по специальности среднего профессионального образования
22.02.06Сварочное производство
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 22.02.06 Сварочное производство
3. условия реализации программы учебной дисциплины
11
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит впрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- определять виды конструкционных материалов;
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
- классификацию и способы получения композиционных материалов;
- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
-строение и свойства металлов, методы их исследования;
-классификацию материалов, металлов, сплавов их области применения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 143 часа, в том числе:
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Строение и кристаллизация металлов
12
1 семестр
Тема 1. Атомно-кристаллическое строение металлов.
Современное представление о строении атома, периодическом законе Д.И.Менделеева. Строение атома металла и свойства металлов. Кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток, их характеристики. Анизотропия свойств металлов. Аллотропические (полиморфные) превращения в металлах. Критические точки металлов. Аллотропия железа, ее значение. Критические точки железа.
2
1
Тема 2. Кристаллизация металлов.
Сущность процесса кристаллизации и термодинамические условия, способствующие образованию кристаллов. Кривые охлаждения и нагрева при кристаллизации, их построение. Образование центров кристаллизации и рост кристаллов. Факторы, влияющие на размер и форму зерна.
2
1
Тема 3. Понятие о точечных, линейных и поверхностных несовершенствах (дефектах).
Особенности кристаллического строения реальных металлов. Понятие о точечных, линейных и поверхностных несовершенствах (дефектах).
Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы?
Сведения о ученых занимающихся вопросами материаловедения.
Современные представления о строении атома металла.
4
Раздел 2.
Методы исследования и испытания металлов и сплавов
36
Тема 5 Макроскопический и микроскопический анализы.
Основные методы исследования и контроля структуры металлов и сплавов.
Макроскопический анализ. Изучение структуры на изломах и макрошлифах. Технология изготовления макрошлифов. Основные дефекты макроструктуры. Микроскопический анализ. Технология изготовления и травления микрошлифов.
4
1
Тема 6 Понятие об электронной микроскопии.
Металлографический микроскоп, его оптическая схема и конструкция, правила работы на нем. Понятие об электронной микроскопии. Назначение и устройство электронного микроскопа.
2
1
Лабораторная работа №1
Макроскопический анализ.
2
2
Тема7 Механические свойства металлов.
Пластическая деформация металлов (моно- и поликристаллов). Свойства пластически деформированных металлов.
Понятие о механических свойствах металлов и механических методах их испытания.
2
1
Тема 8 Методика проведения испытаний механических свойств металлов.
Испытания при статических нагрузках: на растяжение и на твердость. Методика проведения испытаний, используемые образцы, характеристики их механических свойств. Испытания при динамических нагрузках (на ударный изгиб). Методика проведения испытаний, используемые образцы.
2
1
Лабораторная работа№2
Испытание на растяжение.
2
2
Лабораторная работа№3
Определение твердости металлов по Бринеллю.
2
2
Тема 9 Физические свойства металлов.
Определение удельного электросопротивления. Магнитные свойства.
2
1
Лабораторная работа№4
Определение твердости по методу Роквелла.
2
2
Лабораторная работа№5
Определение твердости по методу Виккерса.
2
2
Тема 10 Технологические свойства.
Технологичность в процессе литья. Обрабатываемость давлением. Обрабатываемость резанием.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 2, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Технология изготовления и травления микрошлифов.
Понятие об электронной микроскопии
Методика проведения испытаний механических свойств, используемые образцы.
Магнитные свойства металлов и сплавов.
Научные исследования сплав обладающие магнитными свойствами
Определение ударной вязкости металлов
Технология литейного производства
10
Тема 11 Технология литейного производства.
Общие свойствао литейном производстве. Технологическая схема изготовления отливок, формовочное производство
2
1
Раздел 3
Основы теории сплавов
15
Тема 12 Характеристика основных фаз.
Понятие о сплаве, компоненте, фазе, системе. Область применения сплавов в качестве конструкционных материалов
2
1
Тема 13 Правило фаз и его использование.
