Урок-театрализация «К нам стучится сказка…»
Урок – театрализация в 3 классе
по литературному чтению и внеурочной деятельности
( « Актерское мастерство»)
« К нам стучится сказка…»
Учитель Гостюнина В. В.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
ЦЕЛЬ: Расширить знание детей в области сказок, воспитывать доброе отношение к окружающему миру и друг к другу на примере сказочных героев
Задачи урока:
Образовательные задачи:
• расширять знания детей о сказках народов мира;
• учить понимать эмоционально-образное содержание произведения через театральную постановку;
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, организация выступлений детей на сцене и пр.).
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственную культуру, интерес к театральному искусству
• воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу
• формировать художественный вкус
• воспитывать уважение к книге
- побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми
Развивающие задачи:
• развивать интерес к сказкам
• приобщать детей к истокам культуры
- развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности
- будить в душах зрителей сочувствие, сопереживание к судьбам людей
- способствовать пониманию огромной роли музыки и танца в формировании души человека
- формировать правильные представления о вечных ценностях
• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность
• развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас
• обогащать эмоции детей.
Здоровьесберегающие задачи:
• способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи смены деятельности в ходе мероприятия.
Межпредметные связи:
- технология (изготовление украшений для зала в технике « Аппликация» и « Вытынанка» совместно с родителями, поделок своими руками « Камин», « Деревья», «Снегопад», «Звезды»);
- хореография ( « Танец гномов», «Танец кукол», «Танец снежинок», «Танец солдатиков», «танец Пеппи»);
- музыка ( знакомство с произведениями П. И. Чайковского и музыкой современных композиторов).
Оборудование: аудиоаппаратура, музыкальные композиции, декорации для зала, костюмы, реквизит.
Ход урока
Вед.: Скоро Новый год. Опять эти взрослые будут рассказывать, что свершится чудо, наступит волшебство, придет Дед Мороз. Конечно, я уже не верю в эти сказки. А мне уже 9 лееет ! И наша учительница нам твердит: « Дети , читайте сказки! Они научат вас уму – разуму.» Да, чему они нас могут научить ? Ну, подумайте сами. Эти древние сказки, в наш –то век прогресса. Летать на метле или ковре – самолете, да у нас настоящие самолеты есть .Или вот возьмем , к примеру, волшебное зеркальце, тарелочку с наливным яблочком - что за раритет! То ли дело скайп или Face Time. Надоели эти сказки! Враньё да и только! Зайду – ка я лучше Вконтакт, уму – разуму поучусь , узнаю все последние новости от подружек.( Засыпает)
Оле Лукойе:Тссс! А-а-апчхи! Простите, из сказки в сказку, из жары в холод… А-а-апчхи! Всюду надо успеть. Да ещё эти сквозняки в пути. А-а-апчхи! Вот вчера, например, с утра вымок под тропическим ливнем в Бомбее, к обеду я мок под дождиком в Лондоне, затем попал под снегопад в Гренландии, и только к вечеру обошлось без осадков. А-а-апчхи ! А-а-а …что вы думаете. Сказки везде любят. Вот и приходится мотаться туда-сюда, туда-сюда… Тут тебе и… а-а-апчхи… и насморк, и поясница, и усталость. К врачу сходить некогда с такой работой.
Вед.: Ой , кто вы?
Оле Лукойе: Я известный сказочник, Оле-Лукойе. Когда дети засыпают, я присаживаюсь к ним на кровать. У меня есть два зонтика: один с картинками, который я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем черный , который я раскрываю над непослушными детьми! Я вижу, ты девочка послушная, только почему – то не веришь в сказки. А , значит, и Новый год не наступит, и Дед Мороз не придет к детям! А как же они без праздника?
Вед.: А что же делать? Ребята ведь ждут праздник.
Оле Лукойе: Ты должна побывать в сказках , узнать чему же они учат . И тогда обязательно случится чудо!
Вед.: А как же я попаду в сказку?
Оле Лукойе: Я помогу тебе ! Крибле, крабле, бумс ( крутит зонтик )
Синеглазка: Здравствуйте, меня зовут Синеглазка.
Кнопочка: А меня Кнопочка.
Синеглазка: Мы живем в сказочном городе, в котором живут Коротышки.
Кнопочка: Коротышками их называют потому , что они очень маленькие.
