 

Ёж.

 

 

 

- лиса.

 

Предварительный просмотр презентации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.