. Правило фаз и его использование при изучении сплавов. Возможные случаи равновесия для двухкомпонентных систем. Понятие о гетерогенных структурах (механических смесях). Химическое взаимодействие компонентов, типы химических соединений. Свойства гетерогенных структур, твердых растворов, химических соединений. Применение правила фаз и правила отрезков при изучении превращений в сплавах по диаграмме.
2
1
Практическое занятие №1
Описать критические точки на диаграмме Fe-C
2
2
Тема 14 Диаграмма состояния «железо-цементит» .
Диаграмма состояния «железо-цементит» , основные области, критические точки, фазовые изменения, определение структуры сплавов по диаграмме
2
1
Практическое занятие №2 Определить по диаграмме Fe-C структуры сталей и сплавов
2
2
Тема 15 Термообработка сплавов и характеристика превращений.
Виды термической обработки сплавов, ее назначение, способы провидения, оборудование для термической обработки, дефекты сплавов при термической обработки
2
1
Тема 16 Термообработка сталей, влияние на свойства металлов.
Виды термической обработки сплавов, ее назначение, способы провидения, оборудование для термической обработки, дефекты сплавов при термической обработки
3
1
2 семестр
Раздел 4
Железоуглеродистые сплавы
22
Тема 17 Сталь, влияние углерода на свойства стали.
Понятие стали, общая классификация сталей, область применения, постоянные примеси в сталях, влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей
2
1
Практическое занятие №3
Основные линии и области диаграммы Fe-C
2
2
Тема 18 Легированные стали.
Легированные стали, область применения, классификация легированных сталей, основные легирующие компоненты, влияние легирующих компонентов на свойства и структуру сталей
2
1
Тема 19 Чугуны.
Понятие чугуны, классификация, область применения, основные свойства чугунов, структурные составляющие чугунов, маркировка чугунов
2
1
Лабораторная работа №6
«Изучение структуры стали после термической и химико-термической обработки сталей»
2
2
Лабораторная работа №7
«Термическая обработка алюминиевых сплавов»
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 4, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Термообработка сталей, влияние на свойства металлов.
Вклад российских ученых в создание теории термообработки.
Д.К.Чернов - основоположник теории термообработки сталей.
Повышение качества металлопродукции.
10
Раздел 5
Конструкционные материалы
14
Тема 20 Конструкционные стали общего назначения.
Понятие конструкционных материалов, основные свойства и область применения конструкционных сталей, классификация конструкционных сталей, маркировка и расшифровка конструкционных марок сталей общего назначения
2
1
Тема 21 Конструкционные стали.
Понятие конструкционных материалов, основные свойства и область применения конструкционных сталей, классификация конструкционных сталей, маркировка и расшифровка конструкционных марок сталей
2
1
Лабораторная работа №8 Изучение свойств конструкционных углеродистых сталей
2
2
Практическое занятие №4 Расшифровка марок конструкционных сталей
2
2
Практическое занятие №5 Расшифровка марок коррозионных сталей.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 6, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Назначение и применение инструментальных сталей.
Требования, предъявляемые к инструментальным сталям Виды коррозии в металлургии.
4
Раздел 6.
Инструментальные стали и твердые сплавы
20
Тема 22 Классификация инструментальных сталей и сплавов.
Понятие инструментальных сталей , основные свойства и область применения, классификация, инструментальных сталей. маркировка и расшифровка инструментальных марок сталей
2
1
Практическое занятие №6 Изучение характеристик инструментальных сталей, маркировка, расшифровка марок сталей
2
2
Тема 23 Стали режущего, штампового и измерительного инструментов.
Понятие сталей для режущего, штампового и измерительного инструментов, основные свойства и область применения, основные структурные составляющие сталей. классификация сталей. маркировка и расшифровка марок сталей
2
1
Тема 24 Стали и сплавы с особыми физическими свойствами.
Стали и сплавы с особыми физическими свойствами, основные свойства и область применения, основные структурные составляющие сталей. классификация сталей. маркировка и расшифровка марок сталей
2
1
Тема 25 Коррозия металлов и сплавов.
