Урок по технологии «Основы материаловедения» (7 класс)
План-конспект урока по теме: Основы материаловедения, 7 класс
Учитель – Мартынова Татьяна Юрьевна, МБОУ СОШ села Конь-Колодезь, Хлевенского района, Липецкой области
Цели урока:
Учебная:
Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися на уроках технологии в разделе «Материаловедение»
Способствовать запоминанию основной терминологии
Развивающая:
Формирование устойчивого интереса к предмету,
Способствовать развитию речи учащихся посредством пополнения словарного запаса терминами
интеллектуальных способностей учащихся,
развитие внимания,
логического мышления.
Воспитательная:
формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;
Учебно-материальное оснащение урока:
Для учителя:
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска,
компьютерная презентация
Для учеников: бумага для записи , карандаши, ручки, образцы волокон.
Тип урока: урок-викторина
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: информационно-сообщающий, объяснительный, эвристический (конкурс капитанов).
Ход урока
I. Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Приветствие команд (команды уже сформированы по желанию, выбраны капитаны)
Представление гостей, жюри (классный руководитель, родители, ученицы старших классов)
Приветственное слово учителя:
В 5,6 и 7 классах мы с вами изучали много различных тем, но сегодня узнаем , как хорошо вы постигли азы материаловедения. Урок не простой – урок-викторина. Вы сформировали 2 команды, слушайте внимательно, отвечайте быстро и правильно и тогда вы сможете получить смайлики за каждый правильный ответ. Команда, которая наберет больше смайликов, выиграет и получит приз. И так….
1 конкурс. Перекличка. Каждая команда по очереди дает 1 ответ, выигрывает та команда, соперники которой не смогут ответить.
- Волокна каких растений используют для производства хлопчатобумажных тканей (Хлопок, лён, крапива, конопля, пенька, джут, сизаль рами)
- У каких животных можно получить натуральные волокна ? (Овцы, ламы, верблюды, собаки, козы, тутовый шелкопряд, ангорские кролики)
- Назовите синтетические ткани. ( лайкра, капрон, лавсан, , акрил, хлорин, виньон, тевирон, спектра, дайнема, текмилон, геркулон, ульстрен, найден, мераклон., мтилан, акрилан, нитрон, кашмилон, дралон, долан, орлон)
2 конкурс. Узнай по картинке. Ведущий показывает картинку, если команда угадала, что изображено, подает звуковой сигнал ( свисток) и отвечает :
Картинка 1 (Сбор хлопка в Узбекистане)
Картинка 2 (Тутовый шекопряд)
Картинка 3 (Фильера)
Картинка 4( Ангорский кролик)
Картинка 5 (Крапива)
Картинка 6 (Ткацкий станок)
3 конкурс для капитанов. Капитаны получают задание и готовятся. Конкурс творческий: «Представьте, что вы ткань, что можете рассказать о своей жизни». На выбор: Шелк и вискоза.
4 конкурс. Битва. Команды по очереди задают вопросы. (Домашнее задание)
Какое растение называют "дитем солнца”? (Хлопчатник)
В чем разница двух понятий "хлопок” и "хлопчатник”? (Хлопок – это плод хлопчатника)
Какие ткани продавал русский купец Афанасий Никитин из Твери, совершая свое "Хождение за три моря”, когда "открыл для России Индию? (Льняные ткани)
Что получают из хлопкового и льняного волокон? (Пряжу)
Как называется ткань, полученная на ткацком станке, имеющая неприглядный вид: жесткая, шероховатая, с грязновато- желтым оттенком, с мелкими соринками? (Суровье)
Какие растения являются ценным сырьем не только для текстильной, но и для пищевой промышленности? (Хлопок и лен)
Из чего изготавливают хлопчатобумажные ткани? (Из хлопка)
На какие виды делятся волокна, пригодные для изготовления пряжи? (На искусственные и натуральные)
В 1681 году путешественник Стрейс Я. Я. В книге "Три путешествия” рассказывает о своей поездке к Волге: "… на западном берегу Волги есть большая сухая пустыня, называется "степь”. В этой степи находится странного рода плод, называемый "баранец” (что значит по-русски ягненок). Его кожа покрыта пухом очень белым и нежным, как шелк. Он растет на низком стебле, около двух с половиной футов высотой, иногда и выше. Голова его свешивается вниз так, как будто он пасется и щиплет траву. Когда трава увядает он гибнет…”
О каком плоде идет речь? (Хлопчатник)
Нить искусственного, натурального и минерального происхождения? (Волокно)
Разгадывают анаграммы: ОЛОВНОК ЛОХКОП ТЬНАК ЕНЛ УДТЖ ТРЕШЬС ОУРН КЕЛШ ЦОАВ ДЛЕШОКЯРП
5 конкурс. Видео-вопрос. Посмотрите видео, как они связаны с темой «Материаловедение».
Ссылки: (возможны другие варианты)
https://www.youtube.com/watch?v=y-INCKKyM28
https://www.youtube.com/watch?v=MfpZWH5gwPs
6 конкурс. Каждая команда получает по два образца, нужно определить, какое это волокно на ощупь.
Рефлексия. Жюри определяет победителей по результатам конкурсов, а команды подумают и ответят на вопросы: «Какой конкурс – самый интересный и почему?», «Понравился ли вам урок-викторина и по какой теме вы бы хотели поучаствовать в таком уроке?»
Акатова Ирина Анатольевна