Синеглазка: В нашем городе очень красиво. Вокруг каждого дома растут цветы : маргаритки, ромашки , одуванчики.
Кнопочка: Здесь даже улицы называются именами цветов : улица Колокольчиков , аллея Ромашек , бульвар Васильков.
Синеглазка: А сам город называется Цветочным.
Кнопочка: А вот и Незнайка. Давай спрячемся.
Незнайка: Ой, кто это ударил меня по голове, странно, нет никого.
Наверное, от солнца кусок отломился, Бум! И ударил меня по голове.
Незнайка- беда, беда! Все сюда! Слушайте Коротышки, от солнца оторвался большой кусок и ударил меня по голове.
Синеглазка: что ты Незнайка, если бы от солнца оторвался кусок он раздавил бы тебя в лепешку.
Кнопочка: - солнце ведь очень большое.
Незнайка - не может быть, оно не больше тарелки.
Незнайка: Слушай, Знайка, представляешь, какая история со мной приключилась? Видишь, какая шишка у меня на голове?
Знайка: Да, шишка порядочная!
Незнайка: Это - шишка оттого, что на меня кусок солнца упал! Ударил меня по голове! Настоящий солнечный удар!
Знайка: Если бы от солнца оторвался бы кусок, он раздавил бы тебя.
Солнце, Незнайка очень большое. Это огромный раскаленный шар! Это я в свою трубу видел!
Незнайка: Братцы! Вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли, вот оно какое. И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо на нас. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас, что будет.
Винтик: Какой кусок? Что ты выдумываешь?
Незнайка: Ничего я не выдумываю. Это Знайка в свою трубу видел.
Знайка: Успокойтесь братцы! Незнайка опять все перепутал!
Кнопочка: Удивляемся, как это мы тебе поверили?
Тюбик: Чудной ты Незнайка. Вообще, взялся бы за какое-нибудь дело…
Винтик: Да все у тебя шиворот навыворот.
Все: Учиться нужно!
Незнайка: Я очень хочу чему-нибудь научиться. Но как-нибудь сразу, чтоб бы без всякого труда. Пойду-ка я к Тюбику…
Незнайка: Привет, Тюбик! А чем ты тут занимаешься?
Тюбик: Я, Незнайка, рисую свою новую картину.
Незнайка: Такс, понятно, бери краски и смешивай их погуще!
О, привет, Винтик! Ты что делаешь?
Винтик: Я, Незнайка, конструирую воздушный шар.
Незнайка: Какой шар? Бросай свой шар и садись скорее на стул, я тебя рисовать буду!
Винтик: Меня? Рисовать?
Незнайка: Да, садись. Так, не вертись, Винтик, а то не похоже получится.
Винтик: Сижу, ага, так? Ну, что, похоже, получается? Незнаечка?
Незнайка: Очень похоже, очень, вот так, все…. Чтоб красивее – красный нос, зеленые уши, и… большие фиолетовые усы. Все, Винтик, готово, можешь смотреть!
Винтик: Ой, Незнайка, разве я такой?
Незнайка: Конечно такой, а какой же еще?
Винтик: А усы, ты мне, зачем пририсовал? У меня, их нет.
Незнайка: Ну, вырастут когда– нибудь…
Винтик: Нет, Незнайка, это плохой портрет. Дай-ка я его порву.
Знайка: Братцы, что за шум?
Винтик: Рассуди нас , Знайка! Правда, это не я?
Знайка: Конечно, не ты.
Тюбик: Художник, как я вижу, из тебя тоже не получился?
Хором: Учиться нужно!!
Вед.: Как же было интересно и весело.
Оле Лукойе: А ты не хотела верить в сказку. А чему же ты научилась?
Вед.: Нужно учиться , чтобы не быть смешным.
Оле Лукойе: А мы спешим дальше. Крибле, крабле, бумс.
Соня: - Я устал и хочу спать.
Ворчун: - Да разве есть такое время суток, когда тебе не хотелось бы спать? Бери с меня пример!
Чихун: - Ворчун, перестань ворчать. Я, а-а-апчхии тоже бы не прочь отдохнуть
Весельчак: - Чихун, а ты почихай в разные стороны, сразу усталость пройдёт! (смеётся)
Счастливчик: - Весельчак, тебе бы только поиздеваться над старым больным гномом. Чихун, смотри сюда: всё просто: считаю до пяти
( Зажимает нос Чихуну, но тот не выдерживает и чихает ещё больше. Все гномы смеются.)