Понятие коррозии металлов и сплавов. Виды коррозии. Причины возникновения коррозии и методы борьбы с коррозией, влияние коррозии а свойства и структуру металлов и сплавов
2
1
Тема 26 Причины возникновения коррозии.
Понятие коррозии металлов и сплавов. Виды коррозии. Причины возникновения коррозии и методы борьбы с коррозией, влияние коррозии а свойства и структуру металлов и сплавов
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 5, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Влияние легирующих элементов на превращения в сталях при термообработке.
Классификация легированных сталей.
Мартенситностареющие высокопрочные стали.
Износостойкая (аустенитная) сталь.
8
Раздел 7.
Новые металлические материалы
10
Тема 27 Композиционные материалы.
Композиционные материалы, их классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, область применения в промышленности.
2
1
Практическое занятие №7 Изучение свойств композиционных материалов
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 7, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Композиционные материалы, их классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, область применения в промышленности.
Метод порошковой металлургии.
Сплавы на основе интерметаллидов.
6
Раздел 8.
Цветные металлы и сплавы
4
Тема 28 Цветные металлы и сплавы.
Основные металлы и сплавы на основе цветных металлов , их классификация, свойства , область применения
4
1
Раздел 9.
Неметаллические материалы
10
Тема 29 Неметаллические материалы.
Применение неметаллических материалов. Современные виды пластмасс. Резина применяемая в современной промышленности, характеристика и свойства.
Современные пути развития лакокрасочных материалов
2
1
Тема 30 Применение неметаллических материалов.
Применение неметаллических материалов. Современные виды пластмасс. Резина применяемая в современной промышленности, характеристика и свойства.
Современные пути развития лакокрасочных материалов
2
1
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 9, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Применение неметаллических материалов.
Современные виды пластмасс.
Резина применяемая в современной промышленности, характеристика и свойства.
Современные пути развития лакокрасочных материалов
6
Итоговая аттестация
Экзамен
всего
143
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение», лаборатории «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-объемные модели металлических кристаллических решеток;
- образцы металлов и сплавав (стали, чугуны, цветные металлы и сплавы);
- образцы неметаллических материалов;
-лабораторная установка «Испытание конструкционных материалов»;
Калачев Б.А., Ливанов Б.А., Елагин В.И. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – М.: МИСИС, 2015.
Коршунова Т.Е., Овсянникова Г.Л. Принцип обозначения марок черных и цветных сплавов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013
Коршунова Т.Е. Микроанализ. Твердость материалов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013
Коршунова Т.Е. Диаграммы состояния сплавов (основные системы). – Владивосток: Изд-во ДВГТРУ, 2012
Коршунова Т.Е. Строение, свойства и применение сталей и чугунов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013.
Коршунова Т.Е. Влияние термической обработки на структуру и свойства углеродистых сплавов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015.
Коршунова Т.Е. Методические указания к лабораторным работам. Структура, свойства и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – Владивосток: ДВТИ, 2011.
Коршунова Т.Е. Выбор материалов деталей машин и узлов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011.
Материаловедение и технология металлов / Под ред. Г.П. Фетисова. – М.: Высш. шк., 2012.
Мозберг Р.К. Материаловедение. – М.: Высш. шк., 2011.
Марочник сталей и сплавов/ Под общ. ред. В.Г.Сорокина. – М.: Машиностроение, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам
практические занятия
определять виды конструкционных материалов
практические занятия
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации
практические занятия
проводить исследования и испытания материалов;
практические занятия, лабораторные работы
Знания:
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии
тестирование, практические занятия, лабораторные работы, устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
классификация и способы получения композиционных материалов
тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве
тестирование, практические занятия, устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
строение и свойства металлов, методы их исследования;
тестирование, практические занятия, лабораторные работы, устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
классификация материалов, металлов, сплавов их области применения.
тестирование, практические занятия, устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа