Технологическая карта урока «Тип Членистоногие. Отряды Насекомых» (Биология, 7 класс)
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе
Пручкина Татьяна Владимировна
Предмет: Биология
Класс: 7
Тип урока: урок – игра (обобщение и систематизация знаний
Тема |
Тип Членистоногие. Отряды Насекомых |
Цель |
Повторить и обобщить знания по теме “ Отряды Насекомых ”. |
Задачи |
Образовательная: Обобщение знаний по классификации; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих класс: Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме. Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды. |
Планируемые результаты |
Предметные: Учащиеся должны знать: систематику Типа Членистоногие, класс Насекомые; - особенности строения, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; - исчезающие, редкие и охраняемые виды животных Учащиеся должны уметь: определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; работать с коллекциями насекомых, объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; - понимать взаимосвязи изучаемых животных в природе и их значение; - отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; Метапредметные: П: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, работать с текстом и иллюстрациями учебника. Р: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. К: умение непосредственного общения в группе, в парах, умение задавать вопросы, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. Личностные: Осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Основные понятия |
Определять понятия «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «легочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «легочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез».
|
Методы и методические приёмы
|
Словесный: вводная беседа, биологический диктант. Алгоритмический метод: работа с карточками названий; Развивающий – Мозговой штурм; Наглядный: тематические таблицы, высказывания. Поисковый: решение биологических задач Практический |
Формы контроля |
тестирование, контрольные вопросы, самоанализ, рефлексия. |
Ресурсы: |
Биология. Животные: учебник для 7 класса/ В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. - М.: Дрофа, 2014.- 207с. |
Оборудование: |
ПК, медиапроектор, презентация, дидактический раздаточный материал (карточки индивидуального опроса, листы самооценки и технологические карты для проведения практической работы), коллекции насекомых. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I.Организационный момент. (1 – 2) минуты
|
Приветствие. Слайд 1. Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь. Настройтесь на рабочий лад. А теперь начнём наш урок.
|
|
|
II. Актуализация опорных знаний. (3 минуты) |
Беседа по вопросам. Слайд 2. Цель: актуализировать знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках; подготовить учеников к выполнению разнообразных заданий. В пятой книге И. Акимушкина из цикла “Мир животных” есть такие слова: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки? (О Членистоногих) Кто такие Членистоногие? Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира? Значит, тема нашего урока? (Насекомые). Мы на протяжении нескольких уроков изучали с вами эту тему, какие вопросы мы с вами рассматривали? (строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие и значение насекомых). Итак, какую цель мы можем с вами поставить на урок по вашему мнению? Повторить и обобщить знания по теме «Тип Членистоногие. Отряды насекомых» Какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? (отвечают повторить, закрепить, обобщить, систематизировать ранее изученный материал). Да, сегодня вы покажите свои знания, умения работать в группах, коллективно и идивидуально. Помните –важно не только самому выполнить задание, но и помочь друг другу. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы в целом. Сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающий урок-игра по теме и вы сегодня не обычные ученики, а “знатоки-теоретики”. Мы постараемся выяснить насколько вы сильны в знаниях и определить кто лучший знаток Насекомых в классе. |
Отвечают на вопросы учителя и формулируют цель и задачи урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь.
|
|
III. Конкурс I. «Разминка»
(1 – 2 минуты)
Конкурс II. Диктант. (7 минут)
Конкурс III. Впишите в текст пропущенные слова. (5 мин).
