Урок теоретического обучения по материаловедению «Заполнители»
План урока по теме: «Заполнители»
Преподаватель: Червова Наталья Викторовна
ОУ: ГПОУ с. Тарасово
Профессия: «Штукатур»
Дисциплина: Материаловедение
Тема урока: «Заполнители»
Тип урока: изучение новых знаний
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Заполнители».
Задачи:
Образовательная:
1. способствовать обобщению знаний по теме «Роль и свойства заполнителей»;
2. систематизировать и углубить знания по теме «Классификация заполнителей»;
3. применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Развивающая:
содействовать формированию причинно-следственных связей, умений анализировать, делать выводы, вносить предложения;
обеспечивать развитие речи учащихся.
развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческий подход к выполняемой работе.
Воспитательная:
Способствовать развитию ответственности, товарищества;
Повышать интерес к выбранной профессии.
Закреплять навыки коллективной деятельности.
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа.
Междисциплинарные связи: Специальная технология, производственное обучение.
Материально-техническое оснащение: ТСО (проектор)
Учебно-методическое обеспечение:
инструкционные карты;
методические рекомендации;
рабочие тетради учащихся;
учебник В.А.Смирнов «Материаловедение»;
карточки – задания;
образцы материалов.
1. Организационный момент
Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению работы, целеполагание.2. Проверка ранее усвоенного материалаВыяснит степень усвоения ранее изученного материала (карточка - задание)
Вопрос |
Варианты ответов |
Правильный ответ |
1. К «вяжущим» относят: |
а) песок, гальку, опилки б) гипс, известь, жидкое стекло в) цемент, глину, песок |
Ответ: б |
2. К гидравлическим вяжущим относят: |
а цемент, гидравлическую известь б) цемент, глину в) гипс, глина гипс, жидкое стекло |
Ответ: а |
3. Портландцемент-это ... вяжущее |
а) воздушное б) гидравлическое в) штукатурное штукатурное |
Ответ: б |
4. Раствор – это: |
а) смесь вяжущего, воды и песка б) смесь вяжущего и воды в) смесь вяжущего, заполнителя и воды рационально подобранная смесь вяжущего, воды, песка и необходимых добавок |
Ответ: в |
5. Растворная смесь это: |
а) смесь вяжущего, заполнителя и воды б) смесь вяжущего, заполнителя и воды до начала схватывания в) смесь вяжущего, заполнителя и воды после затвердения. |
Ответ: б |
6. Какое вяжущее при твердении увеличивается в объёме? |
а) цемент б) известь в) гипс |
Ответ: в) |
Устный опрос.
Охарактеризуйте общие свойства портландцемента?
Что такое активность и марка цемента?
Укажите разновидности портландцемента?
Активные минеральные добавки для портландцемента?
4. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы
Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; обозначить его практическую значимость.
5. Объяснение нового материала
а) мотивация введения новых понятий.
б) объяснение нового материала с использованием ТСО и средств наглядности.
Вопросы:
Общие сведения о видах и назначение заполнителей;
Роль и свойства заполнителей;
Классификация заполнителей;
Показатели качества заполнителей;
Конспект нового материала.
1.Общие сведения о видах и назначение заполнителей
Для приготовления бетонных, растворных, мастичных и клеевых смесей на минеральных вяжущих применяют заполнители и наполнители, специальные добавки, которые вводятся в смесь в сухом виде или при затворении водой.
1.1 Заполнители – рыхлая смесь зерен природного или искусственного
происхождения, имеющих определенные размеры.
2. Роль и свойства заполнителей.
2.1 Объем заполнителя – 85% от общего объема бетона;
- 70% от общего объема раствора.
2.3 Роль заполнителей:
- чем больше заполнителя в бетоне или растворе, тем дешевле бетон, раствор;
- снижается усадка раствора, бетона;
- повышается трещеноспособность раствора, бетона;
- определяют свойства бетона, раствора (легкие бетоны или растворы, хорошие теплопроводные свойства, декоративные свойства).
2.3 Свойства заполнителей.
- Применение пористых заполнителей, получаем легкие бетоны и растворы, обладающие хорошими теплоизоляционными свойствами.
- Применение дробленого мрамора, андезита, цветного стекла, слюды, получаем декоративные растворы и бетоны для отделочных работ.
3. Классификация заполнителей.
3.1 От размера зерен: различают мелкие (0,16 – 5 мм) и крупные (5-70 мм)
3.2 По форме различаю: круглые и шероховатые.
вяжущее
вяжущее
бетоны
растворы
Мелкий заполнитель
Крупный заполнитель
Гравий – частицы гладкие округлой формы
Щебень – частицы неправильной формы, шероховатые
песок
3.3 По происхождению заполнители подразделяют:
1. На природные;
2. искусственные;
3. на отходы промышленности.
Схема
Заполнители
Отходы промышленности
(топливные шлаки, грубодисперсные золы ТЭЦ, золошлаковые смеси)
Искусственные заполнители
Природные заполнители
Термическая обработка природного сырья и отходов промышленности
(керамзит, термолит, шлаковая пемза)
Механическая обработка
Горные породы (гранит, диабаз, известняк, вулканический туф, гравий, кварцевый песок, мрамор
Попутно добываемые породы
Отходы обогащения
4. Показатели качества заполнителей.
4.1
Насыпная плотность
Мелкие (пористые)
Тяжелые (плотные)
Более 1200 кг/м3
Менее 1200 кг/м3
Марка 200……800
Марка: 1200
4.2 Зерновой состав – чем меньше зерно, тем меньше пустот в растворе или бетоне.
4.3 Минеральный состав – характеристика горной породы, оценка трещин, степень выветривания, данные о примесях, о радиации.
4.4 Содержание вредных примесей – включение минералов сульфатов, сульфидов, аморфных разновидностей кремнезема (халцедона, опала, вулканических стекол), органические примеси (гумусовые кислоты) – вступают во взаимодействие с цементом, в результате образуются соединения, снижающие прочность и вызывающие коррозию.
4.5 Прочность – характеризуется маркой от 8-24, чем слабее гравий, тем больше зерен.
4.6 Морозостойкость – оценивается маркой от F 15 до F300.
6. Закрепление изученного материала
1. Умение учащихся соотносить между собой понятия о видах и свойствах заполнителей. 2. Закрепить полученные знания на уроке (учащиеся, составляют по два вопроса по новой теме урока друг другу и записывают их на листе, затем обмениваются листами с вопросами друг с другом, затем оценивают ответы друг друга).
7. Подведение итогов урока
Самооценка и оценка учащихся и группы. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.
8. Домашнее задание
Информация о домашнем задании.