Умник: - Кончай болтать, Простак, ты испугал нашего маленького Скромника.
(Скромник громко плачет)
Скромник: - Друзья, пора идти домой! Пошли!
Чихун: - Правильно, пошли, а-а-а-апчхии!
Счастливчик: - Смотрите! В нашем доме горит свет!
Соня: - Кто-то туда забрался, пока нас не было!
Ворчун: - Наверняка это грабители! Или злые разбойники! А может быть дикие звери!
Скромник: - А может быть это лесные духи! Что же нам делать? (громко плачет)
Умник: - Кто бы там ни был, мы не можем стоять здесь всю ночь! Вперёд! За мной!
Весельчак : Так это же девочка, милая девочка
Счастливчик: Она прекрасна как ангел!
Ворчун: Как ангел? Да эти девочки ворчуньи. Жди от них неприятностей
Чихун: Какие еще неприятности? Апчхиии!
Соня: Тише, тише. Вы ее разбудили
Белоснежка: Доброе утро!
Все : Доброе утро!
Белоснежка: Какие вы милые! Меня зовут Белоснежка. А вас как?
-Я - Счастливчик
-Я – Умник
-Я - Соня
-Я – Весельчак, а это Скромник
Белоснежка: Ну, а ты?
-Апчхи
Все: - Чихун
Белоснежка: Ну, а ты, наверное,….
-Ворчун
Белоснежка: Я могу у вас немного погостить?
Весельчак: Да, мы очень рады
Ворчун: Нет. Мы в гневе
Счастливчик: Мы даже очень рады.
Ворчун: Нет, мы очень даже в гневе
Умник: Нет, мы даже очень – очень рады
Белоснежка: Я прошу вас не гоните меня. Я буду вам первым другом. Я умею стирать , гладить, мыть , шить , готовить.
Все : Готовить?
Скромник: Ты умеешь готовить?
Умник: Кексы?
Чихун: Печенья?
Соня: Тортики?
Весельчак: Решено, мы тебя оставляем
Счастливчик: Только приготовь прямо сейчас
Белоснежка: Конечно, только нужно еще и убраться. Как же можно готовить пирог в таком беспорядке?
( Маршируют за гномами)
Оле Лукойе: Ты куда?
Вед.: Ой, засмотрелась! Какая добрая и воспитанная Белоснежка!
Оле Лукойе: А какие трудолюбивые гномы! Ну, нам пора в путь. Крибле, крабле ,бумс.
(Выходит под. музыку) Пеппи садится на край сцены.
Пеппи. Вот даже и не знаю, здорово это или нет, когда тобой никто не командует. Вроде бы здорово, но, знаете, иногда так хочется, чтобы хотя бы кто-нибудь прикрикнул на тебя. Нет, можно, конечно, и самой, только порой это надоедает.
Пеппи поднимается в дом. Появляются Томии и Аника.
Т о м м и. Ты кто?
А н и к а. Девочка, ты откуда?
П е п п и . Так, интересное дельце назревает. Какими судьбами?
Т о м м и. Мы живем тут неподалеку.
А н и к а. Ага, а сегодня мама сказала, что на вилле «Курица» кто-то появился.
П е п п и. Ну да, кто-то, то есть не кто-то а я появилась! И это здорово! Разве нет?
А н и к а. Конечно, здорово. Только ты откуда?
П е п п и. Я…
Т о м м и. Подожди, ты тут одна?
П е п п и. Конечно нет! Мы живем втроем: господин Нильсон, лошадь и я.
Томми. А кто же тебе говорит «Пора ложиться спать?»
Пеппи. Сама себе говорю. Сперва очень ласковым голосом: «Пеппи, ложись спать.» А если я не слушаюсь, то повторяю уже строго. Когда и это не помогает, мне от себя здорово влетает. Понятно?
Томми. Может быть, это не так уж плохо…
П е п п и. Вы все такие невоспитанные? Или у вас тут так принято забрасывать новичков вопросами, даже не познакомившись?
А н и к а. Ой, прости, пожалуйста. Я – Аника, а это мой брат Томми. Мы живем тут по соседству. А тебя как зовут?
П е п п и. Пиппилотта Виктуалина Рульгардина, а по отчеству Эфраимсдоттер Длинный- чулок. Но вы можете звать меня просто Пеппи!
Т о м м и. И это здорово…
А н и к а. А почему ты ходишь в разных чулках?
П е п п и. Это я сама придумала. Очень удобно, между прочим: никогда не перепутаешь, где правая нога, а где – левая. (Начинает двигаться спиной вперед)
Т о м м и. А почему ты пятишься?
П е п п и. (Останавливается на секунду) Разве мы живем не в свободной стране? Разве каждый человек не может ходить так, как ему вздумается? И вообще, если хочешь знать, в Египте все так ходят, и никого это ни капельки не удивляет.
Т о м м и. Откуда ты знаешь? Ведь ты не была в Египте.
П е п п и. Как?! Я не была в Египте?! Так вот, заруби себе на носу: я была в Египте и вообще объездила весь свет и вдоволь насмотрелась всяких чудес. Интересно, что бы ты сказал, если б я прошлась по улице на руках, как ходят в Индии? (Задумывается, печально)
А н и к а: А там ходят на руках?
П е п п и :Ну, да там же жарко и земля очень горячая
Аника: А рукам значит не жарко
А н и к а. Сплошное вранье!
П е п п и. Ага, сплошное вранье. А подружиться мы все-таки можем! Верно?
Т о м м и. Конечно!
А н и к а. Верно!
Вед.: Какая неунывающая, какая веселая девочка!
Оле Лукойе: А обманывать не хорошо.
Вед.: Но, она это поняла! И у неё появились замечательные друзья!
Оле Лукойе: Мы отправляемся дальше. Крибле, крабле, бумс
Снежная королева: Кай! Теперь я полечу в теплые края, чтобы задержать приход весны.
К а й : (бесцветным голосом) Хорошо!
Снежная королева: Ты останешься совсем один. Тебе не будет скучно?
К а й : Мне не бывает скучно.
Снежная королева: Хорошо! Я хочу, чтобы ты сложил из этих льдинок слово «Вечность»
К а й : Хорошо.
Снежная королева: Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков.
К а й : Хорошо.
Снежная королева: До свидания, мой мальчик.
Все это время за сценой слышится голос Герды, которая его зовет «Кай!» Г е р д а : Кай! Кай!
К а й : (бесцветным голосом) Тише, Герда. Ты сбиваешь меня.
Г е р д а : Кай, это я!
К а й : Да.
Г е р д а : Ты меня забыл?
К а й : Я никогда ничего не забываю.
Г е р д а : Кай, ты нарочно пугаешь меня, дразнишь? Или нет? Я столько дней искала тебя, и вот нашла, а ты даже не сказал мне « здравствуй».
К а й : Здравствуй ,Герда.
Г е р д а : Почему ты со мной говоришь таким голосом? Что мы с тобой в ссоре, что ли?
К а й : Я занят.
Г е р д а : А что ты делаешь?
К а й : Я должен сложить из этих льдинок слово «вечность».
Г е р д а : Зачем?
К а й : Так велела королева..
Г е р д а :. (начинает легко тормошить Кая) Кай! Без тебя во дворе все идет худо. (всхлипывая)
К а й : (беспокойно поеживаясь) Мне холодно.
Г е р д а : Видишь? А у соседской кошки три котенка. Одного нам дадут. А бабушка все плачет и стоит у ворот. Кай! Ты слышишь? Дождик идет, а она все стоит и ждет, ждет... (вытирает слезы)
К а й : (словно просыпаясь) Герда! Герда, это ты? Что случилось? Ты плачешь? Кто тебя посмел обидеть? (вскакивает) Как здесь холодно Как ты попала сюда?
Г е р д а : Ничего, ничего. Со мной все хорошо. Это я плачу от радости. Я так долго искала тебя.
К а й : Пойдем отсюда скорее.
Снежная королева: Как посмела ты увести у меня Кая?
Герда: Посмела! И вы теперь ничего не сможете нам сделать!
Снежная королева: У Кая ледяное сердце ! Он больше не хочет возвращаться к людям. Он мой!
Кай: Не правда !
Герда: У него снова горячее сердце . Мои слезы и моя дружба растопили
его .