Конкурс IV. « Заморочки из бочки». (7 минут)
Конкурс V. «Определить Класс и Отряд» (9 минут) Конкурс VI. «Конкурс капитанов» (10 минут) |
Для 1 команды Муравьев тепло встречая (Тля). Для 2 команды Солнце светлое приметив, (Шмели). Для 3 команды Неприметный в чаще леса (Муравей). На доске записаны термины – каждый под своим номером. Учитель зачитывает их определения, а ученики на листочках должны указывать номер соответствующего термина – в том порядке, в котором зачитываются определения. Для приведенного примера ответ выглядит как “3–4–1–5–6–2”. Термины: 1)Инстинкт, 2) Хитин, 3) Трахеи, 4) Энтомология 5) Фасеточные глаза 6) Регенерация 7) Двусторонне – симметричные 8) Мозаичное зрение 9) Линька 10) Партеногенез Вопросы диктанта Тип симметрии Насекомых (7) Органы дыхания Насекомых (3) Всем Членистоногим расти мешает наружный скелет, как они с этим справляются? (9) Как называется сложное поведение животных, закрепленное условными рефлексами? (1) У пчел трутни развиваются из неоплодотворенных яиц, что это за размножение? (10) Как называется способность организма восстанавливать утраченные части тела? (6) Какое строение глаз у Насекомых? (5) Наука о Насекомых
Ответ: 7-3-9-1-10-6-5-4 Конкурс III. Для 1 команды Строение Насекомых Тело насекомых разделено на _________, ___________ и ___________. На голове у насекомых расположены ________ глаза и ________ усиков. Насекомые имеют ______ или _______ пары крыльев и _______ ног. В зависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы: _________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________. Учащиеся озвучивают выполненные задания. Учитель комментирует его выполнение и оценивает работу групп. Для 2 команды РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
Для 3 команды Тараканы Тараканы очень древние насекомые: известны их ископаемые предки, жившие ________ млн лет назад. Тараканы не переносят ___________. При температуре - 5 градусов погибают через ______ минут. В жилище человека встречаются _________ и _________ тараканы. Они по типу питания _____. Ратовой аппарат _________ типа.
IV. Ребята, а сейчас конкурс «Заморочки из бочки» Представитель от каждой команды достает из бочки название Отряда Насекомых. Необходимо за 2 минуты дать как можно полнее характеристику отряда по признакам на слайде №9. Можно заработать баллы, если команда кроме характеристики отряда определяет виды Насекомых.
VI. Решить биологическую задачу. Для капитана 1 команды Это продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использовали еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что это за продукт деятельности насекомых ? Для капитана 2 команды Осенью и зимой в надворных постройках можно обнаружить куколки бабочки-капустницы. Некоторые из них – побуревшие не проявляют никаких признаков жизни. Разломив такую куколку, можно заметить, что внутри она наполнена какими-то червеообразными личинками. Кто и каким образом «съел» куколку? Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями? Дополнительные задания У самки комара ротовые органы колюще-сосущего типа, у слепня –режуще-лижущие. Какие ротовые органы у комнатной мухи? Чем питается это насекомое? Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых? Медведки подобно кроту делают в почве норы. Какие особенности строения конечностей способствуют роющей деятельности этого насекомого? Представьте себя муравьями. Вам необходимо вместе найти дорогу домой. Как вы это сделаете? Представьте себя рабочими пчёлами. Вам необходимо рассказать о том месте, где можно собрать пыльцу и нектар. Как вы это сделаете? Представьте себя комнатной мухой. Что вам помогает ползать по потолку и не падать бри быстром полёте? |
Каждая команда отгадывает загадки.
Учащиеся пишут биологический диктант по терминам данной темы, проверяют готовый ответ. Идет самооценка работ. Капитан команды отмечает в лисах самооценки заработанные баллы.
Проверяют правильность выполненных тестов при помощи взаимопроверки в парах, готовятся к изучению нового материала.
Учащиеся в группах обсуждают термины, которые необходимо вставить в текст, вставляют нужные слова. Один из группы зачитывает текст, другие команды оценивают выполненную работу. Капитан честно оценивает работу каждого игрока команды.
Ребята обсуждают 2 минуты свой ответ. Они могут решить отвечать каждый участник игры по признаку, могут выбрать одного из членов команды, первый вариант ответа оценивается выше. Максимальное количество баллов за конкурс 8.
Капитаны решают биологические задачи, если не справляются, команда оказывает ему помощь, Если не справляется команда, отвечают соперники. |
|
V1. Подведение итогов,
|
Определение команды победителей.
|
Подсчитываются баллы команды, суммируются и делятся на количество конкурсов. Ученики получают также оценки по листам самооценки. Баллы подсчитывают сами, проверяет капитан. |
|
VII. Рефлексия.
|
Учитель предлагает выполнить рефлексию своей деятельности. Цель: Проанализировать деятельность учащихся на уроке. Учитель: Ребята, как вы думаете, пригодятся ли вам на следующем уроке знания, полученные на сегодняшнем уроке? Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Какое задание оказалось для вас самым сложным? С каким заданием вы справились легко? Как вы считаете, объективно ли вы оценили вашу деятельность на сегодняшнем уроке? |
Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности. |
|
VIII. Домашнее задание. |
Подготовить интересные факты из жизни Насекомых, можно сочинить сказку или рассказ.. |
|