12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сырцева Светлана Николаевна38
Работаю учителем начальных классов 30 лет в маленькой сельской школе.
Россия, Краснодарский край, станица Балковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 им. В.Г.Харченко станицы Балковской муниципального образования Выселковский район









Статья по теме

«Исследование и театрализация кубанских казачьих сказок »


Автор работы

Сырцева Светлана Николаевна

учитель начальной школы

МБОУ СОШ №16 им. В.Г. Харченко станицы Балковской

муниципального образования

Выселковский район

Краснодарского края        2023 год

Мы живём на Кубани в казачьей станице. У многих ребят нашего класса бабушки и дедушки потомственные казаки. Именно это помогает мне в работе. В рамках внеурочной деятельности провожу мероприятия, которые способствуют воспитанию доброты, милосердия, чуткости, сострадания, чувства патриотизма, гордости за людей, живущих в нашем крае. От бабушек - казачек, приглашенных на праздник «Казачьи посиделки», школьники узнали что, песни, былины и сказки сопровождали казаков в течение всей их жизни. Лёжа в колыбели, казачонок слушал песни матери и бабушки. Но вот приходило время, ребёнок подрастал, и жизнь его заполняли сказки. Казачьи сказки пронизаны необыкновенным ароматом родной речи, красотой полей и лесов, прекрасных людей, преданиями старины глубокой и, конечно, казацкими лукавыми, озорными историями. В эти сказках всё по казачьим законам: слабого надо защитить, достойного – наградить, злодея – наказать. Ребята очень увлеклись казачьими сказками. Но работа не ограничилась чтением сказок. Читая казачьи сказки, школьники изучают кубанский фольклор, уклад жизни, культуру, традиции кубанских казаков. Начинаем работу над сказкой с исследования её структуры. В результате выяснили, что казачья народная сказка делится на три части. Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. «Жили-были муж с женой, у них был сын Ивашка» или «В стародавние времена в одной деревне жили брат с сестрой». Далее следуют сказочные события. Это могут быть три раза повторяющиеся события, испытания главного героя. А завершается сказка концовкой: «Вернулись они домой и жили долго и счастливо», а вот ещё вариант концовки «Казаку конец пришел, и сказке нашей конец». Большое значение в сказках уделяется предметам труда и быта казаков. В сказке «Фимка», нашли подтверждение, что в хате казака в «Красном углу» висели иконы: «Подвела Фимка пана к иконе и сама рядом стала». Печку в хате казака называли матушкой, кормилицей. Она занимала значительную часть помещения, служила предметом особой заботы хозяйки дома стремившейся содержать ее в чистоте. На печи спали дети и старики. В сказке «Иван и старец» об этом говорится: «Матушка Ивана лежала на печке». Около печи находились ухват, кочерга, лопата. «Натопила ведьмина дочь печь и говорит Ивашке ласково: «Ванюша, сядь я тебя покатаю». Это строки из сказки «Ивашка». Главная цель казаков – обустройство и охрана своей родины. Основное занятие кубанских казаков – земледелие. В сказке « Казак и птицы» мы прочитали о том, что когда война с турками прекратилась, казак «Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием». Во все времена казаки славились гостеприимством. Как захаживали гости в казачью хату, сразу стол накрывали и всех угощали. С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С раннего возраста на казачат возлагались посильные работы – уборка во дворе и доме, прополка сорняков, уход за домашней птицей и животными. Сказка «Коза - дереза» начинается так «Жил дед, да баба, и была у них внучка. Вот послал дед внучку коз пасти» В семье казака учили детей добру, благожелательности, уважению старших, например в сказке «Как сын перенёс больного отца через горы» говорится: «Сыновья готовы были на всё, чтобы облегчить страдания отца».

Подробно изучив казачьи сказки, принялись за изготовление кукол и декорации к ним.

Декорации и куклы - перчатки к кубанским народным сказкам.

t1684263432aa.jpgt1684263432ab.jpg

С постановкой «Казачьих сказок» выступили перед родителями и воспитанниками детского сада.

t1684263432ac.gift1684263432ad.gif

t1684263432ae.png

Работа на материале кубанских сказок актуальна и будет продолжена, так как обращение к культуре и традициям кубанского казачества насущно на сегодняшний день. В процессе работы школьники не только знакомятся с культурой и традициями кубанского казачества, но и привлекают к ним внимание других ребят.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.