Снежная королева: Я заморожу тебя , дерзка девчонка. И превращу в огромный кусок льда.
Кай: Я не дам Вам этого сделать! Не бойся! Только не бойся! Главное не бояться!
Герда: Оставьте нас , оставьте! Кай больше не Ваш. Я не отдам его Вам! Слышите, не отдам! Уходите, уходите сейчас же! У нас горячие сердца.
Вместе: И Вам никогда не победить нас!
Вед.: Ой, как же я замерзла! Холодно было.
Оле Лукойе: Но ты даже уже не дрожишь!
Вед. : Настоящая дружба и горячие сердца меня согрели.
Оле Лукойе: Новый год уже скоро, а елочка так и не сверкает. Поторопимся. Крибле,крабле, бумс
Мари: Ты слышишь, в гостиной что-то делают.
Брат Мари: Слышу. С самого утра всё чем-то шуршат, постукивают.
Мари: А только что мне послышалось – кто-то напевает.
Брат Мари: А может это Дроссельмейер – наш крёстный? Наверное, опять сломались большие часы, и он пришёл их чинить.
Мари (радостно): Интересно, какие подарки он на этот раз смастерил для нас. Никто не умеет делать таких игрушек, как наш крёстный.
Брат Мари: Я думаю, это будет крепость с солдатами, они будут палить из пушек и скакать на горячих конях.
Мари: Нет! Нет! Крёстный рассказывал мне о волшебном саде, там большое озеро, а по нему плавают лебеди и поют красивые песни.
Брат Мари: Скорей бы уж открыли двери, так трудно ждать.
Мари: Тихо! Мне чудится, откуда-то долетает музыка. Ты слышишь?
Музыка звучит громче.
Франц: Скрипнула дверь. Нас зовут в гостиную. Поспешим же. Там подарки.
Мари: Какая большая коробка!
Франц: Давай скорее открывай! Не терпится мне поиграть.
Целое войско с крепостью. Ух ты!!!
Мари: - Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице! И мне позволят его надеть!
Франц: (мягко с умилением)Ох, какой конь! Лютый зверь!.. А какие гусары! Надо немедленно произвести смотр моих гусаров. Взвод, стройся! В поход – шагом марш!
Мари достаёт кукол:
Какие куклы! Бантики какие! На платьях, на туфлях, на волосах! Я их поставлю со своими куклами!
Танец Кукол
Дети находят Щелкунчика
Франц: А это что еще такое? Какой ужасный уродец! Играть с таким бы я не стал.
(Франц бросает его на пол. Мари поднимает Щелкунчика с пола. Обнимает его.)
Мари: Ах, Франц, так нельзя поступать! Это же Щелкунчик!
Франц: Его дело – разгрызать твёрдые орехи.
Мари: Я буду выбирать для него самые маленькие орехи, чтобы ему не было трудно.
Франц: Ой, ну и потешный же уродец этот щелкунчик! А ну-ка дай-ка мне его, Мари, пусть он и для меня потрудится.
Мари: Ах, ты его сломаешь… Отдай, отдай его мне. Бедный, милый Щелкунчик! Ты злой, Франц!
Франц: Сознайся, однако, Мари, он ведь очень нескладен и не пригож собой, а?
Мари: Мне он нравится и такой. Что бы с ним не случилось, я всегда во всём приду к нему на помощь.
Мари остается одна и танцует с Щелкунчиком.
Вед.: Сегодня весельем наполнился зал,
Мы всех пригласили на сказочный бал.
Из сказок любимых герои пришли,
Всем радость, веселье они принесли.
И мы никогда о таком не мечтали:
Увидеть всех сразу здесь, в праздничном зале.
И как хорошо, что уютный наш зал
Героев из сказок всех вместе собрал
Вед.: Нас сказки научат любить и мечтать
как счастье ценить, как друзей отыскать
что значит быть добрым и людям не лгать
как важно трудиться и всем помогать!
Пусть сказкам волшебным не будет конца,
пусть наши герои идут до конца,
мы вместе поборем всю нечисть и зло,
ведь в сказках всегда побеждает добро!
Оле Лукойе : Вот видишь, как ты ошибалась?
Вед.: Да, я была не права. Сказки могут многому научить
Литература:
1.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
2. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
3. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
4. Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»
5. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
Ильина Оксана Геннадьевна
Виктория